Научно-популярное кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:04, реферат

Описание работы

Научно-популярный фильм — жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты исследований, описать на уровне общих понятий (то есть т.н. «популярным языком») научные гипотезы, идеи, открытия, взгляды; может касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом научно-популярные фильмы также популяризируют (пропагандируют) зрителям по сути и сам научный подход для восприятии окружающей действительности.
В научно-популярном фильме могут использоваться данные нескольких наук, однако среди них одна является основной, а остальные — дополняющими (напр. аргументирующими и/или оппонирующими). Предметом фильма может быть также междисциплинарная полемика.

Содержание

I. Введение стр. 2

II. Основная часть:
Научно – популярное кино
Цели и задачи Н - П кино стр.
Основные тематические
группы Н - П кино стр.
Кризис Н – П кино стр.
Н –П кино в годы ВОВ стр.
Н –П кино в послевоенные годы стр.

III. Заключение стр.
IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Титулка Н-П Кино.docx

— 54.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Университет «Туран» Академия Кино и ТВ 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Съемки научно-популярного кино»

На тему: «Научно-популярное кино» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                        Ваполнил:   студент

                                                                                                                                            группы ОПИ 09-1

                                                                                                                                           Кайнарбекулы М.

                                                 

                                                                                                                       Проверил:   доц. Махмут С.C. 
 
 

Алматы – 2011 

Содержание: 

      I.  Введение                                       стр. 2                       

                                                                 

      II. Основная часть:

          Научно – популярное  кино

  1. Цели и задачи Н - П кино                     стр.
  2. Основные тематические

      группы  Н - П кино                             стр.

  1. Кризис Н – П кино                               стр.         
  2. Н –П кино в годы ВОВ                         стр.
  3. Н –П кино в послевоенные годы              стр.

                  

    III. Заключение                                    стр. 

         IV. Список использованной литературы         стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I  Введение.

       Научно-популярный фильм — жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты исследований, описать на уровне общих понятий (то есть т.н. «популярным языком») научные гипотезы, идеи, открытия, взгляды; может касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом научно-популярные фильмы также популяризируют (пропагандируют) зрителям по сути и сам научный подход для восприятии окружающей действительности. 
В научно-популярном фильме могут использоваться данные нескольких наук, однако среди них одна является основной, а остальные — дополняющими (напр. аргументирующими и/или оппонирующими). Предметом фильма может быть также междисциплинарная полемика.

       Научно-популярные фильмы — в отличие, например от хроникально-документальных фильмов — сосредотачивают внимание на научной стороне мышления, на достижениях наук и вырабатывают научный подход к жизни. 
А объединяет этот вид фильмов со всеми выше перечисленными — общая для всего документального кино задача: „рассказать нам о мире, в котором мы живём“ (Хью Бэдли).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научно-популярное кино

Задача научно-популярного  кино, как явствует из самого его  названия, состоит в том, чтобы  в популярной, то есть доступной  народу, форме нести научные знания. Наличие общедоступной научной  информации является общим признаком  всех научно-популярных фильмов. Однако это признак обязательный, но не определяющий.

Популярную научную  информацию содержат многие документальные фильмы, притом самые различные по тематике, например историко-документальный фильм Э. Шуб «Падение династии Романовых» и документально-этнографический  фильм Р. Флаэрти «Нанук с Севера».

Популярную научную  информацию содержат многие художественные фильмы, например фильмы У. Дитерле о Пастере и Эрлихе, фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» и фильм В. Пудовкина «Жуковский».

В некоторых фильмах  признаки научно-популярного, художественного  и документального кино настолько  перемешаны, что определить их видовую  принадлежность становится весьма затруднительным.

Основное содержание фильма «Пржевальский» режиссера С. Юткевича по сценарию А. Спешнева и  В. Швейцера составляет географический материал. Но образ природы Центральной и Восточной Азии трактован в нем часто живописными средствами, то есть собственно художественными, и фильм поэтому несет в себе прежде всего эмоциональную и эстетическую информацию и лишь затем географическую.

Другой пример — посвященный Дзиге Вертову фильм С. Дробашенко и Л. Махнача «Мир без игры» (1968). Это фильм документальный, поскольку в нем широко документированы время и среда, в которой работал Дзига Вертов. И вместе с тем — научно-популярный, раскрывающий смысл поисков кинематографиста-новатора, дающий зрителю-неспециалисту в доступной для него форме представление об особом вкладе Дзиги Вертова в развитие киноискусства и формирование его языка.

Третий пример: фильм Ю. Солнцевой «Золотые ворота», в котором документальные съемки А. Довженко, его эстетические высказывания, фрагменты его классических фильмов, реконструкции его неосуществленных замыслов сливаются в единое целое. Что это — художественное, документальное или научно-популярное произведение? Нам представляется, что скорее всего — и первое, и второе, и третье одновременно.

Такие же примеры  можно привести и из области литературы. «Пупгкин в жизни» В. Вересаева является в одинаковой мере документальной и научно-популярной прозой. А широко известные советским читателям книги М. Булгакова «Мольер» и А. Моруа «Флеминг» — произведениями как художественными, так и научно-популярными.

Далеко не всегда удается четко разграничить произведения художественные, документальные и научно-популярные. Но зато можно и должно определять доминирующие признаки фильмов каждого  из этих видов кино. Для первого  — это художественно-образное постижение действительности, для второго —  публицистическое ее осмысление, для  третьего — объяснение добытых наукой данных.

