Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного возрождения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение

Работа содержит 1 файл

Илальян. и Сев. Возр.docx

— 32.12 Кб (Скачать)

Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного  возрождения.

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

В развитии культуры Возрождения различают  следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).  
 
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

Эпоха Возрождения  имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В  искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его  культуру.

Раннее  Возрождение

Эпоха Возрождения  считается переходной от Средних  веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической  и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана. В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.  
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Первым гимном достоинству человека стала “Божественная  комедия” Данте Алигьери - произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой  в земное предназначение человека. Младший современник Данте - Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. по мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти  люди зачастую сочетали в себе черты  чудовищных злодеев и тонких ценителей  прекрасного; добро и зло в  эпоху Возрождения переплетались  самым причудливым образом.

Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение  к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание  красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства  в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние  языки - латинский и греческий. Большую  роль в распространении античного  наследия сыграло изобретение книгопечатания.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая  культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты  критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения  появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был  полностью светской культурой. Некоторые  деятели хотели примирить христианство с античностью или создать  новую, единую религию, переосмыслить  ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты  и христианской духовности.

Культура  Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят  на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими  традициями, он явился подготовкой  Возрождения. Начало новой эпохи  связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного  очага ренессансной культуры во Флоренции  повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего  Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

XV столетие  явилось переломным в истории  европейской культуры. Почти одновременно  художники в Италии и Нидерландах  обратились к изображению земного  мира и стали утверждать этическую  ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа  человека требовали достоверного  изображения пространства и заполнения  его фигурами и предметами. Развитие  искусства в эту эпоху тесно  взаимодействует с ростом научных  познаний. С этого времени искусство  Италии приобретает реалистическую  направленность и жизнеутверждающий  светский характер, составляющие  важнейшую черту Возрождения.  Художники Раннего Возрождения  используют античное наследие  более широко и творчески. Стремление  к познанию мира побуждает  художников к его изучению, что  способствует расширению их кругозора,  освобождению искусства от узости  цехового ремесла и созданию  вспомогательных дисциплин. Художники  этого времени открывают законы  линейной перспективы. В это  же время ренессансный стиль  оформляется и в архитектуре,  на которую оказала влияние  античная, готическая и византийская  культура. Совершенствуется строительная  техника, архитекторы Возрождения  проектируют здания и часто  сами осуществляют постройку,  нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами. 

Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это  время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы  так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах  искусства, усиливается тенденция  к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности  всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса  музыки - появляется демократическая  публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.

Высокое Возрождение

В XVI веке в  Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство  Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают  новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства  Высокого Возрождения началось в  конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре  и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и  оставил след в истории науки  и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности  его искусства - интерес к психологическим  решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному  расположению и объемности форм. Большое  внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных  им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические  труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали  влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ  совершенного человека. В произведениях  Рафаэля многое перекликается с  творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа  занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков  Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился  к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической  выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое  значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых  он стремился создать образ, соответствующий  гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие  значительное влияние на развитие европейского искусства.

Информация о работе Особенности изобразительного искусства Итальянского и Северного возрождения.