Литературно-музыкальная
композиция
1. Основа создания композиции
- монтажный метод мышления
Начнем с терминологии.
Нередко путают понятия "композиция"
и "компиляция", "монтаж", "коллаж".
Однако разница между ними существенная
и очень важна для сценариста.
Композиция литературно-музыкальная - это монтаж (соединение) разножанровых
произведений литературы и искусства,
объединенных темой и идеей.
Компиляция - произвольное, бездумное соединение
произведений разнофактурного материала,
не образующее единого художественно-смыслового
целого.
Монтаж - это художественный
метод соединения разножанрового
материала. "При помощи монтажа можно
конструировать и выражать самые сложные
идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира,
времени, человека, человечества" (М.
Ромм). Это искусство особого рода.
Коллаж - технический прием, игра с
материальной формой, использование неожиданных
материалов с целью дезориентации, нарушения
логики и порядка.
Монтажно мыслить - это значит обладать способностью анализировать
и синтезировать, то есть уметь разъять
произведение на части и объединять части
в единое целое с целью создания качественно
нового произведения. Монтировать не значит
просто соединять. Это значит выявлять
суть, смысл, причинность явлений и их
связей. Это особый процесс познания мира.
Монтаж есть в литературе
и искусстве. Объяснил и оригинально
применил монтаж в кинематографе
С. Эйзенштейн, а в театре - В. Мейерхольд.
Существуют следующие виды монтажа: контрастный,
в основе которого противопоставление;
параллельный, в основе его - сопоставление;
линейный, в основе - последовательность,
логика.
Контрастный монтаж:
"Они сошлись. Волна
и камень,
Стихи и проза, лед и
пламень..." (А. Пушкин)
Параллельный
монтаж:
"Поздняя осень. Грачи
улетели.
Лес обнажился. Поля опустели..."
(Н. Некрасов)
Линейный монтаж:
"Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит..."
(Ф. Тютчев).
В результате монтажа строк
у каждого возникает свой образ
- в зависимости от интеллектуального,
эмоционального, жизненного запаса, а
также от способности к образному
восприятию.
2. Драматургия литературно-музыкальной
композиции
Для театральной драматургии
конфликтность возникает в результате
действия и противодействия противоборствующих
сил. В композиции монтажное сопоставление
различных произведений, частей образуетдраматургический диалог тем и обобщенных образов. Диалогичность
эта несет черты конфликта, являясь действенным
фактором монтажной структуры. Множество
тем и событий в композиции сливаются,
образуя как бы мозаику.
Если в театральной
драматургии происходит поступательное
движение событий, они "вытягиваются
по прямой", то в композиции они выстраиваются
скорее "по спирали", где каждая "монтажная
единица" - ее самостоятельное кольцо.
Одновременно они устремлены по вертикально
восходящей линии к вершине спирали, то
есть к основной смысловой кульминации
сценария. Такое построение напоминает
драматургию музыкального произведения.
Многоплановость, многоголосие тем и мотивов
создают некую партитуру, подобно музыкальной.
Близко построение композиции и поэтическому
произведению с его раскованностью действия
во времени и пространстве.
С помощью монтажа можно
выстроить композицию ритмически: замедлить,
ускорить и т.д. Таким образом, через
монтаж выражаются и особенность
конфликта в композиции, и специфика
образа, и ритм, и авторская мысль.
Толчком к созданию композиции
должно послужить открытие, добытое самостоятельным исследованием художественного и документального материала.
Но часто бывает так, что сценарист берет готовую, уже разработанную тему из книги
или пособия и раскладывает текст на исполнителей:
ведущего, чтецов, а иногда и на "самого
Пушкина". Даже если автор добавляет
какие-то другие стихи или факты биографии,
они только дополняют тему, а не являются
ступеньками лестницы, ведущей к постижению
идейно-художественного смысла композиции.
В этом случае ни для сценариста, ни для
зрителей нет никакой пищи для ума и сердца,
это только знакомый, пройденный материал
для школьников, своеобразное дублирование
урока.
Вопросы режиссуры не входят
в наши задачи, но несколько общих
моментов следует сказать. При постановке
композиции нет "четвертой стены",
то есть это эстрадная подача - на
зрителя - открытая, прямое обращение
к нему. Манера исполнения может
быть чтецкой или чтецко-актерской,
но без перевоплощения в образ. Исполнитель
говорит от имени героя, персонажа. Вот
почему не следует в композиции "наряжаться
под Пушкина", "делать вид, что он
пишет" и т.п. Желательно избегать декларативности
и пафоса, меньше обращать внимания на
внешнюю сторону, больше - на внутренний
путь, состояние лирического "я".
Необходимы условное оформление сцены,
графическая четкость, ассоциативность,
символика, отсутствие бытовизма и натурализма.
3.2
Литературно-музыкальная композиция
как вид театрализованного представления
Литературно-музыкальная
композиция рассчитана не на одного, а
на многих и разного плана актеров
и исполнителей, а часто в ней
принимает участие и несколько
художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной
композиции широко используются все средства
выразительности современных искусств,
и это не может не определять ее видовую
специфику.
Понять литературно-музыкальную
композицию как сложившийся вид
театрализованного представления
можно лишь при сравнении, сопоставлении
с другими видами и разновидностями
явлений данного рода.
Есть принципиальная разница
между агитационно-художественными
представлениями, тематическим театрализованным
концертом и литературно-музыкальной
композицией. Различия эти весьма существенны
– они связаны как с первоисточником,
системой выразительных средств, композиционной
структурой, так и с принципами
подхода к материалу, с методами
работы, с процессом творчества,
наконец.
Главнейшие отличительные,
именно видовые особенности здесь
совершенно точно отражены в самом
названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит
художественная, а также публицистическая
и научная литература. Еще может использоваться
документальный материал, но при этом
непременно доминирует материал литературный
и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка
в такого вида представлениях не является
лишь художественно-выразительным средством.
Она наравне с литературным материалом
(иногда в большей, а иногда чуть в меньшей
степени) оказывается частью действенной
структуры каждого звена, каждого цикла
представления, а, следовательно, и драматическим
элементом последнего.
В театрализованных представлениях
вообще и в литературно-музыкальной
композиции в частности композиционное
построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной
сущностью произведения, со спецификой
творческого процесса.
Еще одной важной для любого
театрализованного представления
чертой монтажа является: при сближении,
соединении разнородного материала
на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется
смысл куска, эпизода.
Так монтажный прием “стыка”,
служивший поначалу лишь техническим
средством соединения художественных
текстов (стихотворных и прозаических),
стал художественным приемом, способствующим
более углубленному, порой философскому
переосмыслению текста.
Но творческий монтаж имеет
место и в кино, и в художественной
прозе, и в драме, и в стихах,
и нет оснований только по этому
свойству соединять воедино разные
виды и роды искусства.
Литературно-музыкальная
композиция, как и любой другой
вид театрализованного представления,
определяется по главным своим составным
элементам.
Литературно-музыкальная
композиция – это один из видов
театрализованного представления,
где органически сочетаются главным
образом литературно-художественные
и музыкальные элементы, с тем
чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно
воздействовать на ум и чувства зрителя.
Тема, идея, конфликт
в литературно-музыкальной композиции.
Создание литературно-музыкальной
композиции, будучи процессом самостоятельным
и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной
литературой и потому должно являться результатом
углубленного изучения произведений искусства
и всего того, что с ними так или иначе
связано.
При этом тема не может
быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием
любого театрализованного представления.
Сценарист планирует, как правило, лишь
общую тематическую направленность, исходя
из события, которое надо отметить, из
даты, которой посвящается конкретная
литературно-музыкальная композиция.
Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции
отражает, как правило, основные идейно-философские
связи между явлениями действительной
жизни, формы этих связей и направления
развивающихся процессов.
Процессы действительности
моделируются в драматическом конфликте,
конкретно выражаемом в композиционной
структуре, благодаря особому сочетанию
разнородных элементов, завершенных
внутри себя и в то же время взаимосвязанных
и имеющих своеобразный единый ритм.
