Особенности древнегреческой керамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:34, реферат

Описание работы

Задачи:
- обобщить знания о Др. Греции, полученные на предыдущих занятиях,
- дать представление о древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества;
- научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
- совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;

Работа содержит 1 файл

конспект по керамике.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Тема: « Особенности  древнегреческой керамики»

Цели: сделать рельефную роспись вазы

Задачи:

- обобщить знания о  Др. Греции, полученные на предыдущих  занятиях,

- дать представление  о древнегреческой керамики, ее  роли и значении в жизни общества;

- научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;

- совершенствовать навыки  выразительного использования формы,  линии, пятна, цвета, композиции  при выполнении декоративных  заданий;

- развивать мелкую моторику рук;

- продолжить формирование  познавательного интереса к истории  Древней Греции.

 

Оборудование:

таблицы “Виды греческой  керамики”, “Древнегреческий орнамент”, “Краснофигурная и чернофигурная  керамика”, презентация «Особенности древнегреческой керамики»

 

Литературный  ряд: О. Тарутин «Что я видел в  Эрмитаже»

 

Музыкальный ряд: фонограмма греческого народного танца «Сиртаки»,

Материалы: силуэтные заготовки- шаблоны древнегреческих сосудов из картона, пластилин, дощечка для лепки, стек, салфетка.      

План занятия:

    1. Оргмомент
    2. Повторение пройденного материала
    3. Сообщение нового материала
    4. Самостоятельная работа
    5. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать искусство Древней Греции.

2. Повторение  пройденного материала

В.: Что вы уже узнали на предыдущих занятиях  о Древней  Греции?

О.:  Мифы и легенды  Древней Греции, образ человека в  Др. Греции.

В: Что такое миф?

О.: Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, происхождении, о богах  и героях.

В.: Какой греческий  бог был самым великим?

О.: Зевс.

В.: Как называлась верхняя  женская одежда?

О.: Пеплос.

В.: Какие из видов Изобразительного искусства процветали в Древней  Греции?

О.: Архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура.

В.: Из каких источников ученые узнали очень многое о жизни  древних греков?

О.: Мифы, легенды, росписи на греческих вазах, найденных при раскопках.

 Сегодня мы познакомимся  с керамикой Др. Греции.

В.: А вы знаете, что  такое керамика?

О.: Изделия, слепленные из глины, а затем обожженные в печи.

3. Сообщение  нового материала

По легенде, впервые  керамика была применена для украшения  храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза-с рисунком рассказом!

Герой в колеснице  летит на войну.

Плывут аргонавты в  чужую страну.

Персей убивает Медузу Гаргону.

Афина Паллада диктует  законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно,  лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и  не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

О. Тарутин «Что я видел

В Эрмитаже»

Греческая керамика отличается большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. 

В.: Как вы думаете, а  почему было такое разнообразие форм сосудов?

О.: У каждого сосуда была свое практическое назначение.

Все верно.  Формы основных типов сосудов обусловились их практическим применением. Мы рассмотрим несколько самых распространенных видов.

Овальные амфоры (слайд 2) с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.

Изящные гидрии (слайд 3) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Объемистые кратеры (слайд 4) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков.

 Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики (слайд 5) – чаши для питья. Высокие, удлиненные лекифы (слайд 6) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.

В.: Как вы думаете, чем украшались вазы?

О.: Росписью, орнаментами.

Особенностью  греческой керамики стала ее самобытная роспись.

В.: А кто расписывал вазы?

О.: Художник.

Расписывал изделия  либо сам гончар, либо художник - вазописец.

В.: Что изображалось на вазах?

О.: Художники украшали вазы сюжетами из мифов.

Основной темой  сюжетов были античные мифы, а затем и сюжеты из реальной жизни. Вазопись древнегреческого периода принадлежит стилю, переходному от геометрического. Первоначально художники расписывали вазы в основном орнаментами.

В.: Что такое орнамент?

О.: Орнамент – это чередование элементов в полосе.

Орнамент располагается  в виде ряда лент. Часто он представляет собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта.(слайд 7) 

Распространен был и – меандр,   узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр (слайд 8). 

Также  греки изображали волну (слайд 9).

В.: Как вы думаете, а что было главным на вазе – сюжетная композиция или орнамент?

