Неопределенные фигуры и ошибки визуального восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Описание работы

Визуальное восприятие — это результат сложного взаимодействия визуального раздражителя с комплексом уже имеющихся в мозге знаний, целей и ожиданий.

Работа содержит 1 файл

Неопределенные фигуры и ошибки визуального восприятия.docx

— 22.63 Кб (Скачать)

Неопределенные фигуры и ошибки визуального восприятия

Визуальное восприятие — это результат сложного взаимодействия визуального раздражителя с комплексом уже имеющихся в мозге знаний, целей и ожиданий.

Свойства восприятия 

1. Предметность и  целостность - свойство воспринимать  целостный образ предмета. Восприятие  предмета возможно лишь при  условии выделения предмета из  окружающей среды (фона, на котором  он находится). При этом предмет  и фон динамичны, особенно хорошо  это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых  меняется в зависимости от  того, что принимается за фон (рис. 1).

Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна, она обладает предметностью. Способствуют выделению  предмета из фона контрастность предмета и фона, необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше выделяется на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Как показали исследования Зинченко, Ярбуса и др., в процессе выделения  предмета из фона совершаются микродвижения  глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предмета из фона. 

2. Константность  - обеспечение постоянства по  форме, цвету, величине и другим  параметрам воспринимаемых нами  предметов. Восприятие сохраняет  за определенными предметами  их размеры в не зависимости  от того, с какого расстояния  и под каким углом мы на  них смотрим. 

3. Избирательность  - наглядно выделяется в феномене  выделения фигуры из фона. То, что находится на переднем  плане и воспринимается как  конкретное - является фигурой, то, что все остальное - фоном. Воспринимаемая  реальность всегда разделяется  на два слоя: на фигуру - целостный  образ предмета и фон - образ  окружающего предмет пространства. То, что было фигурой, может  слиться с фоном, что-то из  фона, может стать - фигурой восприятия. 

4. Осмысленность  - указывает на связь восприятия  с мышлением, с пониманием сущности  предметов. Образы воспринимаемых  объектов всегда имеют определенные, смысловые значения и в этом  проявляется не только тесная  связь с мышлением, но и активность  восприятия. 

5. Апперцепция восприятия - указывает на связь восприятия  с личностью, всем прошлым опытом  человека с его «Я». 

Влияние установки  на восприятие человека проявляется  также в феномене, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии - преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей. 

Большое влияние  на восприятие оказывает эмоциональное  состояние человека. Известно, например, что в состоянии возбуждения  время как бы ускоряет свой бег, в  состоянии тоски и подавленности - замедляет. Больные в состоянии  депрессии всегда пессимистичны  и предчувствуют катастрофу, они  склонны даже радостные события  воспринимать в черных тонах. 

Таким образом, восприятие - это активный процесс, на характер протекания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта. 

К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. 

В восприятии времени  различают восприятие временной  длительности и восприятие временной  последовательности. Непосредственное переживание времени обусловлено  органическими ощущениями и связано  с ритмическими процессами в организме: частотой пульса, дыхания и т.п. Оценка длительности временных отрезков зависит  от содержания деятельности: временной  отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной деятельностью, оцениваются как  более длинные, то есть переоцениваются. (Все знают, как бесконечно долго  тянутся скучные уроки в школе). Восприятие времени зависит также  от установки: при ожидании неприятных событий время летит быстро; но как томительно долго ползет время, если мы ждем какого-либо приятного  события (встречи с любимым человеком, например). В воспоминании - наоборот: чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в воспоминании. 

Важнейшей характеристикой  времени является его необратимость. Восприятие необратимой последовательности событий во времени предполагает установление связей между разными  отрезками и событиями жизни 

На основе ощущения и восприятия возникает более  сложная форма чувственного отражения - представление. 

Представление - вторичный  чувственный образ предмета, который  в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов). Представления приобретают  особую роль с развитием систем дистанционного управления, когда оператор должен с большой степенью точности представить себе процессы, происходящие в управляемой системе. 

Представления можно  рассматривать как переходное звено  между чувственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением. В зависимости от уровня бодрствования  и характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в  память, воображение, мышление (его  образные формы), с другой стороны, создают  образы сновидения. Представления сопровождают человека на протяжении всей его жизни: образ знакомого человека возникает  в нашем сознании и тогда, когда  этого человека уже нет; образ  родных мест живо встает перед нашим  умственным взором. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение  их продолжает развиваться. Течение  представлений развертывается во «внутреннем  пространстве, никогда не выносится  наружу. Этим отличается представление  от галлюцинаций, «когда внутренний образ  «выводится наружу». 

Расстройства  восприятия 

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических  и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Однако существуют и такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться и  у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия условно  можно подразделить на три основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства). 

Иллюзии. Иллюзией называют искаженное восприятие реально существующего  предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости  от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия, все иллюзии  также можно подразделить на физические, физиологические и психические. 

Физические иллюзии  объясняются объективными физическими  законами и не зависят от самого человека. Примером физической иллюзии, которая улавливается и фотоаппаратом, может служить восприятие ложки  в стакане воды. Ложка кажется  изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха. 