Все представление благодаря
этому делается как бы единым живым
организмом, ему придается живое
биение “оценивающей и усваивающей
мысли”.
Литературно-музыкальная
композиция, как и любое театрализованное
представление, состоит из номеров
и эпизодов. Но специфика именно
литературно-музыкальной композиции
проявляется в том, что номера
в ней особенно тесно стыкуются
друг с другом и создается впечатление
их слитности, а порой даже размытости.
Это, в сущности, так и есть. Монтаж
здесь преобладает, царит над
всем, и он диктует в большинстве
случаев именно такую слитность.
Композиция (от
лат. compositio — составление, сочинение),
1) построение
художественного произведения, обусловленное
его содержанием, характером и назначением
и во многом определяющее
его восприятие. Композиция
(построение художеств. произв.) — важнейший
организующий компонент художественной
формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его элементы
друг другу и целому. Законы Композиция (построение художеств. произв.),
складывающиеся в процессе художественной
практики, эстетического познания действительности
являются в той или иной мере отражением
и обобщением объективных закономерностей
и взаимосвязей явлений реального мира.
Эти закономерности и взаимосвязи выступают
в художественно претворённом виде, причём
степень и характер их претворения и обобщения
связаны с видом искусства, идеей и материалом
произведения и др.
Композиция
(построение художеств. произв.) в литературе
— организация, расположение и связь разнородных
компонентов художественной формы литературного
произведения. Композиция (построение художеств. произв.) включает:
расстановку и соотнесенность характеров
(Композиция
(построение художеств. произв.) как
«система образов»), событий и поступков
(Композиция
(построение художеств. произв.) сюжета), вставных рассказов и лирических
отступлений (Композиция (построение художеств. произв.) внесюжетных
элементов), способов или ракурсов повествования
(собственно повествовательная Композиция (построение художеств. произв.)),
подробностей обстановки, поведения, переживаний
(Композиция
(построение художеств. произв.) деталей).
Приёмы и способы Композиция (построение художеств. произв.) весьма
разнообразны. Художественно значимыми
порой оказываются сопоставления событий,
предметов, фактов, деталей, удалённых
друг от друга в тексте произведения. Важнейшим
аспектом Композиция (построение художеств. произв.) является
также последовательность, в которой вводятся
в текст компоненты изображаемого, — временная
организация литературного произведения
как процесс обнаружения и развертывания
художественного содержания. И, наконец, Композиция
(построение художеств. произв.) включает
в себя взаимную соотнесенность разных
сторон (планов, слоев, уровней) литературной
формы. Наряду с термином «Композиция (построение художеств. произв.)»
многие современные теоретики используют
в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).
Являя собой «... бесконечный лабиринт
сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе,
1955, с. 156), Композиция (построение художеств. произв.) завершает
сложное единство и цельность произведения,
становясь венцом художественной формы,
которая всегда содержательна. «Композиция
— это дисциплинирующая сила и организатор
произведения. Ей поручено следить за
тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону,
в собственный закон, а именно сопрягалось
в целое и поворачивалось в дополнение
его мысли… Поэтому она не принимает обычно
ни логической выводимости и соподчинения,
ни простой жизненной последовательности,
хотя и бывает на неё похожа; её цель —
расположить все куски так, чтобы они замыкались
в полное выражение идеи» («Теория литературы»,
[кн. 3], 1965, с. 425).
Каждое произв. сочетает как общие, «типовые»
для данного рода, жанра или направления
способы Композиция (построение художеств. произв.) (например,
троекратные повторы в сказках, узнавание
и умолчание в драмах «интриги», строгая
строфическая форма сонета, ретардация
в эпике и драме), так и индивидуальные,
свойственные данному писателю или отдельному
произведению (так, в повести Л. Н. Толстого
«Хаджи-Мурат» ведущий принципКомпозиция (построение художеств. произв.) персонажей
и их системы — полярность, в том числе
нарочито мнимая: Николай I — Шамиль).
