МКС в архитектуре 13-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

В Западной и Центральной Европе искусство синтезировало традиции варваров и воспринятого через арабов и Византию наследия Античности. В архитектуре романского стиля впервые последовательно реализована цель культового зодчества – построение Дома Бога с пространством, организованным для выполнения верующими ритуала. Романский стиль –массивная, скупо украшенная базилика(прямоугольная в плане, разделённая внутри колоннами на 3 продольных прохода –нефа) со сводами в форме полуцилиндров (цилиндрические) или двух скрещивающихся полуцилиндров (крестовые) и небольшими окнами.

Работа содержит 1 файл

мкс.docx

— 50.28 Кб (Скачать)

УО «Белорусский государственный  университет культуры и искусств»

 

 

 

 

 

 

        Реферат по теме:

 

МКС в архитектуре 

13-16 вв.

 

                                                           Подготовила:

                                                            Студентка группы 102 «А» ФЗО

                                                            Лущинская Наталья

 

 

 

 

 

2013 г.

 

Общая характеристика архитектуры и искусства  13-16 вв.

В Западной и Центральной  Европе искусство синтезировало  традиции варваров и воспринятого через  арабов и Византию наследия Античности. В архитектуре романского стиля  впервые последовательно реализована  цель культового зодчества – построение Дома Бога с пространством, организованным для выполнения верующими ритуала. Романский стиль –массивная, скупо украшенная базилика(прямоугольная в плане, разделённая внутри колоннами на 3 продольных прохода –нефа) со сводами в форме полуцилиндров (цилиндрические) или двух скрещивающихся полуцилиндров (крестовые) и небольшими окнами.

Готика (2-я половина 12-16 вв.) принесла новые типы общественных зданий: городской собор, ратуши, дома цехов  ремесленных и гильдий. Её черты: вытянутость вверх, высокие ажурные башни ,просторное внутреннее пространство, стрельчатые окна с витражами, изобилие монументальной скульптуры.

Идеи Ренессанса (гуманизм, интерес к Античности) воплощены  в палаццо (домах-дворцах с симметричными  фасадом и внутренним двором)  и избегающем симметрии стиле барокко. Богато декорированные лепниной храмы и дворцово-парковые ансамбли состоят из разных по высоте и плану помещений, связаны с окружающим пространством (собор и площадь св. Петра а Риме), украшены живописью и скульптурой, созданными для конкретных интерьеров и приобретшими статус «свободных художеств».

 

Христианское искусство  и искусство Византии складывалось прямо на античной основе. Его влияние  на страны юга  и востока Европы, Грузию и Армению огромно. Ему присущи: индивидуализм, почитание императора, условность и следование канону, сознательное ограждение от иноземных влияний.  В архитектуре доминируют купольные базилики и крестово-купольные храмы с мозаиками и фресками внутри и с узорной кладкой, «изразцами» снаружи.

Ареал арабского искусства  – мусульманский мир и сопредельные территории. Оно развивалось во взаимодействии с искусством покорённых народов. Его языком стал арабский язык, а основой – поэзия бедуинов  рифмованная проза. Сооружения арабской архитектуры: крытые рынки, караван-сараи; медресе, купольные мечети и мавзолеи из кирпича, с использованием в облицовке керамической резной мозаики; дворцы и замки ( Альгамбра в Гранаде и др.). Их украшали резьбой, инкрустацией, цветной глазурью и позолотой. Запрет на изображение живых существ стимулировал развитие арабески и орнамента.

Искусство Юго-Восточной  Азии развивалось под  воздействием индуизма, буддизма, даосизма, конфуцианства. В Китае при сдаче экзамена на занятие государственной должности  требовалось выразить мысли в  совершенной литературной форме.

Для архитектуры Китая  характерны: скальные монастыри, мемориальные пагоды и наземные храмы; дворцы и  фортификационные сооружения( Запретный город и Храм Неба а Пекине и др.); вписанность в ландшафт. Сохранились также настенные росписи храмов.