Физиологические иллюзии  находят свое объяснение в особенностях устройства и деятельности наших  органов чувств. Например, попробуйте надавить сбоку на глазное яблоко, и тотчас предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Раздвоение предмета возникает  в силу увеличения диспарантности его  изображения на сетчатках глаз. Другой пример иллюзии этого типа мы находим  у Аристотеля: скрестите два пальца и начните катать между ними небольшой  шарик, и он покажется двойным. Когда  предмет сначала соприкасается  с указательным пальцем, а затем  со средним пальцем, оба соприкосновения  происходят в различных привычных  для нас точках пространства. Прикосновение к указательному пальцу кажется выше, хотя палец на самом деле находится ниже; прикосновение к среднему - ниже, хотя палец в действительности выше. Много такого рода иллюзий имеется и со стороны вестибулярного аппарата - иллюзии кренов, противовращения и другие. 

Психические иллюзии  связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с  некоторыми психологическими особенностями  нашего восприятия. 

При заболеваниях психические  иллюзии наблюдаются наиболее часто  при состояниях расстроенного сознания, при возбуждении (экзальтация, экстаз) у маниакальных больных или состояниях страха и тревоги при депрессиях. Иллюзии у них почти не корригируются, и больной склонен считать  эти ошибки восприятия реальностью. Вербальные иллюзии, когда больной  вместо нейтральной речи слышит в  свой адрес брань, угрозы и оскорбления, часто встречаются на ранних этапах становления слуховых вербальных (речевых) галлюцинаций при некоторых психозах. Они отличаются от так называемых функциональных слуховых галлюцинаций тем, что при иллюзиях патологически  возникший образ поглощает образ  реального предмета (больной «слышит  вместо...»), при галлюцинациях - патологический образ с реальным не сливается («слышит  вместе с...»). 

У здоровых на фоне различных  психических состояний (ожидание, тревога  или страх) также часто возникают  психические иллюзии. Например, при  входе в комнату ребенок испугается фигуры у окна, но вслед за этим рассмеется, так как увидит, что его испугали пальто и шляпа, висевшие на вешалке. И если в каждом дереве, стоящем  у дороги, мы видим человека, которого ждем, то речь тоже идет о психических  иллюзиях. 

Для того, чтобы процесс  интерпретации сенсорной информации достиг уровня сознания, необходимы специальные  приемы, и о некоторых из них  уже говорилось ранее (упрощение  изображения, принципы группировки, контрасты  и другие). К иллюзиям часто приводит неоднозначность восприятия, возникающая  в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность  восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения  можно извлечь несколько значимых образов. Например, в известной картине  художника Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера»  имеются альтернативные способы  интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две маленькие монахини, которые  стоят рядом. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, а  их соприкасающиеся фигуры - в нос  и подбородок. До некоторой степени  эти два способа организации  зрительной информации несовместимы: трудно воспринимать оба изображения  одновременно. 

В эксперименте иллюзии  используются для изучения различных  аспектов организации свойств анализаторной  системы. Зрительные иллюзии часто  использовались с целью подачи на вход зрительной системы неоднозначной  сенсорной информации для выявления  тех ошибок, которые делает система  и тем самым выявляет некоторые  скрытые свои свойства. Описаны многочисленные факты и условия ошибок при  восприя-тии - иллюзии «стрелы», железнодорожных  путей, переоценки вертикальных линий, пересечений, концентрических окружностей, «невозможных фигур» и других. 

Зрительные иллюзии  обнаружены и у животных. В частности, именно на их основе формируются различные  способы маскировки и мимикрии. Все  эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для  многих из них до сих пор нет  убедительного толкования. 

Галлюцинации. Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда  человек вследствие нарушений психической  деятельности видит, слышит, ощущает  то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний  объект, иначе - это «мнимое, ложное восприятие». 

Мы можем наблюдать  галлюцинации при психических заболеваниях, а также у здоровых людей в  экспериментах с сенсорной изоляцией  или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом  сне. 

Галлюцинации обычно классифицируют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и  другие. Большое значение в психиатрической  диагностике придается подразделению  галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации). 

Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном пространстве того или иного анализатора и  «больные не только думают, что они  видят и слышат, но и на самом  деле видят и слышат» (Э. Крепелин, 1909). Поведение больных обычно соответствует  содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат то же, что  и они. 

Псевдогаллюцинации  отличаются от истинных галлюцинаций тем, что при них нет полной чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о видимом  и слышимом, добавляя «как будто», хотя они при этом и настаивают на реальности своих галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный  образ развертывается в представляемом, а точнее - интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэтому больные могут сообщать о возможности «видеть» за линию  горизонта или через непрозрачные преграды, а также сообщают о возникающих «внутри головы» звуках и человеческих голосах. Поскольку ложные галлюцинации осознаются как нечто субъективное и весьма отличное от реальных образов, поведение больных почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций. Псевдогаллюцинации свидетельствуют о более неблагоприятном течении психического заболевания, часто приобретают затяжной и хронический характер, сопровождаются нарушениями мышления. 

Информация о работе Неопределенные фигуры и ошибки визуального восприятия