Пенза театральная

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:15, доклад

Описание работы

Пенза принадлежит к числу старых русских городов с достаточно развитой и богатой театральной культурой. И сегодня девизом главного театра города являются следующие слова: «Работать для зрителя, не взращивая его слабостей, а пробуждая все лучшее в нем. Вести за собой, давать простор для размышления – это наша позиция.

Работа содержит 1 файл

курсовик театр основная часть.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

         Пенза принадлежит к числу старых русских городов с достаточно развитой и богатой театральной культурой. И сегодня девизом главного театра города являются следующие слова: «Работать для зрителя, не взращивая его слабостей, а пробуждая все лучшее в нем. Вести за собой, давать простор для размышления – это наша позиция. Думающий человек – капитал губернии, умный театр – ее достояние». Здание Пензенского областного театра им. Луначарского неоднократно перестраивалось и реконструировалось, также менялось его техническое оснащение.  1 января 2010 года было завершено строительство нового здания, отвечающего всем требованиям современных театральных площадок мирового уровня. Автором сооружения является авторский коллектив под руководством Виктора Бреусова (гл. арх. проекта А.В. Чибирева, автор архитектурного решения фасадов И.А. Кудряшов) проект с классической схемой планировочного решения для зданий театра и фасадом в стиле неоклассика. Драматический театр им. Луначарского находится на улице Московской. Это одна из старейших улиц в городе. В сквере на Московской улице можно увидеть одну из главных достопримечательностей Пензы – светомузыкальный фонтан, а также часы с кукушкой, которые исправно работают. Кроме того, здесь можно приобрести изделия мастеров народных промыслов и местных художников. Московская улица в Пензе – своего рода местный "Арбат". Она появилась почти одновременно с возникновением города. Изначально улица называлась Средне-Посадской, а в первой половине XVIII века стала называться Московской, так как в конце улицы находилась дорога в Москву. На этой улице театральная жизнь развивалась, а зародилась она е здесь. Сейчас на улице Кирова дом 17 мы видим старинное трехэтажное здание, где располагается военный госпиталь (портфели экскурсовода №1), а в конце 18 столетия это был центр большой усадьбы, в котором размещались пензенские воеводы, затем вице-губернаторы. Именно с этой постройкой и связано возникновение первого любительского театра. Новый вице-губернатор князь И.М. Долгорукий, получивший, по его словам, эту должность «без всякого искания и домогательства стороннего», прибыл в Пензу вечером 3 декабря 1791 года. Иван Михайлович родился в Москве 7 апреля 1764 года, скончался там же 4 декабря 1823-его, оставил о себе память в истории и литературе России прежде всего как поэт и мемуарист. В городе на Суре он сочинил послание «К швейцару», стихотворение «К усадьбе»: оба позже вошли в его сборник «Бытие сердца моего…», изданный в столице. Там же помещена и «философическая поэма» «Камин в Пензе», которая «приобрела ему в свое время великую известность». По словам биографа, И.М. Долгорукова отличали не только «благородные занятия литературой», но и любовь к сценическому искусству. «Я имел маленький талант театральной, вспоминал он в мемуарах «Капище моего сердца», - несколько опытов сей забавы в Москве, довольно удачных, развернули его и сделали  меня известным в отборных обществах. В царство Екатерины,  в сей век мудрости и просвещения, театр был в большой моде у вора и между благородными людьми». На одном из придворных спектаклей, когда Иван Михайлович «попал театрить во дворце», он познакомился со своей будущей супругой Евгенией Сергеевной: та была дочерью помещика, казненного пугачёвцами. Умерла от чахотки 12 мая 1804 года. Ей, её памяти поэт посвятил многие свои стихотворения. По инициативе и поддержке И.М. Долгорукова в губернском центре возник первый театр «благородных любителей». Сначала он размещался в доме вице-губернатора, где ставились комедии его собственного сочинения, затем чиновник уголовной палаты Д.Е. Полочанинов согласился представить под театр свою усадьбу в центре города и крепостных для строительства. Следовательно «в 1793 году, - говорится в «Истории русского драматического театра», - открылся в Пензе театр, для которого в центре города было построено специальное здание на сто человек. Театр просуществовал до 1797 года – до тех пор, пензенским вице-губернатором оставался известный театрал, драматург, актер – любитель И.М. Долгорукий. Открылся первый в истории Пензы театральный сезон постановкой комедии "Обманщик" по пьесе Екатерины II. В своих мемуарах И.М Долгорукий рассказывал о семье Копьевых, глава который был «в 1778-м году определен Пензенским вице-губернатором»он дослужился до генерального чина, вышел в отставку, получил известность как драматург: его пьесы показывались наряду с А.П. Сумароковым, И.А. Крыловым, Д.И. Фонвизиным. Имя А.Д. Копьева вошло в многотомную «Историю русского драматического театра», а комедия «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмарка» выдержала проверку временем. В 1950 году она вошла в сборник «Русская комедия и комическая опера XVIII века», изданный центральным издательством. Русские городские провинциальные театры 19 века, чаще всего возникали, как театры крепостные. По словам Ф.Ф. Вигеля, «люди лучшего тона», пензенская «почтенная публика» предпочитала бывать на представлениях и Горихвостовых, и Кожина. Эти театры обслуживали исключительно дворянскую «знать». Спектакли «губернаторской» труппы Кожина шли в Дворянском собрании и состояли из комедий. Труппа богача Горихвостова увеселяла своих зрителей операми и «исключительно итальянской музыкой» в его собственном доме. Филипп Филиппович давал и описание: «длинный ряд комнат довольно низкого, одноэтажного, деревянного дома была убран с большими претензиями; но все там было неопрятно, нечисто, как совесть хозяина». По словам И.К. Макарова, правнука основателя Саранской живописной школы, «театр в Пензе был предназначен для узкого круга друзей и знакомых (Горихвостовых О.С.); играли в нем крепостные артисты и оркестр; свои художники писали декорации и расписывали анфилады комнат». Ещё один домашний крепостной театр содержал в своем имении помещик В.И. Кожин. Василий Иванович почти до 60 лет прожил в этих местах, где и сочетался браком с сорокалетней княжной Катериной Васильевной Долгорукой. По мнению театроведа В.А. Дьякона, видимо, на радость «молодой хозяйке» и затеял у себя супруг домашний театр, в котором игрались одни только легкие переводные комедии.

