Эстрадные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

— 345.92 Кб (Скачать)

Среди выдающихся мастеров цирка, выступавших в 20-е годы на эстраде, были эквилибристы на проволоке Шуретта и Жорж Розетти (их трюки органично сочетались с песенками и танцами), "2 Жерве" (танцжонглеры), "3 Кастелио" (танцакробаты), "2 Делан" (танцакробаты). Номер "2 Делан" начинался с выхода исполнителей (А.Дерманера и Н.Самошникова), изображавших двух молодых парней на прогулке. Под звуки мелодии "Блэк-бота" приятели, не прерывая разговора, пританцовывали, возились, при этом исполняя акробатические трюки. Театрализированный мимико-танцевально-акробатический номер "2 Делан", созданный в 1925 году во многом был подражанием иностранных гастролеров. Номера иностранцев, как правило, были театрализированными и создавались в расчете на демонстрацию с подмостков варьете. Тенденция к театрализации цирковых номеров на эстраде прослеживается с дореволюционного времени. Так, цирковые жонглеры Лизетт и Жанто, разыгрывали сценку, в которой ловкий индеец, демонстрируя совершенное владение томагавками и стрельбу из лука, покорял сердце своей возлюбленной. Жонглеры Коньковские работали с теннисными ракетками и мячами в образах джентельменов - любителей спорта. Среди жонглеров выделялись также Лихачевы, Пьер (Ефимов), Спарри (Е. и К.Кукины). 

Если для большинства номеров театрализация носила чисто внешний характер, то номерам комических жанров театрализация присуща от природы. Выдающимися номерами акробатической эксцентрики был дуэт Макс и Жак, Макс и Максли (Алексеев и Александрова). На эстраде в 30-е годы было много номеров клоунады. Это - Мария и Серж, Фока и Бондаренко, Буяновские, Анатоль и Коко; музыкальные эксцентрики - Е. и В.Гринье, Гарин и Вильтзак, "Братья Кольпетти, музыкальные клоуны"(Грудзинские),копируя схему номера Бим-Бом (Радунский и Кортези), "Биб-Боб", "Рим-Рам", "Дин-дон". 

На эстраде выступали иллюзионисты и манипуляторы: Боско (М.П.Трахтенберг), Дик Картер, Пассо (П.А.Соколов (манипуляцию сочетал с жонглированием. Работал с монетами, шариками, платками, кольцами, с картами). После революции, поначалу от иллюзионистов требовали разоблачения трюков, опасаясь, чтобы это не стало пропагандой суеверий. А также требовали Агитационной направленности. Так, например, фокусник Тейде (Давыдов), у которого выступление проходило под девизом "от суеверия к науке", трюк с пропадающими часами назывался "часы прогульщика", а трюк с исчезающими кольцами - "уничтожение колец как наследия прошлых предрассудков о браке". Оригингально решил проблему современности антиспирит Берестов, который "обнакновенное яйцо в бывшем буржуазном цилиндре превращал в пролетарскую яичницу". В 1921 году в Москве начал свои выступления Э.Т.Ренард (Кио), который тоже вводил в свои номера современную тематику. В 20-е годы на эстраде начали работать манипуляторы и иллюзионисты Алли-Вад (Вадимов) и Клео Доротти (Карасик). 

Многие номера иллюзионистов и манипуляторов включали трюки из репертуара трансформаторов, чревовещателей, факиров и гипнотизеров.. А.Д.Козюков - король цепей, карт, магии, цветов и чревощания. Скауэр (Ф.М.Григорьев) - манипулятор, чревовещатель. Иллюзионист Д.И.Лонго был еще и факиром. С мнемотехникой выступал А.А.Мартынов. 

В облике римских гладиаторов в 20-е годы выступало громадное количество силовых акробатов: "Трио Де-Рибас", "4 Оресто-Беретта", "2 Елисеевы" и др. 

Дуэты силовых акробатов: "2 Глорио", "Трио Кларк", "4 Марк" и др. 

В эстрадно-цирковые программы включались и воздушные номера: "4 Головины" - воздушные полетчики, "8 чертей - труппа Леотарис", "4 черта - Донато", "4 черта Руденко", воздушные гимнасты братья Кучинские, Райтер, Любимов, Аркадий Борель и др. 

Эквилибристы: на столах Н.Ф.Афонин, на проволоке Феррони и Кассини. 

Сверхметкая стрельба: женщина-снайпер Бояни, снайперы Поповы и Александров-Федотов. 

Велофигуристы: Баранские, Польди, Вартанио.

Дрессировщики: с собачками - Ронай, Генрих Собский (у него были собачки-авиаторы, велосипедисты, акробаты и даже балерины), борьба с медведем - Н.П.Гладильщиков. 

Смотр фронтовой эстрады 1945 года выявил много интересных артистов цирка, работавших на эстраде: акробаты Донвальдо, жонглер А.Виркаус, "Икарийские игры" под рук. В.Ушакова. 

