Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – постараться разгадать феномен нарышкинского стиля, чьё существование было таким не долгим (рубеж XVII – XVIII веков), но таким ярким.

Для раскрытия обозначенной цели необходимо исследовать происхождение названия, истоки нарышкинского стиля, его особенности. А также рассмотреть основные памятники архитектуры, построенные в этом стиле.

Содержание

Вступление……………………………………………………………стр.2

Глава 1. «Нарышкинский» стиль……………………………………стр.3

§1. Название…………………………………………………...стр.3

§2. Зарождение стиля…………………………………………стр.5

§3. Особенности……………………………………………….стр.7

§4. Значительные архитекторы………………………………стр.10

Глава 2. Памятники «нарышкинского» стиля………………………стр.11

§1. Церковь Покрова в Филях………………………………...стр.11

§2. Новодевичий монастырь………………………………….стр.15

§3. Спасская церковь в Уборах……………………………….стр.17

§4. Успенский собор в Рязани………………………………...стр.18

§5. Церковь Троицы в Хохлах………………………………..стр.19

§6. Другие памятники…………………………………………стр.20

Заключение…………………………………………………………….стр.23

Список используемой литературы……………………………………стр.24

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая искусство Алфёрова Нарышкинский стиль.docx

— 1.63 Мб (Скачать)

Содержание.

Вступление……………………………………………………………стр.2

Глава 1. «Нарышкинский» стиль……………………………………стр.3

           §1. Название…………………………………………………...стр.3

           §2. Зарождение стиля…………………………………………стр.5

           §3. Особенности……………………………………………….стр.7

           §4. Значительные архитекторы………………………………стр.10

Глава 2. Памятники  «нарышкинского» стиля………………………стр.11

           §1. Церковь Покрова в Филях………………………………...стр.11

           §2. Новодевичий монастырь………………………………….стр.15

           §3. Спасская церковь в Уборах……………………………….стр.17

           §4. Успенский собор в Рязани………………………………...стр.18

           §5. Церковь Троицы в Хохлах………………………………..стр.19

           §6. Другие памятники…………………………………………стр.20

Заключение…………………………………………………………….стр.23

Список используемой литературы……………………………………стр.24

Приложение 1…………………………………………………………..стр.25

Приложение 2…………………………………………………………..стр.28

   
 
 
 
 
 

Вступление.

    «Нарышкинский» стиль – уникальное явление в истории русской архитектуры, которое не имеет даже четкого названия: оно известно под именами нарышкинского барокко, московского барокко, нарышкинского стиля, русского маньеризма — причем ни одно слово в любом из этих определений не принимается всеми искусствоведами бесспорно.

  Интересно, почему? Что же такого особенного, самобытного в этом явлении, что ввело в замешательство исследователей? И почему такое странное, в общем-то нехарактерное для архитектуры, название стиля - по фамилии одного рода? Загадочность, красота и простота в одном лице – это не может не привлечь внимания.

  Цель данной  работы – постараться разгадать феномен нарышкинского стиля, чьё существование было таким не долгим (рубеж XVII – XVIII веков), но таким ярким.

  Для раскрытия  обозначенной цели необходимо  исследовать происхождение названия, истоки нарышкинского стиля, его  особенности. А также рассмотреть  основные памятники архитектуры,  построенные в этом стиле.

  Во время работы над данной темой были использованы статьи В.Даркевича «Узорочье нарышкинского барокко», В.Вельской «Стиль (?) нарышкинского (?) барокко (?)», В.Г.Власова «Нарышкинский стиль», Н.Мерзлютиной «Церковь Покрова в Филях», которые в разное время исследовали особенности этого архитектурного веяния. А также была использована информация с интернет-сайтов ru.wikipedia.org («ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия»), www.temples.ru («Храмы России») и www.unesco.ru («Бюро ЮНЕСКО в Москве»). 
 

Глава 1. «Нарышкинский» стиль.

§1. Название.

   Как уже говорилось во вступлении, среди искусствоведов ведутся споры о том, как же всё-таки правильнее называть архитектурное веяние, известное как «нарышкинский стиль». Более того, исследователи не могут сойтись во мнениях, стиль это, направление или региональное течение.

  Ситуация осложняется тем, что не существует признаваемого всеми определения стиля. Тем не менее большинство ученых сходятся на том, что о стиле можно говорить, если складывается целостная художественная система. А она охватывает разные виды искусства и образует в них художественное единство (в данной работе речь пойдёт о нарышкинской архитектуре, но некоторые исследователи утверждают, что "о нарышкинском стиле можно говорить также применительно к иконописи и декоративно-прикладному искусству, а возможно, и к литературе и музыке"1).

   Далее,  стиль должен иметь более-менее четкие хронологические границы (нарышкинский стиль существует с 1680-х до 1710-х годов в московском регионе и несколько дольше на периферии).

