Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:10, курсовая работа
Объект данного исследования – процесс ознакомления с основами цветоведения.
Предмет исследования – содержание и методика ознакомления с цветом.
Контингент – старшие дошкольники.
Целью данной работы является теоретической осмысление роли и значения ознакомления детей с основами цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Познание цвета и его характеристик………………………………….5
Глава 2. Система классификации цветов……………………………….............10
Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом……..15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Издавна на Руси красный цвет считался самым красивым. Выражение «красная девица» значило, что она очень хорошая и красивая.
Велика роль цвета в обрядах и празднествах. Интересно отметить, что у разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение. Белый цвет у европейских народов – символ невинности и чистоты. А в Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет символизирует смерть и является цветом траура. Славяне же одевали умерших в белые одежды.
Можно сделать следующий вывод, что на протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Со временем, символическое содержание, признанное за тем или иным цветом, подвергалось изменениям. Природное окружение, климат оказывали влияние на формирование цветного зрения, развивали чувство цветоведения.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. Гете в своем труде дал характеристику эмоционального действия цветов на человека.
В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный; желтый цвет — теплый, веселый, привлекательный; оранжевый цвет — радостный, пламенный, добрый. Зеленый цвет создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, спокойный, печальный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов — он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Помогают
развитию чувства цвета занятия живописью
и знание законов науки о цвете, классификации
цветов.
Глава
2. Система классификации цветов
Важным
разделом науки цветоведения является
раздел классификации цветов, законов
цветовой гармонии.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
Все цвета можно разделить на две категории. Как указывают исследователи (Л. Рихтер, С.С. Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета - хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 г. американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах. Натренированный человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Ахроматические (бесцветные) - белый, серый и черный - не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 переходных оттенков от серого к черному цвету.
На простом примере легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее, чем другие. Черные цвета тоже неодинаковы: например, черный бархат темнее черного сукна, а черное сукно темнее черного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона.
Остальные цвета в отличие от ахроматических называются цветными, или хроматическими. /1; 167/.
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Ньютон провел эксперимент с преломление белого луча света через призму, выделил цвета спектра. В спектре цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, зеленовато-желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как мы видим, в составе спектра отсутствуют белые, серые и черные – ахроматические цвета.
Человек различает не только разные цвета, например красный, синий, зеленый, но и их оттенки, отличающиеся один от другого по светлоте и насыщенности.
Основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенность.
Применительно к хроматическим цветам под светлотой мы понимаем наличие в цвете того или иного количества черного или белого пигмента. Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый с постепенным переходом в черный), то изменятся одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Например, прибавив белый цвет к красному, мы уменьшим его насыщенность, а светлоту увеличим. Таким образом, можно получить множество светлых цветов.
Примешивая более темные по светлоте ахроматические цвета к хроматическому цвету, мы уменьшаем его светлоту и насыщенность одновременно.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Цвета спектра всегда располагаются в последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый – более всего похожи один на другой. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. /Приложение 1/
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
Цветовой круг можно разделить на две части, так, чтобы в одну вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленый цвета, получившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем и огнем, а в другую — голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые «холодными», так как напоминают о льде, снеге, холоде, воздушной дали.
Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, гак как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим - теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.
Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
Большинство крупных художников пишут, используя всю палитру теплых и холодных красок. Однако у одних все картины написаны в излюбленном теплом колорите (Репин И. Е., Рембрандт Х. ван Рейн) /Приложение 2/, у других - в холодном (Рерих Н.К., Эль Греко, Врубель и др.) / Приложение 3/
ОСНОВНЫЕ, СОСТАВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Сокольникова Н. М. отмечает: «Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это — красный, желтый и синий цвета.
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.
У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цвете произошли прямо от объектов с характерным цветом, песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый малиновый, вишневый, сливочный и т. д.
Легко догадаться, что цветовой тон определяется
названием цвета (желтый, красный, синий
и т. д.) и зависит от его места в спектре.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д.
Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д. Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.
Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.
Итак, у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. На чёрном серое кажется более светлым, а на белом – более тёмным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте». /2; 27/.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ
Локальный
цвет предмета - это те чистые, несмешанные,
непреломлённые тона, которые в нашем
представлении связаны с
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов: оптическое, пространственное и механическое.
Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в нужные цвета. Основные цвета в оптическом смешении – красный, зелёный и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и жёлтый.
Пространственное смешение цветов получается при рассматривании на некотором расстоянии небольших, касающихся друг друга цветовых пятен. Они сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и обусловлено правилами оптического смешения. На пространственном смешении цветов основано получение изображении различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определённого расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, цвет ощущается пространственно – смешанным.
Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует чётко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе. /5;79/.
Итак, можно сделать вывод: существуют следующие виды цветов- ахроматические и хроматические, основные и составные, локальные, теплые и холодные.
Глава
3. Методика ознакомления детей дошкольного
возраста с цветом
Современными учёными разработаны программы для ДОУ нового поколения. Это такие программы как: «Радуга» (авторский коллектив под руководством Дороновой Т. Н.), «Развитие» (под редакцией Дьяченко О. М.), «Детский сад – дом радости» (авторы Крылова Н. М., Иванова В. Т.), «Одарённый ребёнок» (авторский коллектив под руководством Венгера Л. А., Дьяченко О. М.), «Истоки» (авторский коллектив Парамонова Л. А., Давидчук А. Н., Новоселова С. Л., и др.), «Детство» (авторский коллектив: Логинова В. И., Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. М).
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду ведутся по вариативным или комплексным программам.
Рассмотрим особенности программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
В программе указанно, что задачами занятий по изобразительной деятельности в старшей группе являются: