Особенности изобразительного языка в дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:31, реферат

Описание работы

Отработка художественного восприятия начинается с овладения языком изобразительного искусства. Овладеть языком изобразительного искусства – это значит видеть мир глазами художника. При обучении такому виденью детей перед ними можно поставить любого ребенка и спросить, как смотрит на него учитель, портной, врач и как видит его художник. Язык изобразительного искусства – линия, форма, цвет, компоновка деталей и композиция – это те же слова или символы, при помощи которых создаются образы и происходит общение со зрителем.

Содержание

Введение
Особенности изобразительного искусства
1. Язык линии
2. Язык формы
3. Язык цвета
4. Язык композиции
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Мой реферат.docx

— 33.56 Кб (Скачать)

     Треугольник — одна из наиболее универсальных  и распространённых форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, называется солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник — мужской знак, солнечный  символ, выражающий стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник  — женский и лунный символы, выражает воду, плодовитость и божественную милость. Кроме того, пересекающиеся треугольники образуют так называемую гексаграмму и ассоциируются с синтезом противоположностей.

     Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной  геометрической формой человека. Это  форма символизирует надёжность и рациональность. Прямоугольник  часто встречается в качестве составной части многих логотипов, что лишний раз подчёркивает его  универсальность.

     Гексагон — это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма — символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой. 
 

          1. Язык  цвета

     Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен  и сам цвет. В первобытные времена  и в древности окраска служила  для выделения некоторых вещей  из природной среды – тем самым  на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

     Научная проблема психологического воздействия  цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума  и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды  задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях  сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве  явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется  и запутывается, возникает потребность  выяснить и зафиксировать связи  в системе «человек-цвет».

     Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально- культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно- исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.

     Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы  человека.

     Многочисленные  исследования позволяют сделать  некоторые выводы относительно связи  объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

1. Чем  чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические.

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. (Объясняется двойственностью их природы).

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций.  (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций).

Таким образом, цвет можно использовать для  развития воображения, воображения  творческого.

     Язык  цвета. Владение языка цвета проявляется в эмоционально образном его восприятии и мышлении цветом.

     В психологии хорошо известно, что воздействие  цвета может вызвать у человека как психический, так и физиологический  эффект. Это учитывается и в  искусстве дизайна, и в эргономике при проектировании бытовых и  производственных помещений.

     Языку цвета человек учит у самой  природы. Каждый цвет представлен в  ней с разной частоты и «массой» и ассоциируется с определенными  предметами и явлениями природы. Наибольшее пространство в природе  занимают цвета неба (синий, голубой, серый) , земной поверхности и растений (коричневый, зеленый). Такой цвет, как красный, имеет малую «поверхность» в природе и ассоциируется с цветами, кровью и редко с закатами солнца. То же относится к оранжевому, светло – желтому, фиолетовому и другим смешанным цветам, которые вкрапливаются в основную цветовую гамму природы.

     По  этому же принципу создается образ в искусстве, где общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе. Этот принцип взяли на вооружение дизайнеры.

     Кроме того, каждый цвет имеет определенное эмоциональное воздействие, и человек  выбирает себе предпочтительные для  него цвета и отвергает нежелательные. На этом построен цветовой тест Люшера, в множественных исследованиях показавший свою диагностическую ценность для определения эмоциональной структуры и состояний людей.

     На  основании этого теста можно  легко ввести учеников в понимание  сущности связи эмоции с цветом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1. Язык  композиции

     Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае не важно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, её называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.

     В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы. В результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).

     Язык  композиции – базируется на законах  восприятия и непроизвольного внимания, которые помогают художнику передать свои мысли, чувства и новую информацию зрителю средствами изобразительного искусства.

     Изображенные  объекты взаимодействуют между  собой – враждуют, дружат, противостоят друг другу и вместе с тем находятся  в зависимости от композиционного  центра, обусловленного авторским замыслом.

     Композиционное  мышление также лучше всего тренировать  на абстрактном материале, чтобы  овладеть главной его сутью.

     Языком  композиционного мышления является составление и взаимодействие линий, форм, цветовых пятен по характерным  для них параметрам, нахождение объединяющего  центра, соответствующего замыслу, идее, цели, который может совпадать  и не совпадать с оптическим центром, подчинение периферии, центру.

                                       

                            

                                             Заключение

     В данной работе я  изучила особенности  изобразительного языка в дизайне. В каждом подпункте я подробнее разобрала символы, при помощи которых создаются образы и происходит общение со зрителем.

     Линия  базируется на характеристики самих  линий, их форме, способе их проведения, взаимоотношения, передаче фактуры  материалов, характеров людей и эмоциональных  состояний, очертания предметов  разного характера.

     Освоение  языка форм также необходимо начинать с анализа простых геометрических и пластических форм, абстрагированных от конкретики.

     Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально- культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно- исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов.

     Композиция  базируется на законах восприятия и  непроизвольного внимания, которые  помогают художнику передать свои мысли, чувства и новую информацию зрителю  средствами изобразительного искусства.

     Подводя итоги можно сказать, что эти  символы помогают в работе дизайнера  создать наиболее удобную среду  обитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Используемая литература:

 
  1. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного  творчества.  М.,1994
  2. Демидов, В. Как мы видим то, что видим. Изд. “Знание”, М.,1987
  3. Ермолаева – Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
  4. Краткий психологический словарь. М., 1985

Информация о работе Особенности изобразительного языка в дизайне