В современном литературоведении бытует
и более локальное использование термина
«Композиция
(построение художеств. произв.)». При
этом единицей, компонентом Композиция (построение художеств. произв.) выступает
такой «отрезок» произведения (текста),
в пределах которого сохраняется один
способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы
слагаются в более сложные компоненты
(цельная зарисовка портрета, психического
состояния, воспроизведение разговора
и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным
компонентом является сцена (в эпосе, драме).
В эпосе она может состоять из ряда форм
изображения (описание, повествование,
монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж,
интерьер; но на всём её протяжении сохраняется
один ракурс, выдерживается определённая
точка зрения — автора или персонажа-участника,
или стороннего наблюдателя-расказчика;
иначе: каждая сцена «изображается» непременно
чьими-то глазами. Именно сочетание форм
изложения и определенных «точек зрения»,
их взаимосвязанность и единство и составляют Композиция
(построение художеств. произв.) в этом
смысле.
Своеобразна Композиция (построение художеств. произв.) стихотворных
произведений, особенно лирических; её
отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность
метрико-ритмических единиц (стопа, стих, строфа), синтаксических
отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых
единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих,Стихотворение, Поэзия и Проза).
В литературе 20 в. усиливается активность
композиционного начала, что отразилось
в возникновении понятия монтаж(сначала применительно
к кино, потом — к театру и литературе).
В пластических искусствах композиция
объединяет частные моменты построения
художественной формы (реальное или иллюзорное
формирование пространства и объема, симметрия
и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции,
нюанс и контраст, перспектива, группировка,
цветовое решение и т.д.). Композиция (построение художеств. произв.)организует
как внутренне построение произведения,
так и его соотношение с окружающей средой
и зрителем.
Композиция
(построение художеств. произв.) в архитектуре
имеет своей основой гармоническое соотношение
идейно-художественных принципов, функционального
назначения, конструктивных особенностей
и градостроительной роли зданий, сооружений
и их комплексов. Композиция (построение художеств. произв.) определяет
облик, планировочное и объемно-пространственное
построение города в целом либо архитектурного
ансамбля, отдельного здания или сооружения.
Принципы Композиция (построение художеств. произв.) там,
где они выступают в органическом единстве
с художественно отраженными в них принципами
конструкции, совместно образуют структурное
соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. Композиция (построение художеств. произв.) в
изобразительном искусстве представляет
собой конкретную разработку идейной
и сюжетно-тематической основы произведения
с распределением предметов и фигур в
пространстве, установлением соотношения
объемов, света и тени, пятен цвета и т.д.
Типы Композиция (построение художеств. произв.) разделяются
на «устойчивые» (где основные композиционные
оси пересекаются под прямым углом в геометрическом
центре произведения) и «динамические»
(где основные композиционные оси пересекаются
под острым углом, господствуют диагонали,
круги и овалы), «открытые» (где преобладают
центробежные разнонаправленные силы,
а изображение всемерно раскрывается
зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные
силы, стягивающие изображение к центру
произведения). Устойчивые и закрытые
типы Композиция (построение художеств. произв.) преобладают,
например, в искусстве Возрождения, динамические
и открытые — в искусстве барокко. В истории
искусства большую роль сыграли как сложение
общепринятых композиционных канонов
(например, в древневосточном, раннем средневековом
искусстве, в искусстве Высокого Возрождения,
классицизма), так и движение от традиционных
жёстких канонических схем к свободным
композиционным приёмам; так, в искусстве
19—20 вв. большую роль сыграло стремление
художников к свободнойКомпозиция (построение художеств. произв.),
отвечающей их индивидуальным творческим
особенностям.
О Композиция
(построение художеств. произв.) в музыке,
т. е. о структуре музыкального произведения,
см.Музыкальная форма.
2) Музыкальное, живописное, скульптурное
или графическое произведение, конечный
результат творческого труда композитора
или художника.
3) Сложное художественное произведение,
включающее различные виды искусств (например,
литературно-музыкальная Композиция (построение художеств. произв.)).
4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных
заведениях (училищах, консерваториях)
преподается как особый учебный предмет
(в советских музыкальных учебных заведениях
носит название сочинения). Обучение композиции
тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических
предметов, как гармония, полифония, инструментовка,анализ музыкальных
произведений. |