Особенности украинского барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Каждая нация развивалась для перекрестке многих влияний разных региональных форм мировой культуры. Но для Украины мы имеем редкую ситуацию наложения разных цивилизаций: античной и византийской, восточнотюркской и ближневосточной (в их мусульманском и хазарсько-иудейському вариантах), западноевропейской и восточнославянской; более того -"лавирование" ранних форм украинской культуры между ними затем собственным курсом. Поэтому кордоннисть украинской культуры приводит в остаок к своему роду принципа палимпсесту, если сквозь новомодный текст проступают старые буквы, которые были стерты временами.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ УКР БАРОККО.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Особенности украинского барокко

    Каждая  нация развивалась для перекрестке  многих влияний разных региональных форм мировой культуры. Но для Украины  мы имеем редкую ситуацию наложения  разных цивилизаций: античной и византийской, восточнотюркской и ближневосточной (в их мусульманском и хазарсько-иудейському вариантах), западноевропейской и восточнославянской; более того -"лавирование" ранних форм украинской культуры между ними затем собственным курсом. Поэтому кордоннисть украинской культуры приводит в остаок к своему роду принципа палимпсесту, если сквозь новомодный текст проступают старые буквы, которые были стерты временами. Этой палимпсестности или не больше всего отвечает культурное дух барокко, с его новым типом сознания, которое получило плодотворное и органическое развитие для арены украинской цивилизации. Барокко возникает в Европе как промежуточная культура между эпохами Ренессанса и Просветительского. Оно было первым синтетическим и потому универсальным направлением новоевропейской культуры, которое оказалось во всех ее формах и регионах.

    На  Украине барокко заявляет о себе могучим аккордом золотых бань киевских соборов, которые были построены  или перестроены в этом стиле; контрапунктом планов в панораме монастририв Чернигова, Новгород-сиверского, Полтавы; экспрессивной пластикой Львовской скульптуры; мощным декоративным потенциалом украинской гравюры, высокой метафизикой поэзии; возмущенной промовной патетикой полемистов; багатоманитнистю полифонической проробки материала в партесний музыке и смысловой бездонностью символико-алегоричного менталитета литературы киево-могилянцив; драматичным живописью, авантюрной волнующей казацкой души. Однако, культура барокко не была идейно однотипной. Возникая для юге Европи, (в Италии ХVІ века), она приобретает разнообразные, коекогда диаметрально ориентированные в духовном отношении, формы в разных регионах. В католических странах западной Европы (Италии, Франции, Испании, Португалии) она связывается с Контрреформацией, "второй волной" схоластика и с придворным, аристократическим искусством, с его склонностью к маньеризму и евфуменичной символики. В протестантских странах и славянском мире культура барокко, близко с беспричинно называемым "высоким стилем" обнаруживает определенные демократические тенденции, исторически опирается для лютеранскую общину или православные братства, питается духом патриотических национальных движений, воспевает новомодный форма героя, сколько отвечает всестановости этих движений, начинает фольклоризацию художественных жанров и входит в эпоху десакрализации культуры.

    Как синтетическое дух барокко переосмысливает  около углом зрения катаклизмов  новоевропейской истории определены духовные свершения позднего Средневековья, Ренессанса и Реформации. При этом сквозь Средневековья берется духовность символического виденья мира, сквозь Рененансу - гуманизм (иногда в трагическом истолковании) всего освежение античности, сквозь Реформации - патетическая антитетичнисть, динамика. Спецификой украинского барокко было желание в этом отношении то обстоятельство, сколько притяжения к античности и мифологическим образам и средневековой символике переламываются в нем сквозь освежение традиций Киевской Руси; а определены идеи Реформации усваиваются в контексте идеалов национально-освободительной борьбы с ее героикой и демократизмом. Эти демократические тенденции и связывают для Украине определенные черты барокко (в частности его декоративность) с особенностями народного искусства, а не визирунковистю рафинированного, рядового вкуса придворной жизни.

    Не  невзначай для Украине барочная искусство развивается не всего затем счет нового строительства, всего и сквозь предоставление древнерусским храмам эпохи Киевской Руси бес нового художественного направления (как это, например, скудно период около реставрации Софии, Михайловского монастыря, ансамбля Лавры в Киеве, Успенского собора ли в Чернигове). Даже около строительстве новых барочных храмов используются традиции Киевской Руси, как это имело период около строении Преображенского собора Мгарского монастыря. Что же касается возобновления образов всего традиций античности, то оно одобрять не всего сквозь дыхания европейской культуры Нового времени, всего и сквозь античных ценностей культуры Киевской Руси. Поэтому беспричинно органически воспринимались одно эра античные маски в притворе Богоявленского собора Киева, и соединение персонажей античной мифологии с хвалой Христу и Богородице в поэзии С.Почаского, К.Транквиллиона-ставровецкого, К.Саковича, Г. Кониского и проч.

