Музыкальный романтизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Романтизм – художественный способ, сложившийся в начале XIX века и получивший обширное распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства государств Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эрам термин романтизм применяется в значимой мере на базе художественного опыта первой половины XIX века.

Содержание

План
1. Социально-политические условия появления романтизма. Его выдающиеся представители (литература, живопись, музыка).
2. Основные черты нового направления искусства XIX века. Эстетика романтизма. Круг образов и тем.
3. Специфика романтизма в музыке. Ведущие жанры эпохи. Новизна средств выразительности.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа№1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Министерство  культуры и туризма Украины

Луганский государственный інститут культуры и искусств 
 
 

                        Предмет: История мировой музыкальной культуры 
 
 
 

Контрольна  робота №1 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка гр. ЗМ-ЭВ-I

                                          Хотенчан Т.В. 

                                          Проверил Нестеренко И.Н. 
 
 
 
 
 

Луганськ 2011

Тема: Музыкальный романтизм

План

  1. Социально-политические условия появления романтизма. Его выдающиеся представители (литература, живопись, музыка).
  2. Основные черты нового направления искусства XIX века. Эстетика романтизма. Круг образов и тем.
  3. Специфика романтизма в музыке. Ведущие жанры эпохи. Новизна средств выразительности.
 
 
 
 
 

 

1.  Романтизм – художественный способ, сложившийся в начале XIX века и получивший обширное распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства государств Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эрам термин романтизм применяется в значимой мере на базе художественного опыта первой половины XIX века.

  Чем  ближе мы к современности, тем  короче становятся временные отрезки господства того или иного стиля. Временной отрезок конца XVIII-1-й трети  XIX вв. принято считать эпохой романтизма (от фр. Romantique;  нечто таинственное, странное, нереальное)

Что повлияло на возникновение нового стиля?

Это три  главных события: Великая французская  революция, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

  Громы  Парижа отозвались по всей  Европе. Лозунг "Свобода, равенство,  братство!" обладал огромной притягательной  силой для всех европейских народов. По мере формирования буржуазных обществ против феодальных порядков начал выступать рабочий класс, как самостоятельная сила. Противоборствующая борьба трех классов – дворянства, буржуазии и пролетариата составляла основу исторического развития XIX века.

  Судьба  Наполеона и его роль в европейской  истории на протяжении 2-х десятилетий, 1796-1815, занимала умы современников. "Властитель дум"–говорил о нем А.С. Пушкин.

В связи  с наполеоновскими войнами и  вызреванием национального самосознания для этого периода характерен подъем национально-освободительного движения. Германия, Австрия, Испания боролись против наполеоновской оккупации, Италия – против австрийского ига, Греция – против Турции, в Польше боролись против русского царизма,  Ирландия – против англичан.

  На глазах одного поколения произошли поразительные перемены. Более всех бурлила Франция: бурное пятилетие французской революции, возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение Наполеона, возвращение его с острова Эльбы ("сто дней") и окончательное поражение под Ватерлоо, мрачное 15-летие режима реставрации, Июльская революция 1860 года, Февральская революция 1848 года в Париже, которая вызвала революционную волну в других странах.

  В Англии в результате промышленного переворота во 2-ой половине XIX в. утвердилось машинное производство и капиталистические отношения. Парламентская реформа 1832 г. расчистила путь буржуазии к государственной

власти. На землях Германии и Австрии власть сохранили феодальные правители. После падения Наполеона они сурово расправились с оппозицией. Но и на немецкой земле паровоз, привезенный из Англии в 1831 году, стал фактором буржуазного прогресса. Революции промышленные, революции политические меняли облик Европы.

  Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Менялись не только формы государства, социальная структура общества, расстановка классов. Была поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Просветители идейно подготовили революцию. Но они не могли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось "царство разума". Революция, провозгласившая свободу  личности, породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма. Такова была историческая почва развития художественной культуры, которая выдвинула новое направление – романтизм.

Выдающиеся  представители романтизма

Литература

  Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный   (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и  Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого – эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

  Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны «жалобы на  несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло». Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной  и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлением, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике  получил название «романтизм средних веков».

  Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн  наслаждению. Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти  нереальны, словно отражения в воде:

     Как слит с прохладою растений фимиам!

     Как сладко в  тишине у брега струй плесканье!

     Как тихо веянье  зефира по водам

     И гибкой ивы  трепетанье!

  Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

     Ужели в истинах печальных

     Угрюмых стоиков  и скучных мудрецов,

     Сидящих в платьях  погребальных,

     Между обломков  и гробов,

     Найдем мы жизни  нашей сладость?

     От них, я вижу, радость

     Летит, как бабочка  от терновых кустов.

     Для них нет  прелести и в  прелестях природы,

     Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

     Для них, как  для слепцов,

     Весна без радости  и лето без цветов.

  Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства.

  Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

     Я чувствую, во мне горит

     Святое пламя вдохновенья,

     Но к тёмной  цели дух парит...

     .....................................

     Найду ли я утёс  надёжный,

     Где твёрдой обопрусь  ногой?

  Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована традиционная романтическая лексика - это и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом, поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-то штампов.

  Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни А.Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного. «Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических поэм А.С. Пушкина.

Живопись

  Если родоначальницей классицизма была Франция, то “чтобы отыскать корни, романтической школы, – писал один из современников, – нам следует отправиться в Германию. Там родилась она, и там образовали свои вкусы современные итальянские и французские романтики”. Лучшие свои произведения они создали в области портретной и пейзажной живописи.

  Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

  Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного энергии, вдумчивого, самоуглубленного и волевого молодого человека. Художник-романтик хочет познать себя. Манера исполнения портрета быстрая и размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца; в темной красочной гамме выступают контрасты светлого и темного. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. В портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием.

  Другой  выдающийся живописец-романтик Германии  Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении своей семидесятилетней жизни только картины природы. Основным мотивом творчества Фридриха является идея единства человека и природы. “Прислушайтесь к голосу природы, который говорит внутри нас”, – дает наставление художник своим ученикам. Внутренний мир человека олицетворяет бесконечность Вселенной, поэтому, услышав себя, человек в состоянии постичь и духовные глубины мира.

  Позиция вслушивания определяет основную форму “общения” человека с природой и ее изображения. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Правда, очень часто в ландшафтное пространство своих картин Фридрих не позволяет “войти” фигуре, но в тонкой проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается присутствие чувства, переживания человека. Субъективизм в изображении пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая лирическое раскрытие природы у мастеров 2-ой пол. XIX в. Исследователи отмечают в работах Фридриха “расширение репертуара” пейзажных мотивов. Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. 1811—1812 гг. отмечены созданием серии горных пейзажей как результата путешествия художника в горы. «Утро в горах” живописно представляет новую природную реальность, рождающуюся в лучах восходящего солнца. Розовато-лиловые тона окутывают и лишают их объема и материальной тяжести. Годы сражения с Наполеоном (1812—1813) обращают Фридриха к патриотической тематике. Иллюстрируя, вдохновляясь драмой Клейста, он пишет “Могилу Арминия” – пейзаж с могилами древних германских героев.

Информация о работе Музыкальный романтизм