Наскальная живопись и миниатюрная скульптура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:03, доклад

Описание работы

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Работа содержит 1 файл

Наскальная живопись. Звериный стиль.docx

— 13.96 Кб (Скачать)

Наскальная живопись и миниатюрная скульптура 

Из поколения в  поколение передавалась техника  изготовления орудий и некоторые  ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания  легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о  развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины  они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи  доказали, что памятники искусства  появились неизмеримо позднее, чем  орудия труда, почти на миллион лет. 

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства  возникали примерно в такой временной  последовательности: 

·каменная скульптура, 

·наскальная живопись, 

·глиняная посуда. 

В глубокой древности  для искусства человек использовал  подручные материала - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в  эпоху земледелия, он открыл для  себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно  применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и  собиратели пользовались плетеными  корзинами. Она удобнее в переноске. Глина посуда их нее - признак постоянных земледельческих поселений. 

Первые произведения первобытного изобразительного искусства  относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого  времени широко распространились женские  фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно  раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе  относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные <венеры> найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. 

Возможно, они символизировали  плодородие либо были связаны с культом  женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первым признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных изображений. 

И в живописи, и  в скульптуре первобытный человек  часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим, или звериным стилемв искусстве, а за свою миниатюрность  небольшие фигурки и изображения  зверей получили название пластики малых  форм. 

Звериный стиль - условное название распространенных в  искусстве древности стилизованных  изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом  веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических  государств; традиции его сохранились  в средневековом искусстве, в  народном творчестве. Первоначально  связанные с тотемизмом изображения  священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. 

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение  объекта, а скульптура - трехмерное, или объемное. Таким образом, первобытные  творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели  его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ей не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы  произошло только в эпоху Возрождения). 
 
 

Капова пещера, Россия 

Альтамира, Испания  
 

В некоторых пещерах  обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта, вылепленные  из глины фигурки бизонов. Главным  персонажем палеолитического искусства  являются бизоны. Кроме них найден множество изображений диких  туров, мамонтов и носорогов.  

Наскальные рисунки  и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козёл, лев, мамонты  и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом  с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в ХУ1 веке). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.  

Археологи так и  не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может  быть, это еще раз доказывает первичность  религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись  и им поклонялись, деревьями и  растениями - только любовались. 

И зоологические, и  антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание  тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма  того, что изображалось) возникли практически  одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма  отражения реальности зародилась раньше второй.

Информация о работе Наскальная живопись и миниатюрная скульптура