О.: Сюжетная композиция.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина –  сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены, сюжеты из Олимпийских игр и только свободные места между изображениями, мастер заполнял орнаментально-декоративными мотивами – пальметтами, розетками. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (слайд 10)

Греческая керамика классической эпохи делится на чернофигурную и краснофигурную.

В.: Как вы думаете, как выглядит чернофигурная роспись?

О.: Фигуры людей и орнаменты закрашивались черной краской.

В.: А краснофигурная?

О.: Фон закрашивался черной краской, а фигуры людей оставались цветом глины.

Каждая из техник росписи ваз имеет свои особенности. На чернофигурные вазы (слайд 11)изображение наносилось чёрным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Чёрные фигуры контрастно выделялись на красном фоне глины, из которой сделана ваза. 

Не менее эффектной была и  краснофигурная техника (слайд 12): изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрывали черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполняли детали изображений.

В.: Какая из этих росписей была более естественной?

О.: Краснофигурная.

Верно, у краснофигурной росписи был более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Эта роспись позволяла передавать складки одежды, волнистые волосы. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки.

Давайте вы тоже будете  художниками - вазописцами и каждый сделает себе вазу.  Я вам предлагаю на ваш выбор шаблоны разных видов ваз. Вы выберете понравившеюся вам вазу, обведете на черном или коричневом картоне и вырежете. А украшать вазу вы будете при помощи пластилина. Если у вас черный картон, то вы берете коричневый пластилин, а для коричневого картона – черный пластилин. Ваша ваза должна быть украшена орнаментом и сюжетом из жизни.

 

Орнамент выполняется при помощи раскатывания жгутиков из пластилина и составления из них узоров. Фигуры людей также выполняются из пластилина. У вас должна получиться рельефная роспись вазы.

4. Самостоятельная работа.

Физминутка

 5. Подведение итогов урока.

По желанию ученики рассказывают о своей работе и называют:

1. название сосуда;

2. стиль (краснофигурный, чернофигурный);

3. композиция (вид орнамента,  сюжет)

Давайте обобщим полученные знания о росписи  ваз.

В.: Что такое керамика?

О.: Изделия, слепленные из глины, а затем обожженные в печи.

В.: В чем состоит особенность древнегреческой керамики?

О.: В том, что было большое количество видов сосудов, роспись делилась на краснофигурную и чернофигурную и др.

В.: В какой части вазы рисуется орнамент?

О.: На голышке и  в нижней части вазы.

В.: Что можно изобразить в главной части вазы?

О.: Сцены из жизни или Олимпийских игр, сюжет из мифа, богов и др.

Вы сегодня хорошо поработали – получились замечательные  вазы. Вы все могли бы стать художниками  – вазописцами, если бы жили в Древней Греции. На следующем уроке мы познакомимся с архитектурой Др. Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1) Мифы Древней Греции. Санкт-Петербург. 1192 г.

 

2) А. Варшавский «Пелика  с ласточкой». Москва. 1971 г.

 

3) Л. Любимов «Искусство  Древнего мира». Москва. 1971 г.

 

4) Д.Э. «Я познаю  мир. Культура». Н.В. Чудакова. Москва. 1997 г.

 

5) Д.Э. «Искусство».  Т 12. Москва. 1977 г.

 

6) Е.С. Абелюк. Мифологический  словарь школьника. Москва. 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

Изучение древнегреческой керамики входит в блок занятий, посвященных изучению искусства Древней Греции в 6 классе.

Блок занятий состоит  из тем: «Мифы и легенды Древней Греции», «Образ человека в Древней Греции», «Особенности древнегреческой керамики», «Архитектура Древней Греции». Ученикам предлагается выполнить роспись вазы пластилином на черном или коричневом картоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Особенности древнегреческой  керамики

 

 

Амфора (слайд 2 )

Гидрии (слайд 3)

 

Кратер (слайд 4)

 

 

 

 

 

 

Килик (слайд 5)

Ликиф (слайд 6)

 

Пальметта (слайд 7)

 

 

 

Меандр(слайд 8)

Волна(слайд 9)

 

Сюжетная композиция(слайд 10)

Краснофигурная  вазопись(слайд 11)

чернофигурная вазопись(слайд 12)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности древнегреческой керамики