Народные промыслы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:30, реферат

Описание работы

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Люди восхищаются яркой хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края.

Работа содержит 1 файл

народные промыслы.docx

— 78.61 Кб (Скачать)
 

               Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Люди восхищаются яркой хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края.

Хохломская роспись.  Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы -  в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду, а с XVII века этот художественный промысел сложился в современном его значении. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным  маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основные цвета хохломской росписи - черный, красный, золотой. Это классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.

Резьба.  Русская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы. Вместе с тем русские мастера большое внимание уделяли художественному резному декору. В его основу был положен геометрический и растительный орнамент, служивший не только целям украшения, но имевший магический и ритуальный характер. Функции оберега выполняют включенные в художественный ряд образы и символы, такие как Древо Жизни, солярные знаки, птица, конь, лев, мифологические существа - Берегиня, Сирин, Алконост.  

Городецкая роспись. В селениях, расположенных вокруг Городца - старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки.

Полхов-майданская роспись.  Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой  семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан. 

    Ткачество. Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

   

   Борнуковский резной камень. Художественная обработка камня - древнейший вид народного искусства. Широкая распространенность и легкая доступность такого материала как камень, разнообразие цветов и узоров, издавна привлекали к нему народных мастеров.

Казаковская филигрань. Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; "скань" - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики.

Информация о работе Народные промыслы