Особенности эпохи просвещения во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

XVIII век в истории мировой художественной культуры обозначен как период кризиса грандиозной, воздвигающейся веками художественной системы, в соответствии с которой искусство создало идеальную среду, модель жизни, отличной от привычного бытия человека.
Одним из стилей европейского искусства стал стиль рококо, возникший во Франции. В отличии от предыдущих художественных стилей , которые ранее складывались в архитектуре, а затем уже распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве, рококо возникло сразу как стиль камерный, стиль аристократических гостиных и будуаров.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

                  Стиль рококо в  искусстве Франции. 

 

      XVIII век в истории мировой художественной культуры обозначен как период кризиса грандиозной, воздвигающейся веками художественной системы, в соответствии с которой искусство создало идеальную среду, модель жизни, отличной от привычного бытия человека.

     Одним из стилей европейского искусства стал стиль рококо, возникший во Франции. В отличии от предыдущих художественных стилей , которые ранее складывались в архитектуре, а затем уже  распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве, рококо возникло сразу как стиль камерный, стиль аристократических гостиных и будуаров.

     Стремление  к камерному уюту при оформлении интерьеров после шумной и помпезной  эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства,  после смерти Людовика XIV.

     Этот  смутный период Регентства (1715-1723) современники воспринимали по-разному. Одни видели в нем время полного падения  всех идеалов, развращенности нравов, утраты моральных и этических  норм, другие – затянувшийся беспечный  праздник, время легкомысленное и блестящее. Наиболее ярким выразителем этого неустойчивого переходного периода являлся Антуан Ватто (1684-1721), один из самых прославленных художников Франции XVIII в., создатель нового направления Французской живописи периода Регентства. Он вошел в историю живописи как мастер «галантных празднеств». Академия живописи, принимая его в свои ряды, должна была специально для него изобрести это определение. Одной из самых известных, ставшей аллегорией рококо, является картина Ватто «Остров Киферы» (мифический остров с храмом Венеры, место любви и наслаждения, где царствуют безделье, легкий флирт, вечные праздники и забавы).

     В полотнах Ватто «Общество в парке», «Мирная любовь», «Праздник любви», «Урок любви» можно увидеть призыв к вечному наслаждению, а так же намек на эфемерность земного счастья и скорую пресыщенность удовольствиями.

     Ватто создал и новый тип орнамента  – с сюжетной сценой в центре и сплошным кружевом во круг, превосходивший стиль рокайль «осколки камней, раковины», легкий и элегантный, сложившийся к двадцатым годам и достигший подъема к середине столетия.

     Центром формирования рококо был не дворцовый  парадный интерьер, а салон частного дома, аристократическая гостиная, где тон задавали женщины, которые  сделали повседневную жизнь искусством.

     Женственность стала главным критерием красоты. А главной заботой изобразительного искусства – декор помещений. Который представлял собой причудливый  асcиметричный орнамент, состоящий из цветочных букетов, гирлянд, фигурок амуров, ленточных переплетений. Особенностью в стиле рококо было использование огромного количества зеркал, которые помещали над камином в многочисленных простенках между окнами. Многократно отражаясь , зеркала создавали иллюзию бесконечного, театрально-зыбкого пространства. Мотив зеркала как символа прозрачности, игры, соединения иллюзии и реальности в искусстве рококо приобрел ведущее значение.

     После перевода на французский язык сказок «Тысяча и одной ночи» мода на все экзотическое, восточное, главным образом китайское, буквально захлестнула Париж.

     Наряду  с китайским фарфором приобрели  популярность лаковые панно, искусно  вмонтированные в европейскую мебель, а также шелковые ткани с изображениями пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, попугаев, обезьян, используемые для обивки салонов.

     Любимыми  темами художников рококо стали не сила, страсть, и героика, а нежность игра. Традиционная французская куртуазность, воспетая трубадурами в середине века, как бы измельчала, и место  прекрасного возвышенного идеала заняло место пикантное и сладострастное.

     Ведущем живописцем рококо был Франсуа Буше (1703-1770), придворный художник Людовика XV . Буше не пренебрегал ни одним жанром изобразительного искусства, он расписывал веера, изготовлял рисунки для посуды, а также рисовал эскизы маскарадных нарядов Искусство Буше создало целую эпоху и стало почти синонимом слова «рококо».

     Главной темой живописных полотен Буше являются традиционные для XVIII в. изображения пастухов и пастушек (пастораль), мифологических персонажей, развлекающегося общества.

     Излюбленной темой Буше была фривольной мифология. Образ солнечного бога Апполона –  Гелиоса, олицетворяющего Людовика XIV, полностью исчез из искусства. Венера, нимфы и амуры затмили все остальные божества. В живописи Буше Венера была в сотнях вариантах.

     Среди скульпторов первое место в искусстве  рококо принадлежит Этьену Морису Фальконе (1716-1791). Начав с «Милиона Кротонского», Фальконе сделал резкий поворот в  сторону лирики. Его «Грозящий  амур», изваянный для маркизы  Помпадур, стал предметом всеобщего восторга. Фальконе исполнил одно за другим шесть повторений скульптуры, копиисты воспроизводили «Амура» множество раз и, наконец, копии из бисквита окончательно сделали из него популярнейшую во Франции скульптуру.

     Вероятно, Фальконе навсегда остался бы в истории искусства тонким, блестящим, но камерным скульптором, если бы в 1765 г. Русский посол в Париже князь Голицын не обратился к нему с предложением взяться за работу над памятником Петру I в Петербурге. Гениальное творение «Медный всадник» - одно из тех произведений, которые не поддаются анализу с точки зрения  стилистических категорий. Не в правилах Фальконе было банальное прославление монарха. Петр вызывал в нем искреннее восхищение своими великими свершениями. Но Фальконе сумел показать в образе Петра все, что знал о его жестокости, об одиночестве, о неумолимой прямолинейности и семейных трагедиях, омрачивших конец его жизни. Не умолив высоты образа, это придало ему оттенок драматической напряженности.

     Эстетика  нового стиля, эстетика будуара впервые в истории искусства легализовала изображение обнаженного женского тела в откровенном виде. В моду вошли хрупкие и томные красавицы в «нежном возрасте». Сама Венера изображалась не богиней, а полураздетой светской дамой, подчас портретно узнаваемой.

     Рококо завоевало репутацию изысканного, но самого легковесного и эфемерного стиля в истории искусства. Рококо явилось, прежде всего, поиском новых путей после долгих лет застоя последней трети XVII в. и начала XVIII в. Мода на восточное в стиле рококо открывала путь идеям просвещения, которые могли высказываться в завуалированной форме аллегорий и иносказаний 

                   

            Литература и музыка  эпохи Просвещения.

 

      Движение  Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наиболее действенным именно во Франции, где новая идеология, новая мораль и новая эстетика, привели к разрушительным последствиям Великой Французской революции. 

      Ключевым  принципом политической программы  просветителей являлся закон, который  как бы автоматически предполагал  наличие свободы, равенства, братства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. Равенство - как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. При соблюдении законности форма государственной власти имела для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». – писал Вольтер в «Философских письмах».

     В пределах литературы Просвещения возникали  разные художественные направления, обладающие своей спецификой, главными среди которых были просветительский классицизм, просветительский реализм или романтизм, и сентиментализм.

     Наиболее  ярко характерные черты просветительского  классицизма воплотились в творчестве Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вошедшего в истории под именем Вольтер. Просветительский классицизм отвергал стихийное вдохновение, поэтические «вольности», он предпочитал разум чувству, рационализм – эмоциям, Из этих принципов классической эстетики и исходил Вольтер во всех литературных и научно-публицистических жанрах: театральных пьесах, стихотворениях, поэме «Орлеанская девственница», исторических трудах, философских сочинениях, полемических статьях. Которая является самой известной «философской поэмой», рожденной эпохой Просвещения. Шутливая поэма, направлена на развенчание слащавой и ханжеской легенды о Жанне д Арк как избраннице неба, ничуть не уменьшала авторитета народной героини, но значительно поколебала авторитет церкви.

     Однако  самым ярким художественным наследием  Вольтера и по сей день, остаются его философские повести. Философские повести – это, прежде всего политическая, предельно заостренная сатирическая публицистика, потому что персонажи и сюжеты носят условный характер и используются лишь в той мере, в которой они отображают социальное зло. Во всех литературных жанрах Вольтер был верен своей просветительской миссии. Он излагал свои мысли с изящной простотой, и, несмотря на явную тенденциозность, присущую всем просветителям, самые сложные проблемы обретали в его изложении ясность.

     Расцвет просветительского реализма относился к зрелому этапу Просвещения и означал признание огромной преобразующей роли науки и искусства в жизни человека, способности его достоверно отражать реальность, причем реальность современную. Просветительский реализм решительно отверг прежнюю, иерархию жанров, выдвинув на первый план роман  как «эпос частной жизни»; веселую комедию, изображающую смешное и порочное; серьезную комедию, воспроизводящую семейные несчастья; художественную критику.

     Выдающимся  представителем просветительского реализма, был Дени Дидро (1713-1784). Дидро принадлежал к числу французских философов-материалистов. Как другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании личности и усовершенствовании социального строя. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учитывать в процессе воспитания, цель которого развитие всех дарований.

     Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время системы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом классицизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Общедоступность школ, как считал, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе.  Дидро был известен как организатор и издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». К написанию статей Дидро привлек видных ученых, философов, художников, музыкантов, писателей. Статьи «Энциклопедии» отрицали идеологию католической церкви, абсолютизм как отжившую государственную систему и утверждали принципы нового буржуазного порядка.

     В идеологической борьбе французского Просвещения искусство занимало столь значительное место, что возник новый жанр – художественная критика. Большое место в творческом наследии Дидро занимают труды, в которых были разработаны проблемы искусства. В своих статьях Дидро подверг осмеянию подражание римской античности, «высокие» жанры.

     Главным жанром Дидро признавал «мещанскую драму», в которой изображались быт  и нравы третьего сословия. Дидро  наделял своих героев-буржуа высокими гражданскими добродетелями, заключавшимися в выполнении долга, умении сдерживать страсти разумом, раскаяться в дурном поступке, простить виноватого, что противоречило стяжательской природе их реальных прототипов.

     Значительным  был вклад Дидро и в жанр художественной прозы. Его романы, повести, рассказы создавались как импровизация по следам жизни. Роман «Монахиня» появился  вследствии сенсационных  разоблачений монастырского быта. По существу эта горячая исповедь стала новым жанром светской литературы.

     В эпоху просвещения бурно развивается  театральная деятельность Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799).Его жизнь и творчество можно расценить как общественный подвиг, совершенного им во имя третьего сословия, представителем которого он сам являлся. Активная общественная деятельность Бомарше сопровождалась литературным творчеством. Настоящим апофеозом третьего сословия, которое Бомарше расценивал как истинную опору нации, способную разрушить феодальную систему, стали комедии «Севильский цирюльник», «безумный день», или «Женитьба Фигаро». В уста героев Бомарше вложил идею о том, что сильные мира сего не всегда сильны разумом. Он сравнивает их с собой, вспоминая, что находится в толпе людей темного происхождения. Он верил в то что Франция в скором времени расстанется со старым режимом.

            Идеи педагогического воспитания Ж.-Ж. Руссо.

 

     Жан-Жак  Руссо (1712-1778) был одним из виднейших  представителей европейского сентиментализма, который расценивается как завершающая стадия эпохи Просвещения. отличительными чертами сентиментализма, несмотря на разнообразие его художественных форм в различных странах, является культ чувства и культ природы. В связи с этим основной целью было воспитание особой восприимчивости к красоте природы, состраданию.

      В своих главных произведениях  «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза».

     Подлинной энциклопедией сентиментализма  стал роман «Юлия», или Новая Элоиза», написанный  в форме писем, которая придавала ему ощущение достоверности, правдивости и в то же время позволяла знакомить читателя с мировоззрением Руссо. «Новая Элоиза» буквально пронизана мыслью о примате чувства перед разумом. Особое место в романе отводится социальному неравенству, сословным предрассудкам,  которые и легли в основу фабулы: в произведении повествуется о любви дворянки и ее учителя. Через своего героя Руссо воспевает естественность человека живущего  в гармонии с природой, не испорченного цивилизацией. Действие романа происходит у подножия Альп в Швейцарии, где природа играет главенствующую роль, являясь подлинной участницей событий, советчицей, утешительницей. Прекрасные ландшафты, создали важный эмоциональный фон всему происходящему, как бы сопоставляются и контрастируют с общественной парижской жизнью.

Информация о работе Особенности эпохи просвещения во Франции