Искусство Японии развивалось  по китайским образцам, в 10-11 вв. появилась категория моноаварэ («печальное очарование вещей»). В архитектуре достигли совершенства деревянные каркасные конструкции жилищ. Синтоистские святилища воспроизводили форму древних амбаров, садово-парковое искусство (храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи,14-15 вв.)

Основа единства искусства  Индии –культурные связи её народов. Её архитектура многобразна и пластична: ступы, скальные храмы и монастыри (Аджанта) и др. В их убранстве доминировала скульптура (статуи Будды и др.). После завоевания северной Индии мусульманами появились мечети, минареты, медресе, мавзолеи и прекратилось развитие скульптуры и живописи( из-за запрета изображать живые существа). Великих Моголов империи (с 16 в.) сложился классический тип центрально-купольного мавзолея (Тадж-Махал).  Влияние искусства Индии испытывала вся Юго-Восточная Азия.

Искусство индейцев Северной Америки вместе с их носителями оказалось  в резервациях, центральной и  Южной Америки –пострадало в ходе Конкисты, а затем стало основой современного народного искусства. Под влиянием барокко Испании и португалии и традиций доколониального периода здесь сформировалась своеобразная архитектура.

 

 

 

 

Архитектура Японии 13-16 вв

      Большое влияние на архитектуру этого времени оказало применение при реставрации монастырей, например такого, как Тодайдзи, новых, заимствованных из Китая строительных и конструктивных приемов: радиальное расположение балок, дополнительных кронштейнов и др. В это же время в Японии получают распространение новые архитектурные стили, завезенные с континента. Один из них, так называемый «китайский стиль» (кара-ё), был связан с буддийской сектой Дзэн, которая стала в 14 в. основывать свои монастыри. Отличительной чертой планировки этих монастырей явилось расположение центральных зданий на одной оси. Архитектурный облик храмов дзэнских монастырей тоже значительно отличался от внешнего вида построек Нара и Хэйана. Так, например, Сяридэн (Храм священных останков Будды) монастыря Знгакудзи, строительство которого было завершено в 1282 г., представляет одноэтажное деревянное здание с высокой соломенной кровлей. Упрощенный архитектурный облик постройки сочетается с декоративными деталями, украшающими фасад храма.

         Китайский стиль внес известные изменения и в конструкцию зданий. Так, например, кронштейны располагались не только на концах подпор, но и на стене в промежутках между ними. Они явились дополнительными поддерживающими карниз элементами и вместе с тем, заполняя всю верхнюю часть стены, получили вид своеобразного орнамента, опоясывающего здание. Характерной чертой «китайского стиля» является также сильный изгиб крыши, который легко достигался благодаря особому радиальному расположению стропил. Изменилась форма оконного проема, который получил дугообразную верхнюю часть и стал декоративно оформляться. Важным нововведением, внесенным «китайским стилем» в японскую архитектуру, была орнаментация деталей конструкции. Сначала орнамент вырезался на балочных окончаниях и кронштейнах, а затем — в 16 —17 вв.— тенденция орнаментации и декоративного оформления фасада привела к созданию пышного декоративного стиля.

         В 13—15 вв. весьма серьезные изменения претерпела синтоистская храмовая архитектура. Сущность этих изменений заключалась во все большем сближении конструкций синтоистских и буддийских построек.          Синтоистские храмы начинают строиться больших размеров, подражая обширным зданиям буддийских монастырей. В их конструкцию были перенесены основные элементы буддийских -построек, как, например, система кронштейнов. В противоположность понятию «китайского стиля» в это время появился термин пае, обозначающий «японский стиль». Понятие «японский стиль» прежде всего относилось к постройкам Нара и Хэйана. В 13 —14 вв. постройки «японского стиля» представляли в основном точные копии зданий Нара и Хэйана с привнесением небольших конструктивных и декоративных новшеств. К числу зданий «японского стиля», сооруженных в период Камакура, относятся Северный восьмиугольный храм, Кондо монастыря Кофу-кудзи, Кондо монастыря Чодзудзи и некоторые другие.

