Эстетика Кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

Введение

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в  наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и  образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление  обучающих программ в технологиях  мультимедиа, широкое внедрение  интерактивных систем обучения и  вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более  острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных  образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через  экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной  информации. При этом мозаика впечатлений  определяет одноплановость уровней  восприятия и освоения информации в  сознании подростка. Если же говорить об эстетическом воспитании, о восприятии и освоении художественной информации, то здесь ситуация осложняется тем, что искусства экрана изначально реализуются через каналы массовой коммуникации. Каждый уровень информации существует сам по себе, их пересечения  и взаимовлияния случайны и непреднамеренны; у подростка может и не возникать  потребности складывать из этой мозаики  единую, целостную картину мира. А между тем на примере экранных искусств мы можем наиболее ярко проследить, как происходит ”перевод” в художественно-образную форму всего многообразия форм бытия  человеческой культуры. Становится своеобразной нормой знакомство с фольклором, музыкой, живописью, архитектурой через посредничество экрана; документальные теле-(видео) фильмы о музейных коллекциях воспринимаются как источник информации об искусстве, “виртуальные путешествия”, реализуемые  через медиатехнологии, предоставляют  вроде бы невиданные ранее возможности - перемещаться куда угодно, путешествовать по “виртуальным музеям” в регулируемом режиме просмотра, - но... 

 

Факторы

Оставим пока в стороне  вопросы о том, насколько опосредовано общение с искусством через каналы массовой коммуникации.

Обратим внимание на другое - восприятие информации через  экран формировалось через “искусство кино”, то есть в нашем восприятии любая экранная информация немыслима вне эстетических, художественно-образных аспектов.

Отсюда и необходимость  аудиовизуального образования в  области экранных искусств, необходимость  формирования аудиовизуальной культуры подростка. Данное исследование представляет собой попытку учесть следующие  факторы:

    • необходимость формирования аудиовизуальной культуры подростка в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества, связанным с революцией в информационных технологиях;
    • необходимость эффективного использования образовательного потенциала аудиовизуальной среды, окружающей подростка (в том числе кино, телевидения, видео, обучающих моделей в системе “виртуальной реальности”);
    • необходимость более глубокого и объемного рассмотрения экранных искусств в процессе образования;
    • повышение требований к уровню преподавания искусства в школе.

 

 

Характеристики

Кроме того, наблюдается  диспропорция художественного уровня экранных искусств, их образовательных  и воспитательных возможностей и  низкого уровня художественного  развития подавляющего большинства  подростков, их возможностей воспринимать, понимать, интерпретировать аудиовизуальную - в том числе и экранную - информацию.

Один из вариантов  разрешения этой проблемы - реализация аудиовизуального образования (наиболее эффективны учебные курсы интегративного типа, синтезирующие навык работы с информацией с изучением  искусства, в том числе и разработанные  в 1998-2000 г. в НИИ художественного  образования РАО курсы медиакультуры  для школьников на базе изучения журналистики, фотографии, экранных искусств). Основные характеристики аудиовизуального образования:

    • целенаправленное воспитание у подростков эстетического вкуса, формирование устойчивого интереса к художественным качествам фотографии, аудиовизуальных (экранных) искусств;
    • формирование критического мышления;
    • развитие восприятия различных форм медиатекстов (в том числе и экранного повествования);
    • реализация творческого потенциала подростков в области аудиовизуальных искусств;
    • создание условий для формирования потребности в самообразовании и саморазвитии личности, содействие формированию индивидуальности;
    • социальная реабилитация подростков девиантного поведения и возможная профессиональная ориентация.

Реализация

Реализация системы  аудиовизуального образования школьников возможна при использовании деятельностных подходов, реализованных в игровых  и моделирующих процессы исследования методиках на базе педагогики диалога  и сотрудничества.

Для эффективности  как эмоционального, так и интеллектуального  развития личности и формирования индивидуальности подростков необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным  для данного учебного курса представляется сочетание таких типов деятельности, как эстетическое восприятие (с акцентом на переживание и рефлексию), интерпретация результатов восприятия ихудожественно-творческая деятельность, а также освоение знаний, стимулирующих остальные виды деятельности.

Как эстетическое восприятие, так и переживание в данном случае рассматриваются не как специфические  психические функции, но как особый вид смыслообразующей психической  деятельности, т. е., согласно концепции  Ф.Е.Василюка, как “самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с  миром и решающий его реальные жизненные проблемы”. Это имеет  огромное значение и для социальной реабилитации подростков, поскольку  дает возможность увязать мир  собственных переживаний и ощущений с конкретными реальностями окружающего  мира. Поскольку каждое художественное произведение имеет несколько слоев (уровней) восприятия сюжета - бытовой, социальный, символический, уровень  авторской концепции, - разбор своего взгляда на произведение искусства  может стать "точкой поворота" для подростка в формировании его убеждений и последующей  их реализации в условиях конкретного  социума.

Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так возникли методики практического освоения новых  технологий - видеосъемки, видеомонтажа, использования мультимедийных компьютерных технологий.

Важно также и  то, что синтетический характер экранного  образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции искусств в рамках учебных занятий.

Необходимость обучения

Сейчас перед  нами стоит проблема: следовать в  своей деятельности бесчисленным предлагаемым образцам - образцам поведения (приобретения только определенных товаров - согласно рекламному имиджу), следования одним  и тем же схемам, - или “идти  своей дорогой”, да еще и постоянно  ощущать ответственность за свой выбор. Практика показывает, что характерное  для западной бытовой культуры “влияние предлагаемого образца” в нашем  случае часто принимает уродливо искаженные формы; реальность жизни  требует самостоятельности принятия решений, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить задачи ( в том  числе и самому себе), разрешать  их и адекватно оценивать ситуации. И один из вариантов выхода - освоение образного мышления; эстетическое восприятие определяет внешнюю незаинтересованность оценки событий или явлений, а  это, в свою очередь, способствует многоплановости  видения и подхода к проблемам, овладению различных уровней  восприятия и анализа, умению найти  выход практически из любой ситуации, потому что кроме объема знаний оказываются задействованными такие сферы мышления, как интуиция, использование различных типов логических построений, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культуры... Именно поэтому становится столь важной сфера художественного аудиовизуального образования. Область знания и творчества, где освоение новых форм поведения и поиск новых путей познания происходит в неразрывной связи с историческим бытием человечества. Область, где так легко найти и выделить культурные традиции - народа, страны, времени... так же легко, как и потерять, утратить, растворить конкретные и определенные признаки и явления в мозаичном хаосе восприятия. Можно ли составить представление о современном мире по программам телевидения? Как - и благодаря чему -подвергается искажению информация, и где сокрыты те самые “вечные ценности”, которые, невзирая на любые кризисы сознания, сохраняют свою значимость и дают основания для размышлений о будущем?..

Именно поэтому  изучение аудиовизуальных искусств - насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого  века должен быть прежде всего человеком  творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных  структурах (типа компьютерных сетей) просто необходимы практические навыки диалога и развитое образное мышление; и ничто не заменит искусства  и культуры в образовании и  воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, определяемый существованием и развитием системы  искусств.

Это определяет и  требования к преподаванию аудиовизуальных  искусств в школе. Не формально-логические объемы знаний, а умение чувствовать, осознавать, анализировать и сопоставлять - вот что должно становиться итогом художественного образования. При  этом подросток должен осознавать бытие  культуры как процесс - и развитие человека как часть этого процесса. Наша жизнь такова, какой мы ее делаем; и перевернутые системы ценностей  свидетельствуют лишь о том, что  минул некий пик развития (или  спада), и мы находимся на другом склоне горы. Но гора-то одна и та же...

