Этапы работы над музыкальным произведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога – предлагаемая аппликатура, динамический план, педализация и т. п. Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Так, например, невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………стр.3
II. Стадийность работы………………………………………………...5
II.1 Первое знакомство с произведением, выгрывание в него……….7
II.2 Изучение объективных данных…………………………………….9
II.3 Техническое овладение произведением, синтез
всех элементов произведения……………………………………..11
III. Заключение…………………………………………………………. .14
Список используемой литературы………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Русла.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

      Л. Николаев учил: «Предварительно необходимо овладеть материалом произведения настолько, чтобы чувствовать себя полным хозяином произведения  и быть в состоянии варьировать детали исполнения. Техническая сторона должна быть на таком уровне, чтоб исполнение не затрудняло и не внушало беспокойства» [2, с.99]. Он считал, что темп должен дать возможность играть, не испытывая технических трудностей. Но с самого же начала он должен обеспечить возможность осуществления художественных намерений. Для этого не можно отступать от ровности темпа. Лучше жертвовать метрономом, чем качеством исполнения.

      В. Софроницкий, как ученик Л. Николаева, виртуозные пассажи и трудные места играл медленно и в умеренном темпе, но и в медленном движении они неизменно оставались для него музыкой.

      Руки  и пальцы своей инициативы не имеют. Они всегда с точностью выполняют приказы мозга, при условии, что эти приказы ясные и постоянные.

      Многие пианисты ставят себе задачу довести все движения до автоматизма. Для них работа в медленном темпе имеет особо важное значение. Другие считают, что овладение технической стороной исполнения пьесы - это гибкое приспособление к воплощению художественного замысла в пианистических движениях. Важно, что пианисты и этого типа не избегают работы в медленном темпе.

      Среди музыкантов нет споров о необходимости  работать над пьесой не только в  целом, но при надобности – кусками, вычленяя элементы фактуры каждой рукой отдельно и т. п. Необходимо понимать, по каким признакам должны члениться куски и в какой последовательности надо вести работу над ними . Часто – это игра подряд и попутное дробление на куски. Так работает большинство учащихся. Очень важно, работая над кусками, не терять перспективы. Нельзя допустить, чтобы утратилось ощущение куска, как части целого. Нельзя терять понимания и чувства роли, которую играет изучаемый кусок в целом произведении. Выделяются  и группируются куски по разным признакам. Это может быть кантилена, по-разному представленная в экспозиции, разработке и репризе. Вычленение куска упрощает исполнительскую задачу. Очень часто необходимо бывает разобрать его фактуру и изучить отдельно каждый из элементов – мелодию без аккомпанемента и аккомпанемент без мелодии, тренировать отдельно правую и левую руку, возможно и педализацию, и т. д.. Дробить ткань на элементы также и по вертикали заставляют не только технические, но и другие причины.

      Пианист не должен забывать, что рояль – полифонический инструмент и что фортепианная музыка – полифонична. Поэтому нельзя ограничиваться делением пьесы на куски только по горизонтали, т. е. на экспозицию, разработку, репризу или мельче – на темы, или ещё мельче – на периоды, предложения, фразы и мотивы. Полезно представить себе фортепианную двухстрочную запись в виде упрощённой многострочной партитуры.

     Если добиться того, что выделенный кусочек получается так, как хочется. Однако это не значит, что работа над ним закончена. Нет гарантии, что он выйдет и тогда, когда надо будет играть его после предшествующей музыки. Поэтому важно соединять все музыкальные фрагменты.

     Возвращение к работе над частностями неизбежно на любой стадии. Следует периодически проигрывать пьесу большими кусками или даже целиком. Это необходимо делать для того, чтобы не утратилось живое отношение к пьесе.  Ещё оно нужно и для того, чтобы проверить, насколько удачен был предварительный замысел.

     Такие проигрывания – прямой путь к завершению работы. По задачам они должны быть различны. Тут и выяснение мест, требующих доделок или переделок. Тут и исполнение с полной самоотдачей – как на эстраде Внимание обращается на тот момент пьесы, который ещё не вполне ясен или в исполнении которого нет полной уверенности. При этом не только разрешено, но и требуется свободное обращение с темпами, – они могут быть в любом отрезке замедлены, а если нужно, то и ускорены.

     Должно  быть осуществлено всё необходимое  для ясности воссоздания и  цельности восприятия пьесы!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             III. Заключение. 
 

     Музыкант  исполнитель не может не задумываться над содержанием искусства, которому посвящает свою жизнь, свои труды. В  музыке мы находим отражение восприятий внешнего мира в его звучащих проявлениях.  Чрезвычайно важно в работе над  произведением воспитывать интерес к нему, к творчеству композитора, а тем самым и к музыке вообще. Заинтересованность музыкой возникает, когда в классе господствует подлинно художественная атмосфера, когда сам педагог – настоящий музыкант, когда он умеет раскрыть красоту изучаемых сочинений. Напротив, серость и бесцветность преподавания, формальный подход к музыке убивает любовь к ней. Необходимо учить тому, как надо работать, важно приучать ученика самостоятельно решать постепенно возникающие перед ним художественные задачи.

      Итак, закончено рассмотрение всех этапов работы над музыкальным произведением. Возвращаясь к произведению, выученному раньше, надо постараться посмотреть на него так, словно встретился с ним впервые в жизни. «Лишь тот исполнитель, кто в нотной пустыне увидел мираж» [1, с.13]. Повторение ранее выученного произведения нельзя считать лёгкой работой. В распорядке ежедневных занятий повторению следует уделить время, когда мозг ещё не утомлён и работа не сводится к автоматическому проигрыванию нот. Нужна свежесть восприятия , чувства и мысли.

      «Никогда  не останавливайся на достигнутом!» - вот  девиз, которому должен следовать каждый музыкант! 
 
 
 
 

                        Список используемой  литературы: 
 
 
 

  1. Перельман Н. В классе рояля. М., 2000.
  2. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М –Л., 1964.
  3. Алексеев А. Д. работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М., 1957.
  4. Ципин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1974.

Информация о работе Этапы работы над музыкальным произведением