        Таким образом, храмовое строительство 13—14 вв. развивалось под непосредственным влиянием ранней национальной архитектуры и заимствований из Китая. На этой основе в конце 14 в. был создан «комбинированный стиль», ставший наиболее характерным и для буддийских храмов последующего времени. Примером храмовой постройки в «комбинированном стиле» может служить главный храм монастыря Кансиндзи. Сам монастырь Кансиндзи был основан в 836 г., но его главный храм был перестроен около 1375 г.

        Полтора столетия господства существенно изменили характер и мировоззрение военно-феодального класса. Если самураи Камакура презирали роскошь быта хэйанских дворцов, то теперь сегуны Асикага большое внимание уделяли строительству великолепных загородных вилл, положивших начало развитию нового стиля светской архитектуры. С этого времени храмовое строительство начинает терять свое первенствующее значение в развитии японской архитектуры.   Классические традиции Нара и ХэНана продолжали развиваться в светском строительстве, создавшем замечательные образцы национального зодчества. До наших дней сохранились два знаменитых дворца 14-—15 вв., расположенных вблизи Хэйана, получившего название Киото и ставшего снова местом пребывания правительства. Один из них, Кинкакудзи (Золотой павильон)(В настоящее время заново отстроен после пожара в 1950 г.), был построен в конце 14 столетия как вилла сегуна Асикага Ёсимицу, а затем, после его смерти, превращен в буддийский храм, вошедший в число построек монастыря Рокуондзи. Золотой павильон представляет деревянное трехэтажное строение с двумя слегка загнутыми крышами. Все три этажа дворца окружены с четырех сторон открытыми верандами. Стройные подпоры поддерживают веранду второго этажа и нависающие над ней выносы кровли. Первые два этажа построены в стиле синдэн, то есть традиционной дворцовой архитектуры. Третий, изолированный от двух первых выносами средней крыши, близок архитектуре дзэиских монастырей. Такое построение соответствовало назначению каждого этажа: первый располагал жилыми помещениями, второй предназначался для занятий музыкой и поэзией, третий — для молитв. Золотой павильон расположен на берегу пруда, его широкие обходы в виде открытых галерей, стройные подпоры, линии крыши, особо организованное пространство сада — все предполагало полную гармонию архитектуры и окружающей среды. Крыши дворца были покрыты листовым золотом, откуда и произошло его название. В целом дворец представляет ясную, легкую и стройную конструкцию, построенную в основном на четких прямых линиях.

       Почти сто лет спустя, в 1480 г., другой сегун, Асикага Ёсимаса, в восточной части столицы построил дворец, названный по аналогии с первым Гипка-кудзи (Серебряным павильоном) и, так же как первый, после смерти сегуна ставший буддийским монастырем. Серебряный павильон — следующий шаг в развитии японской дворцовой архитектуры. Это двухэтажное здание, крытое четырехскатной крышей и имеющее широкие выносы карнизов, разделяющие первый и второй этажи. Первый этаж Серебряного павильона во многом отличен от конструкции первого этажа дворца Асикага Ёсимицу. Он не имеет открытой веранды, которая в Золотом павильоне являлась промежуточным звеном между интерьером и окружающим пространством. В японской деревянной архитектуре основными несущими частями являются столбы. Поэтому стена не имела тектонического значения и проемы между столбами можно было делать любой величины. Благодаря особому устройству раздвижных стен внутреннее помещение Серебряного павильона могло быть непосредственно открыто прямо в сад. Стены Серебряного павильона представляют собой раздвижные двери, состоящие из двух частей: нижней сплошной деревянной и верхней — решетчатой рамы с наклеенной на нее тонкой белой бумагой. Такие стены могли быть широко раздвинуты, и тогда внутреннее пространство становилось естественным продолжением окружающего его сада. Объединение интерьера с окружающим пространством природы стало одной из главных проблем японской архитектуры этого и последующего времени.

