Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Возрождение, Ренессанс — культурно-историческая эпоха (14–16 вв.), знаменующая собой переход от Средневековья к Новому времени.Термин «Возрождение» впервые, по-видимому, введен Джорджо Вазари (16 в.) в применении к итальянскому искусству. Периодизация эпохи Возрождения опирается на хронологию искусства Италии — родины Ренессанса. Предваряющим Возрождение считается Проторенессанс (13 и 14 вв.), важнейшие принципы ренессансной культуры и искусства оформились в период Раннего Возрождения (15 в.), высший расцвет знаменовал собой Высокое Возрождение (16 в.).Провозвестниками Возрождения являются Данте — в литературе, Джотто — в искусстве, св. Франциск Ассизский — в духовной жизни Италии.

Содержание

I. Вступление
II. Великие люди эпохи возрождения
1.1. Леонардо Да Винчи:
1.1.1. Раннее творчество;
1.1.2. Поздние картины;
1.1.3. Леонардо – ученый;
1.1.4. Оптика;
1.1.5. Анатомия, ботаника, палеонтология;
1.2. Рафаэль Санти:
1.2.1. Флорентийский период;
1.2.2. Римский период;
1.2.3. Африканская школа;
1.2.4. Римские Мадонны;
1.2.5. Портреты;
1.2.6. Архитектурные произведения;
1.3. Микеланджело Буаноротти:
1.3.1. Юность;
1.3.2. Римский период;
1.3.3. Флорентийский период;
1.3.4. Второй римский период;
1.3.5. Надгробье папы Юлия II;
1.3.6. Капелла Медичи;
1.3.7. Погребальная Капелла Медечи;
1.3.8. Беблиотека Лауренциана;
1.3.9. Третий Римский период;
1.3.10. Поздние скульптуры;
1.3.11. Похороны во Флоренции;
1.4.Тициан:
1.4.1. Биография;
1.4.2. Творчество;
1.4.2.1. Ранние работы;
1.4.2.2. Работы 1516-20-х годов;
1.4.2.3. Работы 1520-30-х годов;
1.4.2.4. Портреты
1.4.2.5. Поздний период
1.5. Рубенс
1.5.1. Итальянский период;
1.5.2. Антверпенский период;
1.5.3. Техника письма;
1.5.4. Темы и жанры;
1.5.5. Живопись 1610-х;
1.5.6. Живопись 1620-х;
1.5.7. Поздний период;
1.6. Рембрант
1.6.1. Ранние годы;
1.6.2. Амстердамский период;
1.6.3. Поздние вершины;

1.7.Дюрер
1.7.1. Биография;
1.7.2. Творчество;
1.7.2.1. Рисунки;
1.7.2.2. Творческая зрелость;
1.7.2.3. Портреты и Автопортреты;
1.7.2.4. Поздние работы;

1.8. Веласкес
1.8.1. Биография
1.8.1.1. Севильский период;
1.8.1.2. Мадридский период;
1.8.2. Творчество;
1.8.2.1. Портреты 1630-40-х годов;
1.8.2.2. В Италии;
1.8.2.3. Портреты 1650-х годов;
1.9. Николай Коперник;
1.10. Галелео Галилей;
1.11.Джордано Бруно;

Работа содержит 1 файл

Возрождение.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

 

План

    I. Вступление

    II. Великие люди эпохи возрождения

   1.1. Леонардо Да Винчи: 
          1.1.1. Раннее творчество; 
          1.1.2. Поздние картины;

          1.1.3. Леонардо – ученый;

          1.1.4. Оптика;

          1.1.5. Анатомия, ботаника, палеонтология; 

    1.2. Рафаэль Санти:

      1.2.1. Флорентийский  период;

      1.2.2. Римский  период;

      1.2.3. Африканская  школа;

      1.2.4. Римские  Мадонны;

      1.2.5. Портреты;

      1.2.6. Архитектурные  произведения;   

    1.3. Микеланджело Буаноротти:

      1.3.1. Юность;

      1.3.2. Римский период;

      1.3.3. Флорентийский  период;

      1.3.4. Второй  римский период;

      1.3.5. Надгробье  папы Юлия II;

      1.3.6. Капелла  Медичи;

      1.3.7. Погребальная  Капелла Медечи;

      1.3.8.  Беблиотека  Лауренциана;

      1.3.9.  Третий  Римский период;

      1.3.10. Поздние скульптуры;

      1.3.11. Похороны  во Флоренции; 

    1.4.Тициан:

      1.4.1. Биография;

      1.4.2. Творчество;

        1.4.2.1. Ранние работы;

        1.4.2.2. Работы 1516-20-х годов;

        1.4.2.3. Работы 1520-30-х годов; 
        1.4.2.4. Портреты

        1.4.2.5. Поздний период

     1.5. Рубенс  

            1.5.1. Итальянский период; 
            1.5.2. Антверпенский период;

            1.5.3. Техника письма;

            1.5.4. Темы и жанры;

            1.5.5. Живопись 1610-х;

            1.5.6. Живопись 1620-х;

            1.5.7. Поздний период; 

     1.6. Рембрант 
            1.6.1. Ранние годы;

            1.6.2. Амстердамский период;

      1.6.3. Поздние  вершины;

      

      1.7.Дюрер     

      1.7.1. Биография;    

      1.7.2. Творчество;    

         1.7.2.1. Рисунки;

         1.7.2.2. Творческая зрелость;

         1.7.2.3. Портреты и Автопортреты;

      1.7.2.4. Поздние  работы;

    

      1.8. Веласкес

             1.8.1. Биография

                1.8.1.1. Севильский период;

                1.8.1.2. Мадридский период;

             1.8.2. Творчество; 

                 1.8.2.1. Портреты 1630-40-х годов;

                 1.8.2.2. В Италии;

      1.8.2.3. Портреты 1650-х годов;

      1.9. Николай Коперник;

      1.10. Галелео Галилей;

      1.11.Джордано Бруно; 
Вступление 
Возрождение

      Возрождение, Ренессанс — культурно-историческая эпоха (14–16 вв.), знаменующая собой переход от Средневековья к Новому времени.Термин «Возрождение» впервые, по-видимому, введен Джорджо Вазари (16 в.) в применении к итальянскому искусству. Периодизация эпохи Возрождения опирается на хронологию искусства Италии — родины Ренессанса. Предваряющим Возрождение считается Проторенессанс (13 и 14 вв.), важнейшие принципы ренессансной культуры и искусства оформились в период Раннего Возрождения (15 в.), высший расцвет знаменовал собой Высокое Возрождение (16 в.).Провозвестниками Возрождения являются Данте — в литературе, Джотто — в искусстве, св. Франциск Ассизский — в духовной жизни Италии. Ключевым для Возрождения и нередко его синонимом является понятие гуманизма, основным признаком которого считается принцип свободного развития личности. Сама эпоха Возрождения выдвинула целый ряд «универсальных» личностей, деятельность которых охватывала практически все известные тогда отрасли знания (Альберти, Леонардо да Винчи).Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо — поэты, ученые и знатоки древности. То центральное место, которое в системе средневекового схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон. Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В 15 в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы.Новый взгляд на человека и его потребности вместе с новыми требованиями общества создают и новую педагогику (Леонардо Бруни, Барбаро и др.). Гуманизм проникает в университеты, вытесняет оттуда схоластику и насаждает классическое образование. С изучением античных историков появляются разработки родной истории (Бруни, Поджо, Эней Сильвио Пикколомини); начинают применяться новые методы критики источников (Лоренцо Валла). Знакомство с политическими учениями античных мыслителей на фоне сложной политической жизни Италии дало сильный толчок политической мысли (Колюччо Салютати). Для философии Возрождения характерны попытки примирить христианство с платоновской философией, которая становится в высшей степени авторитетной (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Платоновская академия во Флоренции Козимо и Лоренцо Медичи).Среди многочисленных центров гуманистической культуры в Италии важную роль играли Неаполь, Павия, Венеция и, прежде всего, Рим при папах Николае V и Пие II и Флоренция времен Медичи. В кон. 15 в. возникают кружки гуманистов в Северной Европе — Нидерландах и Германии (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен).В искусстве Возрождения огромное значение получили открытие законов перспективы и светотени, исследование пропорций и анатомии. Картина вытеснила икону, скульптура возродила свободно стоящую статую, конный монумент, портретный бюст, добавив к ним скульптурно-архитектурное надгробие, живописный рельеф. Архитектура Возрождения заново «открывает» античную ордерную систему, купол, создает тип городского дворца-палаццо. Искусство Возрождения в отличие от средневекового принципиально авторское, актуальным становится понятие индивидуальной манеры. Крупнейшими мастерами искусства Возрождения, наглядно выразившими темы и идеалы эпохи, были художники Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, фра Анджелико, Антонелло да Мессина, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто и др., скульпторы Донателло и Микеланджело, архитекторы Бруннелески, Браманте, Палладио. Главными центрами искусства Возрождения были Флоренция и впоследствии Рим и Венеция.Культура стран к северу от Альп именуется Северным Возрождением; самобытые варианты ренессансной культуры сложились в Испании, Португалии и Англии, влияние Возрождения проявилось в странах Восточной Европы и Скандинавии.

Барокко

      Художественный  стиль барокко (в изобразительном  искусстве, архитектуре, музыке и литературе Европы и колониальной Южной Америки 16–18 вв. и России 18 в.) зародился в Риме во 2-й пол. 16в.; Италия – арена расцвета в 17 в. этого театрально-пышного, торжественного и патетического стиля в искусстве. Одной из определяющих черт этого стиля и его фоном стал дух обновленной католической религиозности, отсюда — максимальная спиритуализация форм, их насыщенность, преизбыточность, напряженность духовного поиска и глубина мистических откровений, присущая барокко в самых разнообразных его проявлениях. Историческим фоном развития барокко был также расцвет абсолютных монархий в Европе, благодаря чему именно этот стиль стал в основном репрезентировать сильную королевскую и императорскую власть в Европе, мощь и величие государства. В общем русле стиля барокко, изначально являвшегося универсальным, многовариантным, развивался также классицизм, в отдельную стадию этого стиля выделяют также искусство второй четверти 18 в. — стиль рококо. Характерной чертой искусства 17–18 в. стало существование параллельно с общим его руслом так называемой внестилевой линии — творчества мастеров с яркой и гениальной индивидуальностью (Караваджо, Рембрандт, Веласкес и др.).В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры (пейзаж, портрет, натюрморт) — в своем самом определившемся виде — в Голландии. Крупнейшими живописцами барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Рембрандт в Голландии, Гверчино, Пьяцетта, Лука Джордано, Алессандро Маньяско, Гварди, Тьеполо в Италии, Маульберч в Австрии и др.Скульптурные (высеченные из камня) и пластические (моделированные, литые) произведения барокко в этом процессе размягчения превращаются как бы в живописные импровизации. Прием этот обнаруживается с захватывающей силой в пластике Джованни Лоренцо Бернини. Этим порывом захвачено даже строгое искусство Германии: (крупнейший мастер — Андреас Шлютер, автор памятника бранденбургскому курфюрсту Фридриху Вильгельму в Берлине, также Э. К. Асам, Р. Доннер, Б. Пермозер и др.). Франция делает свой вклад в живописную пластику барокко произведениями П. Пюже (Андромеда, Милон Кротонский), Ф. Жирардона, Ж. Б. Пигаля, А. Куазевокса и др.).Архитектор барокко предпочитает сложный, изогнутый план; барочная церковь не стоит на месте: она взлетает и парит. Прямая линия, вертикальная или горизонтальная, по возможности, избегается; прямой угол устраняется; предпочитается все косое, выпуклое, кривое и круглое. Барокко любит колодцы и фонтаны: число и пышность фонтанов барочной эпохи — огромно (фонтан на площади Навона скульптора Бернини, Рим; фонтан Треви в Риме, Н. Сальви). Для художников барокко это была заманчивая и выгодная в зрелищном отношении связь подвижной декоративной тектоники со струящейся и падающей водой.Развитие европейской музыкальной и театральной культуры 17 – 1-й пол. 18 в. значительной мере определено принципами барокко. Понятие «музыки барокко» объединяет таких разных композиторов, как Монтеверди, Перселл, Куперен, Рамо, Люлли, Вивальди, Гендель, Глюк, Иоганн Себастьян Бах. В эпоху барокко создается опера, как нельзя более воплощающая идею синтеза искусства и отвечающая требованиям красоты, масштабности и великолепия, определяются виды музыкальных сочинений: симфония, оратория, сюита, соната, кантата, концерт.Театральное искусство барокко использует весь репертуар средств его искусства: главными в нем становятся те же грандиозность, великолепие, ошеломительность (Бернини на одном из своих театральных представлений залил весь зрительный зал водой), сама жизнь, придворный, светский быт, отношения становятся театрализованными, театральная искусственность, игра становятся важнейшей частью правильного поведения в обществе. Литература и театр барокко подобно живописи открывают жанры: буффонады (Гоцци), комической пьесы, героической трагедии в античном духе (Расин, Корнель), комедии ситуаций (Мольер), романа (Гриммельсхаузен), морализирующего трактата, дневника и т. п.

 

Великие люди эпохи возрождения

1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ  (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Сочетая разработку новых средств художественного  языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам  Высокого Возрождения. В росписи  «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

Леонардо  родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.

В «Поклонении  волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в Уффици) превращает религиозный  образ в зеркало разнообразных  человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.

На этот период приходится творческий расцвет  Леонардо-живописца. В «Мадонне в  скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант  — 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая  светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.

А) Раннее творчество

В трапезной  монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная  вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с  темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.

Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает  различные варианты «идеального  города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Во Флоренции  Леонардо работает над росписью в  Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу — частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки  предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя  при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.

Б)Поздние  картины

Информация о работе Эпоха возрождения