Общая характеристика стиля рококо (живопись, интерьер). Творчество А.Ватто

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:15, реферат

Описание работы

18 век явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм. Кроме барокко и классицизма в 18 веке появились новые стили: рококо, сентиментализм, предромантизм. В 18 веке многое меняется и в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор – единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

Содержание

1. Понятие рококо ………………………………………………………….. 3
2. Живопись рококо ………………………………………………………... 5
3. Жан Антуан Ватто ...................................................................................... 8
4. Архитектура и интерьер рококо ………………………………………... 11
5. Список литературы ……………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

рококо. черновик.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

Содержание: 

1. Понятие  рококо …………………………………………………………..  3

2. Живопись  рококо ………………………………………………………...  5

3. Жан  Антуан Ватто ...................................................................................... 8

4. Архитектура  и интерьер рококо ………………………………………... 11

5. Список  литературы ……………………………………………………… 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие рококо.

18 век явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм. Кроме барокко и классицизма в 18 веке появились новые стили: рококо, сентиментализм, предромантизм. В 18 веке многое меняется и в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор – единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. В первой половине 18 века, когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции, проявившимся ярче других, стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века»  складывается в определённую стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но ещё более их видоизменяющую. Этот стиль отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность. Само название происходит от фр. «рокайль» - раковина причудливой формы.

Рокайль - главный  элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале 18 века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями, имитирующими природные  элементы – морские раковины, причудливые  растения, камни, обломки скал. Этим и объясняется происхождение названия “рокайль”. В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину, камень.

Утонченное аристократичное  искусство рококо возникло во Франции  в период кризиса абсолютизма. Характерные  для художественной культуры 17 века монументальные формы барокко в  искусстве рококо утрачивают свой масштаб, трансформируясь в манерную, вычурную декоративность, носящую причудливый, поверхностно-орнаментальный характер.

Рококо –  стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее её развитие. Стиль рококо отразился главным образом в прикладном искусстве  - манерная роскошь в оформлении помещений и мебели, посуде, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Рококо характеризуется дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием позолоты. Стенные панно, плафонные розетки, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, напоминающим раковины, морские волны и камни, лист аканта, вплетались китайские мотивы. На смену мажорным, интенсивным цветам "стиля Людовика XIV" приходят приглушенные, бледные тона жемчужно-серого, голубоватого, цвета крабового мяса, бледно-охристого и др. Так же применялось много золота и серебра.

Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - «отели» , сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Всё это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое, насмешливое, вычурное. Сюжеты только любовные, эротические. Любимыми  героинями были нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Атмосфера придворных интриг, любовных похождений, балетно - маскарадных празднеств родила так называемый галантный стиль. Это времена мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV.

Живопись  рококо.

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и  пафосу — они сменяются игрою  в любовь, фантазией, прелестными  безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать  глаз причудливым узором линий, изысканными  сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном  убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы,

мир сложных  любовных интриг и хитроумных аллегорий.  

«Дух мелочей  прелестных и воздушных» (М. Кузмин) - становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в  мир иллюзорной и идиллической театральной  игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Живопись рококо тесно связана с интерьерами и архитектурой, поэтому носит декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного лица, поэтому здесь нет: драматических сюжетов, строгих канонов, ясной композиции и сдержанной гаммы.

Роскошь в сочетании  с тончайшей, почти ювелирной  работой характеризует убранство  комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых  маскарадных масок, морских раковин, обломки камней — все это вкрапливается  в затейливые узоры, покрывающие  стены. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы; распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Г.В. Кнобельсдорфа, И.Б. Нёймана, отчасти М.Д. Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Никола Ланкре, Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно, в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

     Самой распространенной формой живописного  произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой  или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка  лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и  нарядность. В своих колористических  исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета. В моду так же входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой).

Среди значительных мастеров рококо были художники  самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ф. Буше, Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.

Но всё же предвестием направления стиля рококо в искусстве, и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого – то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера. 

Жан Антуан Ватто. 

Ватто Антуан (1684–1721), французский живописец и рисовальщик. Родился 10 октября 1684 года в городке  Валансьенн на границе Франции и Фландрии. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Учился у живописцев Клода Жилло и Клода Одрана, что способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, но нашёл себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества – аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены, беспечной жизни, переданные с утончённой грацией. Всё это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налётом меланхолии и грусти.

В 1717 году Ватто  получил звание академика за одну из самых знаменитых своих картин "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж ).

В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает  новый тип сюжетов – театральные  сцены и “галантные празднества” (картины “Праздник любви”, “Общество  в парке”, около 1720, – обе в  дрезденской картинной галерее; “Затруднительное предложение”, около 1716, “Капризница”, около 1718 - обе в  Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург; ( “Жиль в костюме Пьеро” – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищенное. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и поразительных образов в истории мировой живописи.

Богатство эмоциональных  оттенков в этих картинах Антуана  Ватто подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной  выразительностью поз и жестов, изысканностью  нежных цветовых сочетаний, трепетной  игрой красочных нюансов и  как бы вибрирующих мазков.

 Не  привыкший выслушивать похвалы  своим картинам, художник Антуан  Ватто был очень скромен, допуская, что некоторые из его рисунков  все же могли бы понравиться  публике. Рисунки Ватто делал  исключительно для себя, получая  от этого живейшее наслаждение,  и хранил их в альбомах. Все  удачное в картинах Ватто —  содержательность и красота мотива, жестов и поз — извлечено  из этих набросков. Столь трепетное  отношение к рисункам может  показаться нарциссизмом, но за  этим проглядывает собственная  жизнь художника Ватто — и горькая, и счастливая. 

Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия  возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в  парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу – это вывеска одной антикварной лавки, которая так и называется «Вывеска лавки Жерсена» (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). В ней он возможно хотел показать как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Информация о работе Общая характеристика стиля рококо (живопись, интерьер). Творчество А.Ватто