Модернизм в живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художник вышел за рамки традиционного реализма, открыв что-то принципиально новое. Наша современная культура во многом обязана такому понятию, как модернизм в изобразительном искусстве. Художники эпохи модерна в большинстве своем, не побоюсь этого слова — гении, и, по праву заслуживают свое место в истории. Но обо всем по порядку..

Работа содержит 1 файл

модерн.docx

— 17.75 Кб (Скачать)

Модернизм в живописи (модерн)

 

Стиль модерн является одним  из ранних направлений такой общемировой  художественной тенденции, как модернизм  в искусстве. Благодаря модернизму художник вышел за рамки традиционного  реализма, открыв что-то принципиально  новое. Наша современная культура во многом обязана такому понятию, как  модернизм в изобразительном  искусстве. Художники эпохи модерна  в большинстве своем, не побоюсь  этого слова — гении, и, по праву  заслуживают свое место в истории. Но обо всем по порядку...

Стиль модерн в искусстве  возник в конце девятнадцатого века: тогда художники пытались из разрозненных, но общепринятых направлений создать  нечто оригинальное, придать своим  произведениям некоторую условность, отвлеченность. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. modern — новый) присущ только русской культуре, поскольку в конце девятнадцатого века в России существовал свой модерн в искусстве. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.

Модернизм в изобразительном  искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий, такие как: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. А так же некоторые поздние течения: сюрреализм, дадаизм и так далее. На этом поприще подвизались такие известные художники эпохи модерна, как: Альфонс Муха, Поль Гоген, Эдвард Мунк и другие. Все эти довольно известные люди не просто ассоциируются с понятием модерн в изобразительном искусстве, но являются, уже его синонимами.

Основные черты модернизма помогли становлению и других известных творцов, среди которых  были и наши соотечественники: Иван Билибин, Николай Рерих, Михаил Врубель – все они ярчайшие представители модернизма. Русский модерн, художники модернизма, делали не похожим на западный, у нас преобладал панэстетизм — все во славу искусства. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью... трагичностью неразрешимости противоречий.

Автор великолепно передал  безысходность и динамику противоположных  чувств. В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор  своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. В сюжете картины молодой  демон, отказался от зла, но люди не захотели его принять, и так как  он предал свои идеалы; мир демонов  так же его не принимает, и он обречен  до конца своих дней летать и сетовать на судьбу. Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство.

Если рассматривать модернизм  в живописи, как некоторое откровение, то очень многое можно почерпнуть из событий тех лет. Некоторые  особенности модернизма, такие как  – твердое убеждение познаваемости  мира, и уверенности в беспредельных  возможностях человеческого разума активно использовал в своих полотнах Николай Рерих.

Все перечисленные представители  модернизма имели разные идеи, но одну цель — запечатлеть свои чувства  и переживания и, согласитесь, –  это им вполне удалось. Основные черты  модернизма, в огромном количестве проявлений удивительно разнообразили живопись двадцатого века.

Давайте рассмотрим поподробнее  этапы формирования и становления  такого понятия, как модерн в искусстве.

Всю историю модерна как  направления модернизма можно разбить  на три условных периода: ранний, зрелый и поздний, пришедшийся на начало двадцатого века. На начальном этапе  доминировала Англия, где была организована «Гильдия века», издававшая свой журнал, положивший начало выпускам многих других журналов, специализирующихся в этой области. Художники, которые входили  в гильдию решили объединить живопись и декоративно-прикладное искусство: все это помогло создать художника-универсала, так же являющегося художником-теоретиком. Все это повлияло как на современный  модернизм, так и на современную культуру.

Следом за «начинательницей»  Англией, вышла на арену Франция, которая переняла новые веяния соседки  и создала свой модернизм стиль, проявившимся сначала в плакате, а потом и в живописи. В 80-х  годах девятнадцатого века, на родине, тогда еще, трех республик произошло  знаменательное событие — возникло Общество независимых художников и в Париж приехал еще один апологет стиля модерн в искусстве — Ван Гог, для которого начался очередной этап в творчестве. Всем известны его картины — воплощенный модерн в живописи.

В разных странах модернизм  в искусстве возник практически  одновременно, с единственной поправкой  — играла свою роль этническая, национальная и географическая составляющая, и  для всех стран соблюдался интервал – максимум в пятнадцать лет. Художники модерна старались на славу.

А как же живопись русского модерна? А с ней дела обстояли следующим образом. По большей части  модерн в изобразительном искусстве  развивался благодаря хорошей школе  живописи, а также, благодаря гениальным мастерам — таким, как уже упомянутый Врубель. И такая ситуация была не только в России. В Испании был  свой художник — опередивший свое время — Гауди. Как мы видим  на примере Гауди, модернизм в  искусстве — не только модернизм  в живописи, но еще и в архитектуре, у которой своя эстетика модернизма.

Но вернемся к основной теме: стиль модерн в изобразительном  искусстве. Можно долго перечислять  художников модернизма, но не упомянуть  Густава Климта я не могу. В «золотой период» – получивший это название благодаря использованию художником иконописной техники золочения, картины Климта в стиле модерн наполнены чувственностью такой силы, что становиться не по себе. Взять, хотя бы «Поцелуй» – посмотрите на целующуюся пару — она совершенно отстранена от мирских и социальных проблем — мужчина и жещина полностью поглощены друг другом. Без сомнения, эстетика модернизма картины впечатляет.

Давайте рассмотрим еще одного художника, замечательного представителя  русского модерна. Борис Кустодиев, будучи очень больным человеком  – писал картины, исполненные  жизнерадостностью ярких красок. Посмотрите, хотя бы, на картину «Купчиха за чаем»: такой иронический взгляд на действительность встречается в  самых лучших комедиях русских классиков. Модернизм картины состоит в  том, что она построена на изучении натуры, создании настроения, глядя  на нее — невозможно сдержать улыбку. Кустодиев — один из ярчайших представителей живописи русского модерна.

Заканчивая этот очерк, хотелось бы подчеркнуть, как  много сделал модернизм в искусстве, и в частности – стиль модерн в живописи для нашей, и не только нашей культуры; сколько написано картин, и сколько еще будет  написано. Модерн в живописи не угаснет  еще долго.


Информация о работе Модернизм в живописи