Количество эстрадных концертов с 1946 года стало расти, причем цирковые номера занимали в них большое место. В 1946 году был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, который проходил в Москве в Зале им.Чайковского. Вторую премию получили экв. на свободной проволоке А.Воронцова и Р.Славский. 

В 50-е годы подлинного артистизма добились артисты номеров манипуляции и иллюзии: манипулятор Е.И.Шукевич (у него весь реквизит номера помещался в карманах), Дик Читашвили, А.А.Акопян, пары: Малиновская и Зайцев, Юрий и Люфтия Мозжухины. Малиновская и Зайцев разыгрывали комедийную сценку "Учитель и ученик", в кот. Зайцев изображал нерасторопного ученика, постоянно раскрывающего секреты своего учителя. Но когда фокус вроде бы разоблачен, то выясняется, что его спекрет еще более непонятен. Например, учитель делает взмах волшебной палочкой и клетка с птичкой исчезает. Учитель требует, чтобы ученик отнес палочку за кулисы и зритель видит, что клетка висит у него за спиной. 

Комической театрализации добивались исполнители и таких жанров, как акробатика и эквилибр. Например, братья Сергей и Владимир Горемыкины исполняли сценку "Липкая бумага". Один из исполнителей решил поймать шмеля на липкую бумагу и сам к ней прилипает. Номер был поставлен режиссером цирка и эстрады Арнольдом Григорьевичем Арнольдом. Интересны были и такие номера акробатических пар, как Гурский и Чичерин (реж.Птицин), братья Воронины (выступали в образах забавных гномов), Птицина и Маслюков, Калачова и Птицин. 

Среди групповых акробатических номеров украшали концертные программы номера Степановых ("акробатическая пятерка"), Ушаковых ("икарийские игры"), эквилибристов на велосипедах Васильевых. 

В начале 60-х годов расцвету цирковых жанров на эстраде способствовало ГУЦЭИ и студия, созданная в 1959 году при содействии Смирнова-Сокольского при Московском театре эстрады. В 1961 году она была реорганизована во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Ее работу возглавил Л.С.Маслюков. Постановку цирковых номеров делали режиссеры-бывшие артисты эстрады: Т.Птицына, М.Харитонов, Г.Лукин, С.Каштелян, Р.Славский, Л.Маслюков. 

Интересны были номера: акробатки Л.Петрик, акробатов-каскадеров Грищенковых ("сценка на хоккейной площадке"), манипуляторов Сары Кабибужиной и Шукурова ("Как прекрасен этот мир"), танц-жонглера В.Микитченко ("Капризная гитара"), жонглера с палкой А.Беренштейн - режиссера С.Каштеляна. 

Среди фокусников лауреат 6-го Всероссийского конкурса артистов эстрады В.Данилин. 

Важно сказать: если раньше цирковая эстрада черпала свои кадры главным образом из цирка или спорта, то теперь пополнение происходит из эстрадных студий Москвы, Петрограда, Киева и Алма-Аты. И такие номера, как "Моноцикл на свободной проволоке" В.Серова (реж.Птицына), "Эстрадно-цирковой дуэт на велосипеде" Е. и Л. Каратасюк (реж.Птицын и Харитонов), жонглеров Ю.Позднякова и М.Руденко (реж. Цманская), "Эквилибристки во вращающемся кольце" Л.Кудеяровой (реж. Исаева), развивают и обогощают цирковые жанры на эстраде.  

КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ 

В России издревле ценили ручной промысел, любили игрушку, уважали веселую игру с куклой. Петрушка расправлялся с солдатом, полицейским, попом, да и с самой смертью, храбро размахивал дубиной, укладывал наповал тех, кого не любил народ, низвергал зло, утверждал народную мораль. 

Петрушечники бродили поодиночке, иногда вдвоем: кукольник и музыкант, сами сочиняли пьески, сами были актерами, сами режиссерами - старались сохранить движения кукол, мизансцены, кукольные трюки. Кукольники подвергались гонениям. 

Были и другие зрелища, в которых действовали куклы. На дорогах России можно было встретить фургоны, груженные куклами на нитках - марионетками. А иногда и ящиками с прорезями внутри, по которым кукол двигали снизу. Такие ящики назывались вертепом. Марионеточники владели искусством имитации. Любили изображать певцов, копировали акробатов, гимнастов, клоунов. 

В начале ХХ века кукольники иногда попадали на большую эстраду. Вентролог, держа на коленях огромную куклу, утробным голосом вещал за своего "Андрюшку". Иногда допускали и марионеточника с трюковой куклой. Реже на эстраду попадали петрушечники. Этих скорее приглашали в Народные дома. В 1912 году большевистская "Правда" резко выступила против подобных "эстетических упражнений". А в начале 1919 года нарком просвещения Луначарский записывает: "Возродить старого русского Петрушку, а через него игрища скоморохов, веселых людей". 

