Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.

Содержание

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
Выводы к главе I
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2 Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводы к главе II
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
Виолетта  Х. Собирала листья
Дима  К. Бегал с Ваней
Катя  П. Подарила маме букет
Саша  С. Играл со своей  собакой
 

Серия 2. Составление  рассказа о картине.

А. А. Дейнека  «Гладиолусы с рябиной»

Андрей Д.

Мне нравится картина. На картине я вижу красный, зеленый, розовый, оранжевый, фиолетовый цвета. Я думаю, на картине главные цветы. Они большие и яркие. Я хочу назвать картину «Колокольчики». Потому что цветы похожи на колокольчики.

Кристина Г.

Красивая картина. Она называется натюрмортом, потому, что на картине нарисованы цветы и игрушки. Я вижу красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый, желтый, розовый цвета на картине. В картине главные цветы Потому, что они большие и яркие. Я бы назвала картину «Красные цветы».

Ирина М.

Мне нравится картина. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки. На картине красный, розовый, синий и сероватый цвета. Главные в картине цветы, потому что они большие.

Лилия С.

На картине  нарисованы цветы, мальчик на лошади, барыня. На картине я вижу красный, синий, белый цвета. Главные в картине цветы, потому что они красные. Я хочу назвать картину «Цветы»

И. Левитан «Осенний день. Сокольники»

Никита Б.

На картине  нарисована золотая осень, потому что  листья на дорожке лежат на дорожке. Листья похожи на золото. В картине  холодно. Художник нарисовал тучи на небе. Я хочу назвать картину «Золотая осень».

Соня Р.

На картине  нарисована осень. Художник нарисовал  желтые листья на деревьях. Листья похожи на золото. А еще небо затянуто тучами. В картине холодно, потому что  девочка тепло одета. Я назову картину «Осень».

Данил З.

На картине  нарисована осень, потому что листья опадают. Художник нарисовал небо без  тучек. В картине тепло, потому что  листья желтые. Я хочу назвать картину  «Осень».

Вика П.

На картине  нарисована осень, потому что желтые деревья. Листья похожи на солнышко. Небо затянуто тучами. Можно назвать картину «Осень».

И. С. Остроухов  «В Абрамцевском парке»

Саша С.

На картине  нарисована золотая осень, потому что  с деревьев падают желтые листья. Кажется, листики летают в картине. В картине тепло, потому что все желтое. Я хочу оказаться в картине.

Катя П.

На картине  нарисована осень. В картине на земле  лежат желтые листья. В картине  ветер и листочки летают. В картине  тепло. Я хотела бы поиграть в картине.

Виолетта Х.

На картине  нарисована осень, потому что на деревьях желтые листья. Художник нарисовал ветер и листочки летают. В картине тепло, потому что светло. Я хочу оказаться в картине.

Дима К.

На картине  нарисована осень. Художник нарисовал  желтые листья. В картине тепло, потому что на земле лежат желтые листья.

Изучив полученные результаты нашего исследования, можно  сделать вывод о количестве детей  с определенным уровнем восприятия произведений живописи. Данные занесли  в таблицу 2.1 

Табл. 2.1

Показатели уровней  восприятия произведений живописи

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
6 детей 5 детей отсутствует

Данные нашего исследования говорят о том, что  детям шестого года жизни доступны для восприятия разные жанры живописи. Ребята с интересом их рассматривают, пытаются понять замысел художника, строят описательные рассказы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Таким образом  нами были изучены психологическая, педагогическая и искусствоведческая методики с помощью которых мы смогли разработать собственную  методику изучения уровня восприятия произведений живописи детьми 6-го года жизни. В ходе проведения диагностики было выявлено, что у детей группы, в которой было проведено исследование, высокий и средний уровни восприятия живописи.

Дети с высоким  уровнем восприятия живописи понимают замысел художника, выделяют главное в картине, высказывают свое эмоционально личностное отношение, понимают и используют в своих рассказах искусствоведческие термины такие как жанр, пейзаж, натюрморт и т.д.

Дети со средним  уровнем восприятия живописи самостоятельно строят полные предложения, составляют описательные рассказы по картинам, высказать свое эмоциональное отношение к картине. 

ВЫВОДЫ

Главной целью  нашей работы было выявить особенности  восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни. Работа состоит из двух глав, каждая из которых будет кратко проанализирована ниже.

Первая глава  посвящена теоретическим основам  восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи. Нами были раскрыты особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста. Мы определили задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни. Так же работе были охарактеризованы методы ознакомления детей с живописью.

Вторая глава  посвящена непосредственно исследованию уровней восприятия живописи 6-го года жизни. Нами были разработаны критерии оценивания уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста. Мы провели исследование уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста в ходе которого было опрошено 11 детей. Из них 6 детей с высоким уровнем восприятия и 5 детей со средним уровнем. Данные нашего исследования показывают, что дети интересом рассматривают картины, с легкостью описывают их, и пытаются понять замысел художника. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Алексеева М. М., Яшина В. И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия»,1997.-400с.

2.  Базова програма розвитку дитини дошкільного віку « Я у Світі» / М-во освіти і науки України, Акад. пед.наук України; наук. ред. та упоряд. О.Л.Кононко.- К.: Світич, 2008.- 430 с.

3.  Баскакова И.Л. «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации» «Институт общегуманитарных исследований» Москва, 2002 г.- с.

4.  Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 421 с.

5.  Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1997.- с.

6.  Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О. С., Парамоновой Л. А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с

7.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8.  Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976. –с.

9.  Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

10.  Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

11.  Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. - М.,1969. - 111 с.

12.  Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

13.  Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.-5-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

14.  Коментар до Базового компонента дошкільної освіти в Україні / В кн. Керівника дошкільного навчального закладу: Довідково методичне видання / Упоряд. О. А. Копєйкіна; Л. В.Гураш.- Харьків: Торсінг плюс, 2006.-512 с.

15.  Маслова С. Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду.- СПб.: Нестор-История, 2010.- 176 с.

16.  Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. 126 с.

17.  Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с

18.  Разумный В. А. Эстетическое воспитание. - М, 1967. - 190 с.

19.  Сакулина Н. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.

20.  Урунтуева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений.-2-е изд.-М.: Издательский центр “Академия”, 1997.- 336 с.

21.  Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1974.- с.

22.  Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. 1992.- с.

23.  Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н. А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

24.  Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетиче ские очерки. М, 1977, № 4. С.38-62.

25.  Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. С. 128-136.

26.  Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 - 53; 1982. № 1. С. 55 – 60.

27.  Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-С.35-38.

28.  Шульга Л. Барви натхнення. Програма спецкурсу з формування колористичної культури дітей 3-10 років // Палітра педагога.- 2008.- № 4. -С.9-13.

29.  Шульга Л. Розвивальні ігри з дослідження колірних відтінків // Дошкільне виховання.- 2008.- № 12.- С.20-23.

30.  Вербенец А.М. Как изучать опыт посещения музеев у детей дошкольного возраста. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/pedagogics/

31.  Развитие восприятия в разные периоды детства. http://www.psychology-online.net/articles/doc-1341.html 

Приложение 1

Информация о работе Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни