Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга

Дата добавления: 27 Августа 2014 в 09:01
Автор: p*******@mail.bg
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (391.63 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.doc

  —  537.00 Кб

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………. 03 
Глава I. Развитие архитектурно-декоративного облика Петербурга …… 05

1.1. Об истории  города Санкт- Петербурга ……………………….. 05

1.2. Об архитектуре города Санкт- Петербурга …………………… 06

Глава II.  Изображение мифологических животных в архитектурных

и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга …………………………. 10

2.1. Сфинксы в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 10

2.2. Грифоны в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 13

2.3. Драконы в архитектурных и скульптурных памятниках …….. 15

2.4. Атланты и кариатиды в памятниках …………………………... 17

2.5. Кентавры в архитектурных и скульптурных памятниках …… 21

2.6. Другие животные в памятниках ……………………………….. 22

Заключение …………………………………………………………………. 24

Список использованной литературы ……………………………………… 27

Приложения ………………………………………………………………… 29

1. Снимок Сфинкса ………………………………………………………… 29

2. Снимок Грифона ………………………………………………………… 30

3. Снимок Дракона…………………………………………….……………. 31

4. Снимок Кентавра ………………………………………………………… 31

5. Снимок Атланта …………………………………………………………. 32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследуемой темы. Тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга – одна из уникальнейших, ведь проживая в одном из красивейших городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства.

Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.

Я считаю рассматриваемую тему довольно актуальной, когда интерес молодежи к культурному наследию города, к сожалению, не достаточно высок.

Поэтому одна из главных задач, поставленных мною - это привлечение внимания моих однокурсников к архитектуре города Санкт-Петербурга. Чтобы они не только узнали о различных мифологических существах, "населяющих" наш город, но и захотели сами прогуляться по городу и посмотреть на них вживую1.

Именно потому главная цель моей работы - продемонстрировать как можно больше разнообразных мифологических существ родного северного города.

В заботе поставлены и решаются следующие задачи:

В первой, теоретической части работы описано развитие архитектурно-декоративного облика Санкт-Петербурга;

Во второй, практической части, охарактеризованы изображения мифологических животных (сфинксы, грифоны, кентавры, алтанты и кариатиды) в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.

Предмет исследования – мифологические животные в архитектуре.

Объект работы – изображение мифологических животных в архитектуре на примере города Санкт-Петербурга.

Скульптуры и рельефы, изображающие персонажей античной мифологии, не только украшали фасады дворцов и домов Петербурга, но и становились своего рода символическими хранителями, покровителями этих строений. Скульптура была тематически связана с назначением зданий.

Изображения богов и героев античной мифологии появлялись в архитектуре Петербурга на протяжении всех трех столетий его существования. Об этом свидетельствует приведенный мной ниже перечень, составленный в хронологической последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Развитие архитектурно-декоративного облика Петербурга

 

1.1. Об истории  города  Санкт- Петербурга

 

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград – названия все одного и того же уникального города-героя, города-памятника, города-музея. Петербург по праву  считается одним из самых красивых городов не только в России, но и в мире. На территории в 1439 км2 разместились 200 музеев, в том числе один из крупнейших в мире – Государственный Эрмитаж. Свой репертуар играют 70 театров, среди которых известный далеко за пределами нашей стран Мариинский театр.

В Петербурге находятся гениальные своей красотой архитектурные ансамбли: Дворцовая площадь, Стрелка Васильевского острова, большой каскад Петергофа, Царское село.

Не молод и не стар, Петербург в 2010 году отмечает 307-ю свою годовщину. Между тем история города богата и насыщена. Победы и поражения, дворцовые балы и перевороты, эпидемия чумы и 900 дневная блокада, великие люди и открытия – все эти события нашли свое место в сJтраницах его истории2.

Питер, как его начали называть еще со времен Петра Первого, таит в  себе немало загадок и тайн. По этому поводу жители сочининили многочисленные легенды и мифы. Необычные и увлекательные места в Петербурге не всегда включаются в программы традиционных маршрутов. Многие факты из истории города уже забыты, о них знают лишь историки. В разное время, особенно в период правления советской власти, были уничтожены уникальные памятники архитектуры, церкви и храмы.

Одна из самых первых петербургские легенд связана с основанием города на Заячьем острове.

Царь Пётр 1, осматривая остров, вырезал два дёрна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь граду быть». Затем, взяв заступ, он начал копать ров. В этот момент в воздухе появился орёл и стал парить над царём. Когда ров был выкопан размером около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня.

Священики окропили этот ящик святой водой, затем государь поставил в него золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного.

Ящик накрыли каменной доской, на которой была вырезана надпись:

«От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град С.Петербург великим государём царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем российским»

После этого Петр приступил к обложению другого раската.  Раскат был выполнен из двух длинных тонких берёз, воткнутых в землю и связанных верхушками, нечто в роде ворот. В это же время орёл, парящий над островом, спустился с высоты и сел на этих воротах.  Ефрейтор Воронцов снял его выстрелом из ружья. Пётр очень был рад этому, видя в нём доброе предзнаменование.  Перевязав лапы орла платком, государь посадил его себе на руку, после чего сел на яхту с орлом в руке и отплыл к Канцам. В этот день все чины были пожалованы столом, веселье под пушечную пальбу продолжалась до поздней ночи3.

 

1.2. Об архитектуре города  Санкт- Петербурга

 

В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты.

По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застройка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характеризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зодчества на русской почве на протяжении 18-19 –х веков.

Однако, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство Санкт-Петербурга со стороны зарубежного, прежде всего европейского, зодчества, петербургская архитектура не копирует механически иноземные стили, но вносит в них нечто свое, исконно русское.. Архитектура Петербурга формировалась применительно к водным пространствам, плавным линиям Невы и каналов небесным просторам, тучам, туманам, инею.

    На протяжении трехвекового  развития архитектурно-декоративного облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсенал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совершенства до степени истинных произведений искусства4.

    В мировой архитектурной практике довольно широкое распространение получили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды. Вы разительные возможности этого вида скульптуры весьма широки: атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформлении их интерьеров, могут являться не только элементами декора на фасаде от дельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.

В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном  уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самостоятельные произведения искусства.

    Даже коренные петербуржцы  имеют весьма смутное  представление  об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид. Среди огромного числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного оформления строений, вообще отсутствуют  работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры5.

В путеводителях по городу характеристика объектов зодчества дается обычно очень обобщенно и кратко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются. Только в изданиях, дающих описание отдельных, наиболее известных зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения весьма ограниченного объема и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов.

    А между тем стоит  лишь немного отклониться во  время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами самого разнообразного стилевого и художественного исполнения. Многие из этих произведений отличаются оригинальным образным решением, носят отпечаток тех или иных стилевых эпох.

    Декоративно-художественная  тема атлантов и кариатид возникла  еще в античном зодчестве, но  в те времена она получила  ограниченное распространение. Однако с течением времени, с появлением новых видов конструкционных материалов и методов строительства, образы атлантов и кариатид стали все чаще применяться для декорирования конструктивных опор.

Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо широкое распространение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Именно на этот период приходится градостроительное формирование центральной части Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга

 

2.1. Сфинксы в архитектурных  и скульптурных памятниках

 

Древний Египет притягивает своей таинственностью и самобытностью. Его образы проникли не только в художественное искусство и кинематограф, но также и в архитектуру. Мода на египетские детали не обошла и Петербург. Наиболее популярными образами в архитектурном облике города стали сфинксы.

Некоторые из них знакомы многим туристам и петербуржцам. Другие не попадают в традиционные маршруты и путеводители. Все эти образы создают уникальное явление, называемое Египетский Петербург.

Начать изучение этого явления стоит с сфинксов, их в городе Неве больше десятка. Сфинкс  представляет собой мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Первые сфинксы появились в Египте времен Древнего царства. Голову каменного чудовища делали похожой на какого-то великого правителя государства. От египтян сфинксов заимствовали греки, наделив их крыльями.7

Самые первые в Санкт-Петербурге два сфинкса появились на даче у графа Строганова. Позже они были перенесены к дворцу Строганова на Невском проспекте. Две пары гранитных сфинксов находятся у пристани напротив дачи Безбородко на Свердловской набережной (дом 40). Оригинальные скульптуры были разрушены во время Великой Отечественной войны, позже восстановлены.

Самые известные сфинксы, созданные для фараона Аменхотела III, прибыли в Санкт-Петербург в 1832 году. В 1834-м их установили на Университетской набережной напротив Академии художеств. Этим скульптурам около 3500 лет.

В 1971 году два сфинкса украсили набережную Малой Невки (дом 11). Их копии стоят у входа в офис “Мостотреста” на Индустриальном проспекте, 42. Мифические существа обитают во дворе Горного института (21 линия ВО, дом 2) и в фонтане вблизи Пулковской горы (на Московском шоссе).

Самые маленькие сфинксы находятся на шлеме греческой богини Афины (на вершине национальной публичной библиотеки и Академии Художеств, Этнографического музея, а также на многочисленных барельфах).

В апреле 1995 года “египетская коллекция” города пополнилась еще двумя сфинксами, созданными скульптором Михаилом Шемякиным. Лица этих “стражей пирамид” со стороны набережной Робеспьера живые, а стороны Невы мертвые. Место для сфинксов выбрано не случайно. На противоположной стороны реки находится печально знаменитая тюрьма Кресты. Сами же скульптуры являются частью Мемориала жертвам политического террора8.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Актуальность исследуемой темы. Тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга – одна из уникальнейших, ведь проживая в одном из красивейших городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства.
Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 03
Глава I. Развитие архитектурно-декоративного облика Петербурга …… 05
1.1. Об истории города Санкт- Петербурга ……………………….. 05
1.2. Об архитектуре города Санкт- Петербурга …………………… 06
Глава II. Изображение мифологических животных в архитектурных
и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга …………………………. 10
2.1. Сфинксы в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 10
2.2. Грифоны в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 13
2.3. Драконы в архитектурных и скульптурных памятниках …….. 15
2.4. Атланты и кариатиды в памятниках …………………………... 17
2.5. Кентавры в архитектурных и скульптурных памятниках …… 21
2.6. Другие животные в памятниках ……………………………….. 22
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы ……………………………………… 27