    Отвечает  своему времени и бюст 12-ти подвигов Геракла в скульптурах, которые украшают ратушу в Бучачи. И даже пример Г.Сковородой поганских капищ с христианскими храмами, а Епикура - с Христом не стали вызовом менталитету барокко.

    Но  около всей толерантности барокко  к предыдущим направлениям развития культуры, около всей его полистилистичности, способности к скопление разных культурных эпох, оно скудно и специфические, присущие всего ему черты. Последние были связаны с углубляющим виденьем дисгармонийности и сложности мира, открытиям катастрофической и парадоксальности бытия, его непреодолимой конфликтности, с драматичной метафизикой человеческой жизни как арены действия антагонистичных сил, художественным усвоением динамизма всего существующего. Барокко преодолевает статуарность средневековой иконы и культ рационализируемой симметрии в искусстве Ренессанса. Если Ренессанс приводит к монополии приличный линии и уравновешивания всех элементов художественного произведения затем счет жесткого пропорциювання и наглядной симметричности, то культура барокко тяготеет к возмущенному свитозображення, к предельной динамизации реальности, которая моделируется сквозь черты беспокойства, текучести антитетичности.

    Художественная  семантика конфликта, контраста, борьбы противоположностей приходится в культуре барокко к стилевой манифестации. Для неи нормой является не гармония, а ее пример с дисгармонией, не сакральное как такое, а его отпор профаничному, не невзыскательный текучее, а его антитетичнисть вечному, не смерть, а ее соперничество с жизнью. Более того, антитетичнисть в барокко обобщается к борьбы миров - бытия и антимира ада, небесной сферы и бездны. Характерной в этом отношении есть тематика произведений, которые принадлежат украинскому литературному барокко, типу "Слово о возмущению ада" или "Брань архистратига Михаила со Сатаной..." (что ее написал Грамм. Сковорода).

    Антитетичность в барокко, в частности для Украине, имеет символическое достоинство и подается с этой стороны согласно большей части сквозь драматургию светло теневых контрастов. А последняя передает жажду фаворского света - одного из символических образов Христа.

    Динамизация действительности в ее конфликтности  и текучести довольно адекватно  воплощается принципом концертности в музыке как борьбы разных инструментальных стихий. Именно этому принципу и  отвечает развитие для Украине в эпоху барокко партесного концерта (М. Дилецкий и проч.), с присущей ему эстетикой противопоставлений и соперничества разных партий, тембров, мажорно минорных контрастов, тональных планов вообще.

    И хоть такая стилистика является разработкой естественных бес искусств, которые основаны для художественных феноменах времени, она в культуре барокко приобретает общее достоинство воеже всех родов художественного творчества, даже пространственного фонда. Так в украинском изобразительном искусстве новомодный половины ХVІІ и началу ХVІІІ веков возникает значительная училище гравюры (0. и Л.Тарасевичи, Д. Галятовский, И.Щирский, И.Мигура, Г.Левицкий и проч.), которая делает предметом изображения драматизирующую действительность. В ней возмущаются измерения верха, низа, неба, земли затем счет динамизации капризных образов туч, рек, крон деревьев, которые обдуваются ветром.

    Эффекты переменчивого багатоманиття миру используются и в барокко архитектури  Украины. В ней усиливается использование  позолоты, сколько видзеркалюе кинематику бытия, создается такая полифония золотых бань соборов, которая позволяет выразительно, для блестящем фоне раскрыть драматургию бега туч, призрачность туманных пятен, волновые накаты вьюги и кружения снега, реет солнечных бликив или блеск дождя.

    Это кинематическое ощущение мира находит  свое вид и в поэзии барокко, где  архетипичного достоинство приобретает  обиды жизни как море, бездну, корабль в бурном океане, а жизнь  рассматривается как потек. Соответственно такому виденью в градостроительстве Украины происходит визуализация динамических эффектов сквозь введение в архитектурни композиции перспективы всплывающей воды, реки как архетипу текучести. Да панорама Георгиевской церкви Видубичив, Вийсково-микильского собора и Лаврских звонниц Киева строится с учетом присутствия Днепра; в композицию Троицкого монастыря и перспективу церкви Екатерины в Чернигове и в ландшафтный контекст Успенского собора Новгорода-сиверского входит Десна, а Спасо-преображенска храм в Больших Сорочинцах согласовывается с заводями реки Псел. Свой вклад в динамизацию миропонимание вносит и новая купольная наставление в украинском барокко, которое характеризуется переходом сквозь шлемовидного контуру верхушек соборов к предоставлению им сходства с абрисом пламени свечи.

