Ювелирные украшения татар

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:45, доклад

Описание работы

Татарские мастера владели всем арсеналом ювелирной техники от примитивного литья до изысканной тончайшей филиграни, часто сочетая в изготовлении одного изделия разные приемы. Ручные способы изготовления ювелирных изделий были чрезвычайно трудоемки, требовали высокого мастерства и тончайшей искусной работы. Основным материалом для изготовления украшений служило серебро различных проб: низкопробное у основной массы населения и высокопробное у высших слоев. Высшее сословие нередко использовало для украшений и золото. Широко было распространено золочение серебра. Что касается других металлов (бронза, медь), то они почти не применялись.

Работа содержит 1 файл

Ювелирные украшения тата1.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Ожерелья в  виде цепочки с подвесками были известны в крае издревле. Некоторые их разновидности представляют собой почти полную аналогию подобным украшениям булгарских женщин. Так, в кладе булгарских вещей X века, обнаруженном в 1869 году в Спасском уезде, близ г. Булгара, находились и ожерелья: одно, состоявшее из цепочки с подвесками в виде желудей, другое — из цепочки с подвесками из тонких округлых бляшек с зернью, инкрустированных драгоценными камнями.

Одним из наиболее оригинальных нагрудных украшений  на матерчатой основе является перевязь, известная у разных групп татар под различными наименованиями (хәситә, дәвәт, ачкыч бау, муйтомар, бутьмар и т. д.). Это украшение состояло из блях или нашитых на полосу материи блях, монет, раковин, пуговиц, различных подвесок. Основа изготовлялась обычно из цветной (желтой, оранжевой, красной) материи с подложенным во внутрь картоном для придания твердости. Перевязь надевалась через левое плечо под правую руку и, плотно облегая грудь и спину, застегивалась под мышкой или на плече специальной застежкой. Иногда застежки не было и украшение составляло единое кольцо. Довольно часто у перевязи в нижней ее части со стороны, идущей под руку, пришивался

разных размеров матерчатый или металлический футляр для миниатюрного Корана или молитвы  из Корана, что говорит о возможном первичном амулетном характере этого украшения.

Из многочисленных вариантов перевязи особый интерес  своей оригинальностью представляют перевязи в виде цепи, состоящей  из крупных, единой формы (чаще лопастной) блях, соединенных между собой шарнирами. Эти перевязи, несомненно, являются высшей ступенью развития данного украшения. Лучшие образцы их отличаются исключительным изяществом и совершенством технического исполнения. Они начисто потеряли связь с первоначальным значением культового предмета и использовались только в качестве украшений. Такие чрезвычайно дорогие украшения из золотых или серебряных позолоченных сканых блях, инкрустированных драгоценными камнями, естественно, могли носить только представительницы высшего сословия татарского общества.

Украшения для рук. Широко распространенными украшениями для рук у татарок являлись браслеты (белэзек), которые были обязательной принадлежностью костюма женщины. Их носили постоянно женщины всех возрастов и социальных групп. Этим и объясняется огромное разнообразие форм и приемов отделки браслетов: тончайшая золоченая филигрань, инкрустированная драгоценными камнями у зажиточной части населения, и простенькие гравированные браслеты из самого низкопробного серебра у низших слоев. Браслеты носили, как правило, попарно: по одному на каждой руке, что считалось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания. Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки. Изредка встречалась застежка в форме дверной петли (путем навешивания на стержень). Вероятнее всего этот способ застежки являлся заимствованным: он был широко распространен у народов Средней Азии.

Из сплошных браслетов преобладали браслеты пластинчатые, как правило, с закругленными концами. Среди них встречались и узкие до 1,5 см, и широкие — до 7—8 см по ширине основы. По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы. При этом встречается самое различное сочетание перечисленных приемов оформления в одном образце. Основными мотивами орнамента являлись стилизованные растения, арабские надписи с изречениями из Корана, молитвами или именем владелицы.

Такие браслеты преобладали у всех групп татар, лишь с некоторыми отличиями в  декоративном оформлении: одни предпочитали дополнительно оформлять браслеты самоцветами, а другие подвесками из монет.

Из составных  браслетов особый интерес представляют браслеты ажурные, из двух и более  фрагментов, выполненные, как правило, в технике плоской скани. Звенья составных браслетов по форме  довольно сложны, часто с фестончатыми краями. Это и круглые с фестонами, и из овально-фестончатого центрального звена и удлиненных крайних, и четырехугольные с трапециевидными конечными звеньями и т. д. Поверхность таких золотых или серебряных с густой позолотой филигранных браслетов богато украшалась драгоценными камнями, нередко в сочетании с зеленью. Они, несомненно, являлись принадлежностью высших слоев городского населения.

Большим разнообразием  и изысканностью отличаются и  составные браслеты из самоцветов в  тонкой, чаще серебряной, оправе. Они  различаются по величине и форме звеньев (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, из двух-трех камней, из камней в форме розетки) и по характеру расположения их в самом браслете. Так, встречаются браслеты из равновеликих и разных по величине камней: с более крупным центральным звеном, с крупным центральным звеном и уменьшающимися к концам браслета последующими звеньями и т. д.  

Из книги С. В. Сусловой «Татарские ювелирные украшения». — Казань, 1980.— С. 13—23

Информация о работе Ювелирные украшения татар