  Ещё один  и, наверное, главный критерий стиля в том, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов: зарождение, развитие, расцвет и упадок. Так, существуют ранние памятники нарышкинского стиля (Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля: лепестковая форма храма, постановка глав по странам света, поэтажное деление фасада, ордерные элементы в декоре), памятники, знаменующие собой расцвет стиля (как известные церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь или Спасская церковь в Уборах) и поздненарышкинские памятники (например церковь Иоанна Воина на Якиманке или церковь Ризположения на Донской), где стиль уже на излете, детали становятся плоскими, цвет — невыразительным, появляются элементы других стилей.

  Итак, проанализировав  основные характеристики, можно сделать вывод, что нарышкинское барокко всё-таки является стилем. Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. Именно поэтому по традиции используют термин «нарышкинский стиль».

  Следующий  вопрос, который правомерно возникает  при исследовании данного стиля:  почему «нарышкинский»? Нарышкины — древний боярский род, известный с середины XV века. Но они были не единственными и не первыми заказчиками стиля. Свои храмы они начинают возводить после победы над Милославскими, чтобы подчеркнуть свою власть и то, что они любят новые веяния (а первые нарышкинские здания строят как раз таки Милославские: Софья, например, начинает строительство Новодевичьего монастыря).

  Может быть, тогда правильнее называть стиль московским барокко? Но, во-первых, московское барокко — это аннинское, елизаветинское, отчасти петровское барокко, а нарышкинский стиль — принципиально иное явление. Во-вторых, нарышкинские памятники не только московские, это еще Успенский собор в Рязани и Солотчинский монастырь в ее окрестностях, Сретенская надвратная церковь Свенского монастыря в Брянске, ряд памятников Смоленской области.

  Название «нарышскинский» окончательно закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филях.

§2. Зарождение стиля.

   Как известно, архитектура — отражение общественных процессов во внешнем облике зданий. В середине ХVII века Московская Русь в целом восстанавливается после Смуты.

  Благополучие и жизнерадостность отражаются в архитектуре и предметах быта: появляются орнаменты, изображающие райские кущи; дома начинают украшать чисто декоративными деталями, не несущими инженерной функции; возникает мода на яркую одежду; дома тоже стали ярко раскрашиваться.

   Растут города, меняется их архитектурный облик. Появляется стремление к регулярности; увеличение территории городов способствует постройке более высоких колоколен и других вертикальных силуэтов. Рост приходов вызывает необходимость строительства более вместительных храмов, увеличиваются требования к качеству освещенности. Интерьеры храмов теряют замкнутость, отрешенность от мира.

   Расширяется кругозор людей, светское начало и принципы рационализма все более проникают в культовую архитектуру, сочетаясь с праздничной декоративностью.

  Другая черта этого времени — мода на все связанное с путешествиями (в архитектуре это проявилось как изображение на фасадах тропических растений; волюты принесены с кораблей; восьмерик соответствует форме маяка; шпиль — напоминание о мачте; круглые окна ассоциируются с иллюминаторами; раковины — тоже символы путешествий). Благодаря путешествиям же русские каменных дел мастера знакомятся с западной архитектурой и начинают проникать в сущность ордерной системы (это вовсе не значит, что они путешествуют сами; они, например, получают возможность знакомиться с привезенными руководствами по архитектуре).

  В это же время растет интерес к точным наукам: астрономии, астрологии, алхимии. Путешествия приводят к развитию географии, картографии, математики, физики и др. Любовь к звездам повлекла возникновение вертикальных линий.

  Еще одна предпосылка — развитие строительной техники, улучшение качества кладки стен, что позволило увеличить размеры помещений, делать стены тоньше, простенки уже, окна больше и разнообразных форм. Распространенным материалом стал кирпич, более дешевый, чем камень, и позволяющий возводить более разнообразные конструкции.

  В русском искусстве и культуре в это время появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве.

   В архитектуре  обмирщение выражалось прежде  всего в постепенном отходе  от средневековых простоты и  строгости, в стремлении к внешней  живописности и нарядности. Все  чаще заказчиками строительства  церквей становились купцы и  посадские общины, что играло  важную роль в характере возводимых  построек. Был возведён ряд светски  нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

   Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре, православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

§3.Особенности.

  Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности именно московского зодчества, которому, прежде всего, была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко. Напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные, окна.

  Итак, для нарышкинского барокко характерны центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями. Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.

  Нарышкинское барокко - это, как правило, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора, но нельзя с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым.

  Для нарышкинского стиля также характерно использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента».

  Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность. Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр. Например, в церкви Покрова в Уборах был создан грандиозный семиярусный иконостас - уникальное барочное творение. Но, к сожалению, в годы советской власти шедевр погиб.

Информация о работе Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля