Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:11, реферат
В историческом центре, в самом сердце Санкт-Петербурга, где сливаются воды рек Мойки и Фонтанки, рядом с Марсовым полем высится величественное здание Михайловского замка - последней резиденции императора Павла 1. Его судьба на протяжении десятилетий была полна драматических перемен. До сих пор одной из главных загадок замка остаётся злодейское убийство императора 11 марта 1801 года.
Михайловский замок Петербурга – один из самых «многострадальных» его памятник
Введение……………………………………………………………………1-2 стр.
Глава 1. Павел 1.
Причины, предпосылки последнего переворота………………………...2-4 стр.
План заговорщиков……………………………………………………….4-10 стр.
Глава 2 Михайловский замок.
Как отразился последний дворцовый переворот на судьбе замка…...10-17стр.
Легенды о смерти Павла, связанные с Михайловским замком………17-19 стр.
Михайловский замок сейчас……………………………………………19-20 стр.
Заключение………………………………………………………………22-21 стр.
Примечания…………………………………………………………………22 стр.
Литература………………………
Зубов вынул из кармана акт отречения. Конечно, никого бы не удивило, если бы в эту минуту, как многие уверяли, государь поражен был апоплексическим ударом. Павел отказался подписывать. Императору объявили, что он арестован.
М. Фонвизин:14
«…Несколько угроз, вырвавшихся у несчастного
Павла, вызвали Николая Зубова, который
был силы атлетической. Он держал в руке
золотую табакерку и с размаху ударил
ею Павла в висок, это было сигналом, по
которому князь Яшвиль, Татаринов, Гордонов
и Скарятин яростно бросились на него,
вырвали из его рук шпагу: началась с ним
отчаянная борьба. Павел был крепок и силен;
его повалили на пол, топтали ногами, шпажным
эфесом проломили ему голову и, наконец,
задавили шарфом Скарятина. В начале этой
гнусной, отвратительной сцены Беннигсен
вышел в предспальную комнату, на стенах
которой развешаны были картины, и со свечкою
в руке преспокойно рассматривал их. Удивительное
хладнокровие!».
Глава 2. Михайловский замок.
Как
отразился последний
дворцовый переворот
на судьбе Михайловского
замка.
Казалось, содрогнулись стены огромного замка, услыхав последний хрип умирающего императора, и странно потемнел их красновато-розовый цвет от пролитой венценосной крови. И в далекой Гатчине печальным звоном отозвались колокола башенных часов дворца, застывшего от ужаса и холода в эту мартовскую ночь.
Любопытно,что умер царь там же, где родился- здание Михайловского замка (арх. В.Баженов, В. Бренна) возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября 1754 великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича.
1 февраля 1801
года Павел и его семья
Каким же роковым образом отразилась трагическая судьба Павла I на дальнейшей истории его любимых резиденций? Долгое забвение. И разграбление. Но замок стойко перенёс все испытания времени.
Михайловский замок, место гибели Павла, на протяжении многих лет оставался его заветной мечтой. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому императору.
Работа над
проектом будущей резиденции началась
в еще 1784 году, когда он был ещё
великим князем. В процессе проектирования,
которое длилось почти 12 лет, он обращался
к различным архитектурным
Концепция замка (именно это, несвойственное русской архитектуре слово употреблял Павел) соответствовала его рыцарским идеям, в нем также отражено его положение магистра Мальтийского ордена.
Легенда о том,
что «любимое детище» императора
имело цвет перчаток его фаворитки,
Анны Лопухиной, хорошо известна. «У дворца
было имя Архангела и краски любовницы»15,(
Е.Кальницкая ,статья «К истории вопроса
о музейной концепции Михайловского замка»)
– писал об этом саксонский посланник
Розенцвейг. Но было и другое мнение: кирпично-красный
цвет отвечал символике Мальтийского
ордена, великим магистром которого Павел
стал в конце 1798 г. (дворец уже строился),
чем чрезвычайно гордился и всячески подчеркивал
причастность к ордену Св. Иоанна Иерусалимского.
Современники Павла нередко именовали
Михайловский «красным дворцом», а их
потомки считали его окраску зловещей
и мрачной, словно замешенной на пролитой
здесь крови императора в 1801 г. Павел желал
спрятаться, не собираясь оставаться в
Зимнем дворце, где происходило так много
переворотов. Известно, что царя обуревало
множество страхов — например, он боялся
быть отравленным.