     Среди крепостных театров нельзя не отметить театр Гладковых. 26 октября 1806 года, через 9 лет после отъезда И.М. Долгорукова в Москву, пензенский дворянин, надворный советник Г.В.Гладков отправил на имя губернатора Вигеля прошение, в котором говорил «о позволении завести в городе Пензе театр». К этому прошению было приложено обязательство о вместимости и внутреннем устройстве первого профессионального театра в губернском центре. Губернатор сразу же откликнулся  на просьбу Гладкова. В 1806 году состоялось открытие постоянного театра. Если в конце 18 века театр в Пензе был дворянской забавой, а в здании, построенном для него, лишь изредка играли заезжие профессиональные труппы, то крепостной театр Гладковых был предприятием коммерческим, организованным помещиком с целью извлечения дохода. Григорий Васильевич Гладков, основатель Пензенского крепостного театра, родился в 1756 г. Через 40 лет он получил в наследство 216 душ, но выгодная женитьба значительно умножила его состояние. Он открыл первый в Пензенском уезде винокуренный завод, избирался уездным предводителем дворянства. Но «пристрастие» его к театру, по словам Вигеля, не ослепляет его. Предводитель дворянства, снимающий на откуп кабаки, владелец крепостного театра, толкующий о влиянии его на нравственность и содержащий на окраине города «поварню» (трактир), дворянин, рассуждающий о происхождении дворянских родов и одновременно владелец винокуренных заводов – таков Г.В. Гладков, помещик-делец.

     В начале 20-х годов Г.В. Гладков умер. Крепостной театр переходит к его сыну – Василию Григорьевичу. В отношениях отца и сына Гладковых, к их к их крепостным актерам господствовали тот же грубый произвол и безудержная жестокость, что и к барщинным крестьянам и дворовым слугам. Недаром те другие жаловались начальству, а в 1829 г. даже пытались убить ненавистного тирана В.Г, Гладкова. Крепостные актеры и актрисы находились в полной власти барина. Крепостные актеры представляли собой «какие-то страдальческие фигуры», у которых, по свидетельству Вигеля, «на лицах, сквозь румяна и белила, были иногда заметны синие пятна». Так обстояло дело и при основателе театра, и при его сыне. В. Г. Гладков бил «не на живот, а на смерть» актеров, если ему не нравился спектакль или была неудачная охота. Совсем не либерально настроенный П.А. Вяземский, сообщая о быте крепостного театра Гладковых в 1823г., занес в свою записную книжку такие мысли: « Больнее всего, что пьяный помещик имеет право терзать своих поданных за то, что они дурно играли или не понравились помещику… обеспечить законною властью и сумасбродные прихоти помещика, который хочет, чтоб рабы плясали, пели и ломали комедь без дарования, без охоты, есть уродство гражданское и оно должно быть прекращаемо начальством, предводителями, как злоупотребление власти. И после таких примеров находятся ещё у нас заступники крепостного состояния. Характерен выразительный портрет театрала – крепостника В.Г. Гладкова, изображенный В.А. Инсарским в «Половодье»:

