Отчет по практике «Серебряный век. Врубель М.А.»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:55, отчет по практике

Описание работы

Эпоха одна от другой всегда отличается, и, когда мы говорим о серебряном веке, мы представляем какое-то яркое, динамичное время, существенно отличающееся от того, что было до и того, что будет после. Это эпоха длилась всего примерно четверть века между временем Александра III и 17 годом XXвека.

Содержание

Введение 3
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), 4
«Богоматерь с младенцем» 4
"Девочка на фоне персидского ковра" 5
"Принцессы Грезы" 6
Мамонтов Савва Иванович 7
Заключение 8
Список используемой литературы 10

Работа содержит 1 файл

Серебряный век.docx

— 30.19 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет

 

Отчет по практике «Серебряный век.

Врубель М.А.»

 

выполнила

Румянцева Е. С.

группа 3307

 

 

2011

 

Содержание

 

Введение 3

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), 4

«Богоматерь с младенцем» 4

"Девочка на фоне персидского ковра" 5

"Принцессы Грезы" 6

Мамонтов Савва Иванович 7

Заключение 8

Список используемой литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха одна от другой всегда отличается, и, когда мы говорим о  серебряном веке, мы представляем какое-то яркое, динамичное время, существенно  отличающееся от того, что было до и  того, что будет после. Это эпоха  длилась всего примерно четверть века между временем Александра III и 17 годом XXвека. 

Нельзя безапелляционно  указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это  журнал «Мир искусства», или возникший ранее «Северный вестник», или сборники «Русские символисты». Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер «Мира искусства», новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.. Бердяев, С. Маковский это те ,кто впервые вводил понятие «серебряный век» в русский обиход.    

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после  этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая  широкая и могучая волна, каким  был наш серебряный век, не могла  не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще  живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством  и общим трудом которых был  создан серебряный век,но сама эпоха  кончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности — каждый в отдельной  замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и  некоторые объединения — как, например, Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература» в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного  века оборвался на полуслове, когда  прозвучал выстрел, сразивший  Гумилева.  

Иногда говорят, что серебряный век — явление западническое. Действительно, своими ориентирами  он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше.

Отдельно я хочу рассказать про жизнь и творения всестороннего  Врубеля Михаила Александровича, выдающегося художника, скульптора и декоратора, который внес большой  вклад в развитие искусства Серебряного века.

 

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же художник написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства).

«Богоматерь с младенцем»

Уже в Академии художеств  Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа  А. Прахова уезжает в Киев для  участия в реставрации древних  росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы 4 новые  композиции на месте утраченных. Это 4 эконы.

Для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых Кирилла и  Афанасия – Врубель поехал в Венецию. Прахов решил, что лучше Врубелю  работать над ними не в Киеве, а  в Венеции, городе-музее, где перед  глазами будет собор св. Марка  с его знаменитыми мозаиками.

В иконах Врубеля наблюдается  большее следование в самих деталях  византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних  памятников, которые послужили художнику  исходным моментом. Кроме этого, в  характере образов и в живописной манере этих работ сказались впечатления  от искусства эпохи Возрождения. Врубель соединил в них средневековый  канон с острым психологизмом  нового времени.

Врубель провел в Венеции  около полугода. Венеция стала  важной вехой в его творчестве. Но он сильно тосковал по родине и хотел  скорее вернуться в Киев. Одна из причин заключалась в том, что  Врубель был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну. Еще до отъезда  за границу он несколько раз рисовал  Прахову – ее лицо послужило ему  прообразом для лика богоматери. Портретное сходство сохранилось  и в самой  иконе, но там оно приглушено. Глаза  как будто созерцают что-то другим неведанное. Икона Богоматери –  это один из несомненных шедевров Врубеля – женственно – нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.

 

 Феерическое великолепие  врубелевского колорита в полной  мере проявилось в картине 

"Девочка  на фоне персидского ковра" (1886, там же).

Создавая портреты, Врубель  погружал модель в мир своих собственных  идей и образов. Далеко не всякая модель для этого годилась. Если она в  мир Врубеля «не входила»,ему  было трудно пересилить себя. Он даже мог  сказать «Надоел мне ваш портрет» и не дописывать его. Зато когда Врубеля  заинтересовывало именно лицо, его тянуло подвергнуть этого человека переодеванию, превращению, превратить его в какую-нибудь воображаемую личность.

На картине «Девочка на фоне персидского ковра» изображена дочьвладельца ссудной кассы  в Киеве. Эта картина признак  салонной эстетики , мотив: под красиво  ниспадающими в виде балдахина складками  и узорами ковра красивая девочка  в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузили шею», пальцы унизаны перстнями… Но – слишком много красоты, угнетающе много: вся мизансцена исподволь поворачивается в сторону траурных ассоциаций. Девочка похожа на одну из тех жен, которых отправляли вослед умершему владыке, перед тем обряжая со всевозможной роскошью, так что сама роскошь становится знаком готовности к жертвоприношению. Бессильно упавшие руки многозначительно, крест-накрест положены ладонями на розу и кинжал – традиционные эмблемы любви и смерти. Это не взгрустнувшая младая дама, а сама Печаль.

 После переезда в  Москву Врубель становится одним  из самых активных членов художественной  группы С.И.Мамонтова. Здесь живописец  пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике.

 (Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.)

  Скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

«Русский стиль» этих вещей  находит выражение и в его  сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова.

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская  галерея). Сюжет

"Принцессы  Грезы" был взят Михаилом Врубелем из необычайно популярной в то время пьесы Эдмона Ростана. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней. Вот такая печальная и красивая история о вечной любви. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи",

"Сирень"

  (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых  ярких мастеров изобразительного искусства  и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху  глобальной компьютеризации и новых  сложных взаимоотношений между  индивидуальностью художника и  мощной индустрией визуальных технологий.  
Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. И кто бы мог подумать, что картина «Сирень» на самом деле написано с черно-белой фотографии.

 Экспрессивно-драматичны портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. 
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет В. Я. Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

Мамонтов  Савва Иванович

Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов в к. XIX в. объединил в своем  подмосковном имении Абрамцево плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин и др.). Основав в 1885 Московскую частную оперу, привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и др., взяв на себя художественное руководство. Деятельность Мамонтова способствовала развитию русского искусства.

Заключение

 

Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя. "Кто такой писатель? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество", - полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.  
 
Итак. Будущий художник Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году - в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список  используемой литературы

 

  1. http://www.tanais.info/art/vrubel11more.html
  2. http://www.silverage.ru/main.html
  3. http://www.liveinternet.ru/users/kovalaris/post69555085/
  4. http://smallbay.ru/vrubel.html
  5. http://vrubel-world.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отчет по практике «Серебряный век. Врубель М.А.»