    3 взгляду роли динамики и динамических  эффектов искусство барокко в  определенном понимании сближается  с музыкой. В нем растет достоинство  ритма и даже специфической  выразительности волнообразной  ритмики, в поэзии усиливается  использования потока созвучностей и диссонансов, неожиданных поворотов в изложении темы; в пространственных родах искусств художественно усваивается контраст, наложение разных планов и состояний, ситуаций, если "образ входит в образ" (Б.Пастернак). Большое достоинство приобретает причина тектонического напряжения в архитектурных сооружениях.

    Тектоническая логика архитектуры барокко строится для передачи действию и преодолении косности материи. Нарастанию массы сооружения отвечает собирание сил напряжения, которые распределяются согласно всему объему, всего не неустанно симметрично. Типичным примером такой тектоники архитектурного барокко могут быть Врата Заборовского, сколько ее построил И.Шедель. Она показывает, как драматизируется модель сооружения для пути создания мощного притяжения косной массы. Эффект могущества притяжения подчеркивается здесь деформацией всех линий, динамикой силы, которая закручивает все таки контуры, влечет овалоподибность абрисов композиции, и размещением колонн в нишах стены, которая вызывает ощущение их вдавлености. И вот если создается картина непреодолимости притяжения масс, иконописец ищет зоны, где это невероятное скопление будто-то взрывается багатоманитнистю деталей декора, которые украшают фронтон. Следовательно, попытка и взрыв. Это и является характерной коллизией барокко, которая отвечает не всего стилистике его национальных форм, всего и общей научной картине мира в европейской цивилизации. Ведь динамика массы и энергии, инерции и ускорения определяет деревня категориальный ряд мироздания в классическом природоведении, механике Ньютона в особенности. В таком концептуальном контексте и формируется культура барокко.

    Созвучность естественнонаучной картины мира и  культуры барокко оказывается и в интересе к космографии, изображению зодиакальной емблематики, планет, звезд, карт нашей планеты, который выражается в украинском изобразительном искусстве ХVII-XVIII веков. Эти космографичные темы не были случайны. Дело в том, сколько новые астрономические открытия ХVІІ века имели принципиальное достоинство в генезисе барочной культуры.

    Знаменательным  в этом отношении было доведение  в ХVІІ веке новой гелиоцентрической  системы Коперника, сколько его  осуществил Галилей. Ведь перед этого  времени гелиоцентрическая наставление  воспринималась как определено удобное лекарство математических расчетов движения планет, а не картина строения Вселенной. Однако эмпирическое доведение ее онтологичности совершило видоизменение в духовном развитии человечества. Человек, который в ход тысячелетий считался центром мира, был локализован для космической периферии короткий планеты. Потеря центрального положения человека во Вселенной едкий поразила многих мыслителей, о чем свидетельствуют, в частности, трагические рассуждения согласно этому поводу у Паскаля и гете.

    Некоторые отличия в этой ситуации споглядались в славянском мире эпохи барокко. В эти времена Ян Амос Коменский в моравии начинает, а Григорий Сковорода для Украине идеологически довершает в стройной мировоззренческой системе новомодный взгляд для авария антропоцентризму: буде прислуга перестал быть центром мира, его период заняло солнце, то ее самой дозволено приписывать особенным, хоть и малым, всего полноценным вместе или микрокосмом. "А как солнце, - пишет человека как микрокосму.

    У Сковороды микрокосм - не невзыскательный малое бюст большого космоса, а его ведущий принцип, который раскрывается сквозь грудь человека как изображение Бога и воплощение символического (Библейского) алфавита мира. А такое понимание человека как особенного, центрального согласно значению мира символического микрокосма сердца и связывало идеи Сковороды с символическим менталитетом барокко. Споридненнисть этого менталитета с символами микрокосма, "внутренней вселенной" человеческого сердца и была важным отличием украинского барокко.

    Иногда  эта общество символики микрокосма сердца с художественными замыслами произведений украинского барокко выступает наглядно. Так центральным образом Врат Заборовского является бюст пылающего сердца около митрополичею митрой. Образ пылающего сердца как основательный знак микрокосма человека появляется, например, и в гербе Валаама Ясинского, который изображен в известной гравюре 0.Тарасевича. Более того, емблематика пылающего сердца была атрибутом художественного оформления сцены барочного театра для Украине. Но извлечение не всего и не столько в этих отдельных примерах.

Информация о работе Особенности украинского барокко