Кукольная эстрада с самого начала создала все разнообразие форм агитспектакля - от агитшествий с огромными куклами в дни всенародных празднеств, кукольной "живой газеты", агитспектаклей, до сатирической пародии, выросшей в специфический вид эстрадного искусства. Это была эстрада балаганов, представления на площади, на народных гуляньях. Эстрадный характер носила и сама "Комедия о Петрушке". Эта пьеса-обозрение состояла из коротких сцен-номеров, скетчей, где действовали кроме Петрушки, полицейский, солдат, лекарь и др. 

Искусство кукольной агитэстрады представляло собой шествие аллегорических фигур - Пролетариат, Крестьянство, Труд, Буржуазия, Капитал, Кулак, Поп, Кооператор. Невозможно перечислить всех, кто с легкими ширмочками и десятком кукол в мешке за плечами ездил по фронтовым частям, показывая злободневные спектакли. Прославился коллектив "Революционный Петрушка", которым руководил режиссер Гутман. 

В 1923-25 годах меняются формы политагитации. Высокую оценку получают эстрадные театры кукол: "Кооперативный Петрушка" (руководитель Липкин), эстрадный агитационный театр "Красный Петрушка" (руководитель Малиновская), Центральный театр кукол Красной Армии - "Красноармейский Петрушка", Детский театр "Петрушка" в Ленинграде (режиссер Деммени). 

Реформа кукольного искусства связана с именем Сергея Владимировича Образцова, актера музыкального, а затем драматического театра. Ему, "человеку со стороны", удается сделать неизмеримо много и для театра кукол и для эстрады с куклами. Но если в театре реформа Образцова осуществляется с помощью большого коллектива, то на эстраде от утверждал ее один как актер, режиссер и художник своих номеров. 

ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Москва-1901-1992гг.) 

Театральный деятель, артист, режиссер, Народный артист СССР (1954), Лауреат Гос. премии, профессор ГИТИС, Президент Международного Союза кукольников. Родился в семье ученого (отец проектировал железные дороги). Будучи всесторонне одаренным человеком Образцов пытался охватить многие области гуманитарных наук - учился во ВХУТЕМАСе - университете за кулисами театра, брал уроки пения в частной школе. Был артистом Музыкальной студии МХАТ, затем артистом МХАТА. Бессменный руководитель созданного в 1931 году Тетра кукол. 

Пародийные романсы с куклами 

Первый опыт был почти случайным: в учебной работе над романсом Чайковского "Средь шумного бала" Образцов взял в руки куклу негра и попробовал "заставить" куклу переживать происходящие в романсе события - так получился новый жанр - пародийные романсы с куклой. К негру прибавилась обезьянка, и они презабавно распевали "Мы сидели с тобой у заснувшей реки". Сам Образцов считал началом своей профессиональной деятельности на эстраде выступление в клубе Наркоминдела в 1923 году, за которое он впервые получил гонорар. Образцов искал характерность куклы, пробуя различные фактуры - от человеческих кукол на ширме до просто шариков, надетых на пальцы. Образцов создал несколько номеров: "Дьяк" Корчмарева, "Колыбельная" Мусоргского" и др. Исполняя "Колыбельную", актер стоял перед ширмой, нежно держал голову куклы рукой, на которую была накинута распашенка. Мертвая рука "оживала" - укачивая Тяпу. Будучи руководителем театра Образцов поставил как режиссер не один спектакль: "Обыкновенный концерт", "Шлягер, шлягер, только шлягер". Построенные по законам эстрады, они состояли из ряда номеров, пародировавших дурной вкус и штампы. Образцов гастролировал по многим странам и континентам. Постоянным спутником и аккомпаниатором была его жена Ольга Александровна Образцова (Шаганова), бывшая актриса МХАТ.  

Искусство кукольной агитэстрады 

Искусство кукольной агитэстрады представляло собой шествие аллегорических фигур - Пролетариат, Крестьянство, Труд, Буржуазия, Капитал, Кулак, Поп, Кооператор. Невозможно перечислить всех, кто с легкими ширмочками и десятком кукол в мешке за плечами ездил по фронтовым частям, показывая злободневные спектакли. Прославился коллектив "Революционный Петрушка", которым руководил режиссер Гутман. 

В 1923-25 годах меняются формы политагитации. Высокую оценку получают эстрадные театры кукол: "Кооперативный Петрушка" (руководитель Липкин), эстрадный агитационный театр "Красный Петрушка" (руководитель Малиновская), Центральный театр кукол Красной Армии - "Красноармейский Петрушка", Детский театр "Петрушка" в Ленинграде (режиссер Деммени). 

Реформа кукольного искусства связана с именем Сергея Владимировича Образцова, актера музыкального, а затем драматического театра. Ему, "человеку со стороны", удается сделать неизмеримо много и для театра кукол и для эстрады с куклами. Но если в театре реформа Образцова осуществляется с помощью большого коллектива, то на эстраде от утверждал ее один как актер, режиссер и художник своих номеров. 

Информация о работе Эстрадные жанры