Главная цель, которая  стоит перед научно-популярной кинематографией, заключается в показе и объяснении уже исследованных наукой закономерностей, представляющих широкий интерес  для массы зрителей. В этом смысле творчество популяризаторов вторично, предопределено выработанными наукой данными.

«Я бы сравнил  ученых и популяризаторов науки,—  писал академик П. Ребиндер,— с двумя разными видами промышленности: с добывающей и перерабатывающей. Ученые добывают научные сведения, делают открытия, изобретения, внедряют их в жизнь, в производство. Популяризаторы науки перерабатывают эту научную информацию, делают ее удобоваримой для массового читателя и зрителя, готовят из «сырья» продукцию для потребителей разного возраста, разных вкусов, разных специальностей...

Научно-популярное кино, владея всеми средствами отображения  действительности, которыми располагают  другие виды кинематографии, обладает также и особой «технологией»  и особыми «станками», позволяющими применять кино для пропаганды научных  знаний. Особенные средства популяризации  науки, которыми она обладает, это прежде всего научная документация и моделирование.

Художественная  кинематография прибегает к документации, чтобы прикрепить к определенной конкретно-исторической действительности тот «казус», который составляет сюжет фильма.

Публицистические  жанры фиксируют неповторимое своеобразие  данного явления или события, для того чтобы информировать  о нем зрителя (кинорепортаж) или  истолковать его социальный смысл (образно-публицистические фильмы).

Научно-популярное кино этим не ограничивается. Оно документирует  на пленке явления или процессы, чтобы подвести зрителей к определенным научным выводам. Для этого оно  располагает собственными, специфичными для него средствами: изменением масштабов  времени и пространства (ускоренная и замедленная «цейтраферная» съемка, макро- и микросъемка), съемкой в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах и т. п.

Полностью специфичны для научно-популярного кино (и  близких ему по выразительным  возможностям научно-исследовательского и учебного кино) методы кинематографического моделирования процессов и закономерностей, исследованных косвенными средствами и недоступных визуальному наблюдению.

Этих методов  — два.

Первый из них  — метод вещественного моделирования  — был перенесен в кинематографию из физических аудиторий и только обогащен техникой покадровой мультипликационной съемки. Этот метод заключается в конструировании и съемке вещественной модели механизма или организма, в которых протекает недоступный визуального наблюдению процесс. Впервые объемно-мультипликационное, вещественное моделирование было применено еще в дореволюционной России в 1911 году при съемке научно-популярного фильма «Электрический телеграф». Для этого фильма В. Старевич под руководством В. Аркадьева (впоследствии известного ученого-физика, члена-корреспондента Академии наук СССР) сконструировал изящную действующую модель телеграфного аппарата, в которой обмотку электромагнита изображала спиральная стеклянная трубка, а электрический ток — смесь пропускавшихся через эту трубку белых и черных шариков.

Другой вид  моделирования, собственно кинематографический, также был впервые применен В. Старевичем в том же 1911 году для фильма «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца». Вот что вспоминает о фильме пионер русской научно-популярной кинематографии Н. Баклин: «Задача этого фильма состояла в изображении динамической схемы возникновения электрического поля у вибратора, образования силовых линий, отшнуровывания их от вибратора и ухода в пространство. Решили мы эту задачу с помощью рисованной мультипликации. Студентом С. Ржевкиным, впоследствии профессором МГУ, были вычислены по уравнению Максвелла точки кривых для ста перекладок (мультипликационных фаз движения.— С. Г.). Мы же изготовили первый в России мультипликационный станок и засняли фильм. На кадрах счетчик отмечал '/4, '/2, '/4 и целый период колебательного разряда и перезарядку вибратора»*.

Осенью того же года фильм «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» был показан  участникам первого сольвеевского конгресса физиков в Брюсселе и получил положительную оценку.

В настоящее время  графическое мультипликационное моделирование, обладающее гораздо большим диапазоном возможностей, чем объемно-мультипликационное, применяется чрезвычайно широко. В зависимости от задач, которые ставятся в каждом конкретном случае, оно делится на изобразительное и собственно знаковое. Возможности знаковой мультипликации использованы еще недостаточно. Не исключено, что она станет новым «искусственным языком» науки, способным описывать процессы, развивающиеся во взаимодействии многих переменных факторов и не доступные описанию на существующих «искусственных языках».

Но пока что  знаковая мультипликация является только одним из средств научно-популярного  кино, которое используется в тех  случаях, когда объект не может быть визуально отображен. И даже в  этом качестве она используется еще  недостаточно. Впрочем, все богатство собственных выразительных средств научно-популярного кино далеко еще не освоено. Успехи научно-популярного кино сдерживаются отнюдь не тем, что мало талантливых кинопопуляризаторов, а трудностями продвижения таких фильмов к зрителям.

Развитие научно-популярного кино определяется рядом факторов, из которых важнейшие — общий уровень развития кинематографии в целом, характер общекультурных запросов зрителей, состояние науки и существующие условия продвижения научно-популярных фильмов к зрителям.

Как это ни парадоксально, наиболее благоприятные условия  продвижения научно-популярных фильмов  к зрителям существовали в начале века, то есть на заре кинематографии, когда она была еще аттракционным  зрелищем. В то время программа  сеанса состояла из пяти-шести короткометражных картин разнообразного содержания, обязательно  включала хроникальные и научно-популярные ленты и составлялась в расчете  на массовую, не имеющую достаточной  общеобразовательной подготовки аудиторию. Уровень игровых картин был очень  низок, и они в ту пору никак  не могли претендовать на удовлетворение эстетических запросов даже самых неразвитых зрителей.

Информация о работе Научно-популярное кино