Караваджо. Барокко в европейском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода; глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рембрандта. Открытая неаполитанским живописцем подлинная ценность натуры, утверждение народной образности еще в XVII столетии изменили представления о соотношении натурности и идеализации. Нововведениям художника суждено было стать исходной точкой творчества мастеров последующих столетий.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

1.5 Философия

 

      В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма  в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля. Таким образом, идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):

      Рене  Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;

      Бенедикт  Спиноза находит единство в пантеистическом  восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый  мир, материальную суть, духовные элементы;

      Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной  властью.

      Блез  Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике  благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;

      Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа  монад - самоценных завершенных жизненных  организмов.

      Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для умонастроения эпохи.

1. 6 Специфические черты барокко

 

      Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:

1. Усиление  религиозной тематики, особенно  тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;

2. Повышенная  эмоциональность;

3. Большое  значение иррациональных эффектов, элементов;

4. Яркая  контрастность, эмоциональность  образов;

5. Динамизм  (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);

6. Тяготение  к обобщающим и связывающим  формам:

а) целостностные  системы философии;

б) поиск  единства в противоречиях жизни;

в) в  архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;

г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

д) в  живописи - отказ от прямолинейной  перспективы, подчеркивание “бесконечности”  пространства;

е) в  музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).

      В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).

7. Сложность  и избыточность, излишество (в частности,  композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.

        Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи, Джованни Батисто Тьеполо (картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны” и др.), Алессандро Маньяско (но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма).  И конечно, выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:

1. Жесткость,  плотность фактуры;

2. Пластическая моделировка;

3. Приближение  фигуры к переднему плану;

4. Цельность,  строгая соотнесенность частей;

5. Детализация.

      Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла” и многие другие. Именно об этом величайшем живописце и пойдет речь в следующей главе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II.     МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО 

  1. 1 БИОГРАФИЯ
 

       Микеланджело Меризи Да Караваджо (1573–1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573.    В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 века стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.

       Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком и умер в полной нищете. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Тем не менее, документально подтвержденные события и само творчество этого замечательного мастера живописи позволяют однозначно утверждать, что Караваджо был весьма яркой и неординарной личностью. Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии.

     Итак, пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением.      

     Однако  бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно  становились причиной больших неприятностей. Он несколько раз попадал в тюрьму. В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина. Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством, и Караваджо вынужден был бежать из Рима. В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место. Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Но, получив прощение и сев на корабль, художник заразился малярией и умер в возрасте тридцати семи лет. 
 

     2.2  Творчество 

     Творчество  Караваджо, не принадлежавшего к  какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 - начала 17 вв. (маньеризму и академизму). В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростными нападками.

     Произведения  художника Караваджо и в самом  деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. Вместо идеализации образа, привычной для  религиозных сюжетов, Караваджо рисовал героев своих полотен с максимальным натурализмом. Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности. Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.          

В римский  период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью. Сами сюжеты часто были наполнены глубоким внутренним драматизмом, производящим исключительно сильное впечатление. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека [см. Приложение 1].

     У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны  и даже уродливы. Но натурализм живописного  языка — это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом  Бога. Художник словно спорил с мастерами  эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.

      Итак, подводя итоги, попробуем описать  творчество Караваджо в разные периоды  своей работы.  

Ранний  период Караваджо.  

      В раннем периоде К. выступает как  смелый новатор, бросает вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.

      Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

      На  многих ранних картинах Караваджо можно  увидеть привлекательных мальчиков, играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). Полотна, подобные «Музыкантам», ок. 1595, демонстрируют гомосексуальные наклонности и Караваджо, и его заказчиков [см. Приложение 2]. Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых, выполненных в Риме, работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе) [см. Приложение 3], «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же) [см. Приложение 4], «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр) [см. Приложение 5], «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж) [см. Приложение 6], он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама» [см. Приложение 7], ок. 1596, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок.1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина»[см. Приложение 8] , ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). 

Информация о работе Караваджо. Барокко в европейском искусстве