     «фигура его (В.Г. Гладкова. – М.М.) была крайне непривлекательна и носила печать праздной и беспутной жизни небольших помещиков того времени. Он очень походил на цыгана. Черный и красный, черный от при роды, красный, или лучше сказать, багровый, от постоянных кутежей, Гладков был небольшого роста,  немножко пузат, с большою головой, покрытою курчавыми волосами. Во всех его манерах было что-то зверское, отталкивающее».против Гладкова было возбуждено дело о жестком обращении его с крестьянами. А в 1829г. доведенный до отчаяния дворовый человек В.Г. Гладкова Петр Карманов, бывший тоже актером, возбудил ещё одно дело против своего барина. Карманов явился в Кузнецкий земский суд, где благодаря Н.А. Радищеву дело по жалобе Карманова на помещика Гладкова получило широкую огласку. Н.А. Радищев употребил все усилия к тому, чтобы стало невозможным замолчать и покрыть преступления Гладкова. По приговору Сената «за таковые поступки» было предписано церковное покаяние, а главное – было принято решение о взятии его имения в опеку.

     Театральное здание Пензенского крепостного  театра находилось в центре города на огромной усадьбе Гладкова. О  его внешнем виде можно составить  приблизительное представление  на основании воспоминаний Вигеля, Инсарского, Вяземсого и неизвестного автора «Записок о Пензенском театре». Сохранившееся воспоминания, к сожалению, очень скудны и противоречивы. Вигель говорит о небольшом каменном здании;автор «Записки» утверждает, что существовавшее вначале 1813 г. «красовался уже каменный, огромный и великолепный театр». Ининсарский пишет, что к каменному дому, жилищу Гладкова, было пристроено деревянное здание, предназначенное для театра; оно непосредственно примыкало к первому таким образом, что Гладков мог переходить из своего дома прямо в театр. Воспоминания Инсарского заслуживают доверия, так как он часто бывал в театре. Данные о репертуаре Пензенского крепостного театра представляют несомненный интерес. 297 пьес, шедщих на подмостках 22 крепостных театров с 1770-х по 1830-е годы. В монографии Н.Е. Елизаровой перечислены 91 пьеса – 17 комедий и 74 оперы, поставленных в театрах Шереметевых 1770-х – 1810-х годах. Найденные же списки пьес, составляющих репертуар одного только Пензенского театра всего за несколько сезонов, включают 191 пьесу. Таким образом, по обилию сведений театр Гладковых оказался на первом месте среди всех крепостных театров. Трупа в начале существования театра была исключительно крепостной и лишь в последствии. В 20-х годах, в ней были и любители из семинаристов и приказных; женская же часть труппы за все время существования театра состояла только из крепостных. В.А. Инсарский писал по этому поводу:»само собою разумеется, что в театральной труппе были актрисы драматические и комические, певицы, танцовщицы, одним словом весь женский персонал; но этот отдел был уже чисто крепостной… в этот женский отдел не поступали личности из среды местных граждан, да это было и невозможно при пьяном и развратном распорядителе театра». Вигель пишет, что Гладков выгонял на сцену в ролях статистов «всю дворню свою от дворецкого до конюха и от горничной до портомойки» И позднее главную тяжесть представления выносили крепостные. В архиве вяземского сохранилось две рукописные афиши спектаклей, виденных им в театре Гладкова в Пензе в январе – июле 1828 года. (портфель экскурсовода №2) В театре играли такие актеры как Бурдаеув, Карманов, Матвеев, Потехин, Ромазанов, Сахаров, Соколов, Сулейманов, Федоров. Впервые по этим афишам были установлены имена актрис: Артемьева, Мазурина, Соколова, Фролова. В театре Гладкова было необходимое оформление (декорации, сценические эффекты, бутафория, оркестр).сцена освещалась сальными свечами. Перед всяким спектаклем исполнялась музыкальная увертюра. О довольно высокой технике свидетельствует постановка таких произведений, как «Отец и дочь», «Калиф на час» или опера «Русалка». Ставились спектакли, требовавшие богатых декораций. Так  в «Калифе на час» - это чертоги Калифовы, в «Русалке» - это мгновенные превращения, в пьесе «Отец и дочь» сцена представляла дремучий лес, где сверкала молния. Д.П. Иванов, товарищ Белинского по гимназии сообщает, что В.Г. Белинский страстно любил театральное зрелище и часто посещал Пензенский театр Гладкова. «Самое лучшее, соединявшее все вкусы удовольствие, - вспоминает Иванов, - доставлял театр, страсть к нему не была исключительною принадлежностью одного Белинского: он в равной, если не в большей, степени овладевала душою всей учащейся молодежи, и семинаристов…Когда у Белинского недоставало собственных денег для театра, он прибегал к займам, которые всегда уплачивались при получении из дома денег». Своё увлечение театром Белинский и его друзья переносили из Пензы в Чембар, где во время рождественских и летних каникул устраивали домашние любительские спектакли, в которых участвовали сами. Крепостной театр Гладкова в Пензе, любительские спектакли в Чембарах зародили в Белинском то увлечение сценическим искусством, которое он пронес через все свою жизнь.