Через неделю после
того, как Павел I навсегда покинул
свою любимую Гатчину, 6 ноября 1800 года
состоялось торжественное освящение новой
резиденции, приуроченное ко дню Архангела
Михаила. Именем покровителя дома Романовых
и был назван императорский замок. Из Зимнего
дворца до замка пышное шествие во главе
с царской семьей проследовало вдоль выстроенных
в параде войск под выстрелы пушек Адмиралтейства
и Петропавловской крепости. В то время
въезд на территорию резиденции Павла
I начинался далеко от здания дворца через
торжественные ворота с каменными будками-караулками,
кованными чугунными решетками и украшениями
любимой императором тематики: шлемами,
доспехами, щитами, двуглавыми орлами
и мальтийскими крестами.
На площади была установлена конная статуя
Петра I по модели скульптора Б.К. Растрелли
с многозначительной надписью: «Прадеду
правнук». Тем самым Павел I еще раз хотел
доказать законность своего рождения
и восхождения на российский престол.
Став же императором, он хотел для величия
России сделать столько же, сколько его
великий пращур и кумир.
Торжества по освящению замка завершились
в церкви праздничной литургией и парадным
обедом. С нетерпением ожидавший окончания
строительства и очень торопившийся (замок
был сооружен всего за 4 года) счастливый
император наградил не только архитекторов,
высших чиновников, но и всех рабочих.
Внутри Михайловский замок являл собой
«чудо роскоши и вкуса». Несмотря на то,
что к этому времени во дворце еще многое
не было завершено, многочисленные гости
были удивлены и сражены красотой и роскошью:
залы, «освещенные тысячами огней, еще
более увеличившими их блеск и великолепие»
олицетворяли величие и незыблемость
императорского трона ,России царствования
Павла I. Все самое лучшее, что мог позволить
себе российский самодержец, было собрано
во дворце. Великолепная отделка цветным
камнем: мрамором разных сортов, малахитом,
яшмой, лазуритом, порфиром сочеталась
с монументальной росписью, превосходной
лепкой и деревянной резьбой, а также -
обивкой из бархата и штофа с золотым и
серебряным шитьем.
Залы и галереи представляли собой буквально
музей художественных коллекций. Специальные
галереи прославляли античное искусство:
галереи Рафаэля, Мраморная, Античная...
Особой гордостью владельца были французские
гобелены на сюжеты настенных росписей
Рафаэля в Ватикане, подаренные Павлу
Петровичу Людовиком XVI в Париже. Среди
ценнейшего собрания живописи ведущих
западноевропейских школ и мастеров, достойное
место заняли картины русских художников.
Специально для Михайловского замка император
заказал Семену Щедрину, преподавателю
класса живописи в Академии Художеств,
монументальные панно с пейзажами его
«любимых уголков» в Гатчине, Павловске,
Петергофе. По мнению специалистов, эти
декоративные панно считаются лучшими
в жанре живописи конца XVIII века.
Довольно скромный в быту Павел I
не жалел средств и был очень требовательным
к парадной, показной жизни его дворца.
В Михайловском замке было 5 Тронных залов:
два для императора, один для императрицы
и по одному для старших сыновей. Малый
тронный зал и расположенный рядом с ним
Рыцарский служили для торжественных
церемоний мальтийских кавалеров Ордена
Святого Иоанна Иерусалимского, великим
магистром которого Павел I был выбран
в 1798 году. В оформлении залов нашли отражение
идеалы средневекового рыцарства с их
представлениями о благородстве, верности,
чести, храбрости и служению своему государю.
По свидетельству современников, император
так гордился своей новой резиденцией,
что «самое незначительное замечание
настолько раздражало его, насколько льстила
ему всякая, даже грубая, похвала». Когда
читаешь описания Михайловского замка
тех лет, перечень его уникальных коллекций,
которые разошлись по многим дворцам и
музеям, понимаешь - какой неповторимый
памятник архитектуры мы потеряли на долгие
годы. Если сравнивать архитектуру с застывшей
музыкой, то, возводя новую резиденцию,
император Павел I создавал торжественный
гимн России, монаршей власти, а после
11 марта 1801 года Михайловский замок превратился
в Реквием - прекрасный и печальный. Судьба
отвела Павлу I прожить в Михайловском
замке всего 40 дней.
Личные комнаты Павла I в Михайловском
замке состояли из Библиотеки, Кабинета-спальни
и Будуара. Убийцы ворвались в Библиотеку,
а затем в Спальню:
«Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоены,
Идут убийцы потаенны...» ,16
- напишет позже А.С.Пушкин.
В отличие от Гатчинского
дворца Опочивальня Павла представляла
собой довольно просторное помещение
с 2 окнами, выходящими на 3-й Летний сад.
Из комнат был выход в апартаменты Марии
Федоровны (который по коварному совету
Палена недоверчивый император и супруг
закрыл накануне) и тайная лестница между
стен Библиотеки и спальни, ведущая на
1-й этаж в комнаты фаворитки Анны Гагариной
(этой лестницей Павел I тоже не смог воспользоваться).
Стены кабинета-спальни были отделаны
белыми панелями с золотой резьбой и украшены
любимыми картинами. Кроме стульев и кресел,
расставленных вдоль стен, в центре находился
великолепный письменный стол из красного
дерева, с украшениями из резной кости
и янтаря (сегодня находится в Павловском
дворце-музее), а за простыми ширмами стояла
железная походная кровать, которая потом
вновь вернулась в Гатчину вместе с окровавленной
одеждой императора.
Тело Павла I сначала было выставлено
в Михайловском замке, причем медики
и гримеры тщетно пытались придать
достойный вид изуродованному лицу
императора, а затем погребено в царской
усыпальнице Петропавловской крепости.
В XIX веке Михайловский Замок превратился
в Инженерный, где разместилось Николаевское
инженерное училище. При Александре II
Опочивальня и Будуар Павла I были перестроены
под Домовую церковь во имя Святых апостолов
Петра и Павла. В притворе церкви находилась
плащаница, а над ней образ Спасителя и
надпись: «Отче, отпусти им, бо не ведают,
что творят».
Легенды.
Большое количество легенд ходит о замке, большинство из них, связаны с убийством Павла.
Например, одна из легенд, связанная с убийством Павла в замке: рассказывает, что за несколько месяцев до смерти императора, появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового Михайловского дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв). В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.
Так же существует легенда, что «11 марта Павел I весь день подходил к дворцовым зеркалам и находил, что лицо его отражается в них с искривленным ртом. Придворные из этого повторяемого замечания заключали, что заведующий дворцами князь Юсупов впал в немилость. Этого же числа, вечером, Павел долго беседовал с М. И. Кутузовым. Наконец, между ними разговор зашел о смерти. „На тот свет идтить — не котомки шить“, — были прощальными словами Павла I Кутузову».
А вот С. М. Голицын о последнем обеде пишет так: «Ужин, как обыкновенно, кончился в половине десятого. Заведено было, что все выходили в другую комнату и прощались с государем, который в 10 часов бывал уже в постели. В этот вечер он также вышел в другую комнату, но ни с кем не простился и сказал только: „Чему быть, тому не миновать“. Вот какое предчувствие имел император Павел».
Так же,одна из наиболее пугающих легенд,на мой взгляд ,так же касается разговора между Павлом и Кутузовым. В разных источниках она рассказывается по разному,с некоторыми искажениями. Один из мемуаристов пишет: "Вот как Кутузов мне рассказывал: «После ужина император взглянул на себя в зеркало, имевшее недостаток и делавшее лица кривыми. Он посмеялся над этим и сказал мне: „Посмотрите, какое смешное зеркало; я вижу себя в нем с шеей на сторону“. Это было за полтора часа до его кончины». 17
Но самая популярная
легенда, касающаяся Михайловского
замка и убийства Павла,это легенда
о том,что призрак убитого заговорщиками
императора не смог покинуть место своей
смерти. Призрак царя стали видеть взвод
солдат столичного гарнизона, перевозившая
военное имущество, новые обитатели дворца —
разводящий ефрейтор училища Лямин, и
прохожие, замечавшие в окнах светящуюся
фигуру.
Михайловский
замок сейчас.
С 1991 года Михайловский замок открыт для посетителей, и производится его поэтапная реставрация.
В 2006 году в Михайловском замке была создана первая постоянная экспозиция «Иностранные художники в России в 18- первой половине 19 века», построенная на основании коллекции, носящей название «россика». В контексте этой выставки сам памятник культуры Михайловский замок, несущий на себе яркую печать европейской традиции, воспринимался в качестве выставочного экспоната.
Личные покои Павла давно перестроены. На их месте — лабиринт коридоров — служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней. Убийцы быстро нашли царя, потому что среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка — вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан. Экскурсия завершается внизу, в церкви с мраморными колоннами.
Елена Яковлевна Кальницкая пишет18 : «У Михайловского замка в структуре Русского музея впереди большое будущее»
До сих в
замке мы можем увидеть различные
экспозиции, которые аккуратно вписываются
в его интерьеры.
Заключение.
Обобщая все этапы этой работы, мы видим, что Михайловский замок прошёл длинный путь, и направление этому пути, конечно же, задало событие 11 марта 1801-го года. Этот замок навсегда останется связанным с именем императора Павла, с его трагичной судьбой.
Сегодня Михайловский замок интересен своей внешней архитектурой, Воскресенским каналом, мостом, открывающим дорогу внутрь. Парадным спуском к Мойке и скромной для российских императоров территорией.
Информация о работе Михайловский замок - свидетель последнего дворцового переворота в России