        Со строительством нового типа построек было связано в 15 —16 вв. и развитие японского садового искусства. Сад Серебряного павильона не сохранился. Однако известно, что он был создан по принципам прославленного мастера садового искусства Мусо Кокуси. Иод влиянием мировоззрения секты Дзэн в парковой архитектуре 15—16 вв. произошли многие изменения. Сады разбивались значительно меньших размеров. Они должны были создавать обстановку тихого уединения, располагающую к самоуглублению и созерцанию. Бурному потоку водопада предпочитали спокойную стоячую воду пруда с плавающими на поверхности листьями и цветами; многочисленным сменам пейзажей, которые с каждым новым поворотом дорожки открывали хэйанские парки,— естественную красоту уединенного сада. Декоративно изогнутые мосты, перекинутые через водоемы, сменились уложенными в ряд большими плоскими камнями. Большое распространение в это время получили так называемые сады четырех времен года

        В конце 15 вв. развивается новый тип символического сада, так называемые сухие сады. Такие сады предназначались только для созерцания с веранды дома. Сад, окруженный с трех сторон стеной, был покрыт песком или мелкой галькой, на которой располагали камни различной формы и окраски, а между камнями мох — все это должно было символизировать картину гор и воды. Некоторые «сухие сады» сохранились до наших дней почти неизмененными. Один из них приписывают знаменитому художнику 15 в. Соами.

       Здание Тогудо (1486), которое, подобно Серебряному павильону, входило в число сооружений обширного архитектурного комплекса, может служить наиболее ранним примером построек подобного рода. Чайная комната Тогудо легла в основу оформления интерьеров этого особого вида японской архитектуры, стиль которой окончательно сформировался в 16 в.

      В числе отличительных черт жилого дома этого времени следует отметить также обязательное покрытие деревянного пола циновками (татами)(Размер татами служил своеобразным модулем в строительстве зданий, что является существенной особенностью японской архитектуры.) и вделанную в стену особую полку — сёин, давшую название новому стилю светской архитектуры—«стилю сёин».

       Особенно интенсивным строительством отмечены 16—17 столетия, когда были созданы грандиозные дворцово-парковые ансамбли. Стиль сёин явился наиболее полным воплощением тех особенностей быта, жизни, культуры, художественных представлений, которые отличали последнее столетие эпохи зрелого феодализма. В постройках этого времени нет ни особой изысканности хэйанских дворцов, ни подчеркнутой строгости архитектуры 13 —15 вв.

           В 1620 г. к западу от Киото, вдоль реки Кацура, началось строительство одного из самых обширных дворцово-парковых ансамблей 17 в. Строительство императорского дворца Кацура, продолжавшееся несколько десятилетий, можно рассматривать как заключительный этап в истории японской средневековой архитектуры. В многочисленных постройках ансамбля, в парке с озерами и прудами сочетаются архитектурные приемы и стилистические особенности дворцов периода Хэйан и дворцов эпохи зрелого феодализма. Ансамбль Кацура с его просторами, свободными интерьерами, подвижные стены которых могут быть раздвинуты, создавая перспективу, уходящую в сад,— представляет классический образец японской дворцовой архитектуры. Конец 16— начало 17 в. отмечен также строительством многочисленных замков. Они возводились во многих частях Японии и служили резиденцией феодалов. Замки становились местными политическими и экономическими центрами, вокруг которых вырастали города. Наиболее известные — сооруженные в 1608 — 1609 гг. замок Химэдзи и несколько лет спустя замок Нагоя, укрепленные толстыми каменными стенами. Возведение мощных крепостных стен было связано с появлением огнестрельного оружия, завезенного в середине 16 в. португальцами, которые были первыми из европейцев, проникших в Японию.

Архитектура  Европы

       В  13-16 века в Европе господствовал готический стиль  – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.

Информация о работе МКС в архитектуре 13-16 вв