     Театром Гладкова интересовались и зрители, и пензенские литературоведы, а именно М.П. Молебнов. Родился 1891 в Пензе, после окончания университета проводил занятия в школах города, позже вел курсы литературы в педагогическом техникуме, а последние годы в вузе, состоял деканом факультета русского языка и литературы. Говоря о новом здании театр Молебнов опирался на воспоминания Ф.Ф. Вигеля, В.А. Инсарского, П.А. Вяземского. И без сомнений оставалось лишь одно: не сохраненное временем здание, располагалось на месте, где сейчас находится магазин «Дон» (угол улиц Замойского, бывшей Пушкарской, и Кирова, до революции именовавшихся Нижнее-Посадской, 1-й Спасской, Троицкой). Этот участок (от улицы Замойского до улицы К.Маркса) в прошлом Никольской, называли Театральной улицей. Позже театром Гладковых начинает заведовать И.Н. Горсткин. К нему в 1862 году обращается труппа из Саратова, в числе которых находился актер, режиссер, мемуарист П.М. Медведев. На что И.Н. Горсткин им ответил: «ну, коли есть таланты, будут  и таланты! Надо вас устроить, вы интересны!» позже П.М. Медведев вспоминает, что здание театра с виду было одноэтажным, а на самом деле существовало помещение ещё внизу, которое было «обширно и хорошо устроено».

     В 1916 на Базарной (ныне Театральной) площади  открылся Народный дом им. Императора Александра II (портфель экскурсовода №3). Было построено на средства горожан. Проект данного здания принадлежит Алексею Евгеньевичу Яковлеву, в 1910 году он стал победителем во Всероссийском конкурсе на разработку проекта Народного дома им. Императора Александра II в Пензе. Его строительство было приурочено к 50-летию отмены крепостного права в России. Арендатором Народного дома стал Драматический кружок имени Белинского, прежде базировавшийся на летней площадке в городском парке. Со временем драматический кружок превратился в профессиональный театр. Это здание в стиле модернизированного ренессанса должно было придать нижней части города новый архитектурный облик. Выразительность зданию придавали брутальные формы с симметричными башнями и полукруглые окна. В таком виде оно просуществовало до 1963 года прошлого века. Менялись исторические события, в соответствии с ними изменялся как облик здания, так и его название. С 1918 года театр именовался Гарнизонным. 20 октября 1920 года решением Пензенского губисполкома драматическому театру было присвоено имя первого Наркома просвещения. Анатолий Васильевич Луначарский выступал в помещении театра с лекцией «Борьба за нового человека». На сцене театра шли его пьесы: «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» и другие. Вторую реконструкцию театр претерпел уже в 90-ые годы. (портфель экскурсовода №4) Трехэтажное здание театра было выполнено в стиле классицизм. Высота здания составляла 13 метров, длина 100 метров, ширина 45 метров, а число мест для зрителей составляет 1153. Само сооружение облицовано было известняковой плиткой, имело мраморный цоколь и было декорировано двумя симметричными рельефными нишами, украшенными барельефом, изображающим сцены из жизни нашего края. Легкость зданию придавало вытянутость прямоугольных окон, обрамленных по способу «рустики». Выразительность переднего фасада достигалось за счет нависающих балконов, украшенных декоративным элементом «маскарон». Маска-символ театральной жизни. А декоративный элемент «облом», использованный в поясе здания придало завершенность строению. После реконструкции изменился как экстерьер, так и интерьер театра. Вот, что сказал в одном из интервью художественный руководитель театра - В.В. Огарев: «… первый этаж, т.е. вестибюль преобразился полностью. Мне кажется, прежний наш театр, реконструированный в 60-ые годы, мало был похож собственно на театр. Эстетика тех лет обезличивала, лишала индивидуальных примет само здание театра. Неуютно было и внутри. Теперь же, на мой взгляд, стало красивее, теплее, уютнее и театральнее…». Несмотря на различные облики одного и того же здания, пензенский театр во все годы своего существования приносил зрителям знания, культуру и удовольствие.