Отправные пункты

На основе опросов, анкетирования и наблюдений, проведенных  в ходе педагогического эксперимента в период с 1985 по 2000 год в школах г. Москвы и Московской области, можно  выделить в качестве отправных пунктов  разработки программы аудиовизуального образования в среднем школьном возрасте следующие факторы:

    • Резкий сдвиг возрастных пределов и возможностей восприятия формы экранного повествования - монтажной структуры, визуальной насыщенности кадра, четкости мизансцен (например, наиболее популярные в среде подростков фильмы по возрастной шкале переместились “вниз” в среднем на три-четыре года; при этом, с одной стороны, наблюдается тенденция к расширению возможностей восприятия: 1987 год - монтажная структура экранного повествования параллельного типа четко осознается и анализируется 30% пятиклассников; 1995 год - экранный текст той же степени сложности не вызывает затруднений при идентификации и анализе у 74% аудитории того же возрастного состава. В 2000 году 89% пятиклассников тех же школ не испытывали затруднений с определением типа экранного повествования. С другой стороны, наблюдались и такие тенденции, как возрастание информационных и эмоциональных перегрузок, падение внимания, быстрое наступление усталости, сужение индивидуальной сферы интересов и потребностей по отношению к предлагаемым возможностям, образование своего рода “информационного кокона” личности).
    • Изменение структуры системы восприятия подростками экранных искусств, что в свою очередь, тесно связано со спецификой ситуации “информационного взрыва” в нашей стране и социальными последствиями трансформации СССР в СНГ.
    • Рост интереса к телевидению.

Наиболее популярными  у подростков 13-14 лет, по результатам  опросов 1996-98 гг., являются следующие  жанры: телеигры; новости - музыка, кино, спорт; видеоклипы; телепередачи типа “познание с развлечением”; ток-шоу; особое место занимают телесериалы - в частности, каждый школьник из опрошенных в 1996 году смотрел не менее 4-5 сериалов в неделю (из них два-три ежедневных), а к 1998 году это число возросло до 7 (из них в среднем три ежедневных). В настоящее время наблюдается тенденция к падению общего внимания к телесериалам, хотя по опросу 1999 года число сериалов, к которым школьник обращается за неделю, достигло 10-11. Склонность к просмотру большого числа сериалов обычно характерна для той части подростков, восприятие которых не выходит за рамки “грамотного потребителя” видео- и телепродукции, без элементов активного сотворчества, “достраивания” экранного изображения; для них характерны и определенные трудности в художественно-творческой деятельности - работа у них чаще всего замирает на стадии замысла, навык доводить начатое дело до конца практически отсутствует.

    • Падение общей эрудиции в сфере экранных искусств, особенно в сфере истории отечественной культуры (что связано с изменением доли старых советских фильмов в общей массе продукции телевизионного вещания).
    • Повышение избирательности восприятия подростков по отношению к общей массе кино-, теле- и видеопродукции (что позволяет отметить: на расширение разнообразия тем подросток реагирует сужением реальной “зоны интересов” ).
    • Рост интереса к практическому освоению технологии экранных искусств - видеосъемка, монтаж, озвучание и т. п., а также к тем вариантам освоения экранной культуры, которые подразумевают непосредственное освоение медиатехнологий - работа над “компьютерными рефератами”, слайдфильмами в компьютерной записи, над дизайном WEB-страниц и т. п.

Эстетическое  восприятие

При работе с эстетическим восприятием экранного повествования необходимо учитывать и использовать такие факторы возрастного восприятия, как: повышенная эмоциональность, непосредственность восприятия; ситуативность восприятия; приоритет внешнего по отношению к внутреннему - т. е внешняя выразительность действия, которая для младших подростков ( до 11-12 лет) не только интереснее наличия смысла (подтекста и т.п.), но и сама зачастую становится смыслом просмотра; утилитарное отношение к искусству; различные факторы падения внимания (в том числе и диктуемая практикой современного телевидения “усталость восприятия” - просмотр эмоционально напряженного материала, длинных фрагментов из фильмов невозможен без частых “рекламных пауз”) - это обусловило поиск эффективных способов более активного включения подростка в процесс просмотра. Специфика подхода заключена в том, что каждое из этих явлений должно становиться поводом для специального тренинга (либо выполнения целого ряда заданий) на базе рефлексивно-аналитической деятельности (иногда вкупе с переживанием).

Информация о работе Эстетика Кино