     Известные личности, имеющие отношение к  пензенскому театру: декабрист Иван Николаевич Горсткин (с 30-х годов XIX века); известные антрепренёры, режиссёры и актёры XIX-XX веков, работавшие в пензенском театре: Михаил Павлович Докучаев, Петр Михайлович Медведев, Евгений Иванович Климовский, Василий Пантелеймонович Далматов, Владимир Алексеевич Гиляровский. На сцене Народного дома вначале XX века начинал как актёр юный Всеволод Мейерхольд. Состоявшись, как режиссёр-новатор в Москве, он неоднократно возвращался в Пензу, ставил здесь спектакли, привозил на гастроли свой театр.

     Был близок пензенскому Народному театру и будущий популярный актёр кино начала XX века Иван Ильич Мозжухин.

     В период с 1971 по 1981 годы пензенский театр  драмы возглавлял народный артист РСФСР Семен Моисеевич Рейнгольд. Это время осталось в хрониках театра как период расцвета и сценических удач. 

     Новый творческий подъем пензенская драма  испытала в 90-е годы XX века. В это время театр возглавлял заслуженный деятель искусств Российской Федерации Виктор Владимирович Огарёв. В этот период на пензенской сцене работали не только сильнейшие актеры, но и известные столичные режиссеры.

     Руководитель  Московского Театра на Юго-Западе Валерий Романович Белякович поставил в Пензе в период с 1989 по 2000 год семь зрелищных масштабных спектаклей по сочинениям Гольдони, Шварца, Шекспира, Булгакова, Горького.

     Театр сотрудничал с постановщиками из Венгрии: Геза Балог поставил спектакль «Флора Тоот» по пьесе Ш.Броди, Антал Ренц — мюзикл по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак», комедию Роберта Ли «Тетушка Мейми» поставил американский режиссер Дэвид Кэплан. Неоднократно на постановки приглашались П.Л. Монастырский (Самара), Б. Гуревич (Санкт-Петербург), А. Иванов (Воронеж), а также представители нового поколения режиссуры: В. Данцигер, О.Субботина, В.Агеев, П.Орлов.

     В 1993 году пензенцы стали участниками международного фестиваля «Вехи» в Костроме. Играли спектакль «Борис Годунов» по пьесе А. Пушкина.

     В 2000 году принял участие в IV международной выставке-ярмарке «Театр-Информ 2000» в Москве. В 2001 году спектакль Пензенского театра «WOLFGANG» по пьесе Е. Исаевой и В. Поплавского «Счастливый Моцарт» был тепло принят в Белгороде на фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину».

     В мае 2002 года в Пензенском театре проходил фестиваль «Театральный мост Пенза  — Москва», ставший завершающим  этапом двухгодичного проекта, выигравшего  грант Президента России за 2001 год. В сентябре 2003 года Пензенский театр гастролировал в Москве. Спектакли играли на сцене филиала Малого театра на Ордынке («Иванов» А. П. Чехова, «Тифлисские свадьбы» А. Цагарели, «WOLFGANG» Е.Исаевой и В.Поплавского, «Поминальная молитва» Г. Горина).

Информация о работе Пенза театральная