Художественная культура 17-18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Работа содержит 1 файл

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры.docx

— 17.56 Кб (Скачать)

XVII столетие  оказалось удивительно благоприятным  для развития художественной  культуры. Успехи естествознания  значительно расширили и усложнили  представления о мире как о  безграничном, изменчивом и противоречивом  единстве. Господствовало ощущение  неразрывной связи человека с  этим миром, его зависимости  от окружающей действительности, от условий и обстоятельств  его существо-130

вания. Именно поэтому  носителем художественного творчества становится не только человек, но и  все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые  самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен  в литературе такими именами –  П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи –  Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями  стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В  Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в  себе два различных антагонистических  начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм  стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно  изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых  случаях один из характернейших признаков  стиля - античные классические формы. К  тому же, «новый» классицизм эпохи  Просвещения в самой своей  основе не был чужд романтизму.

Важным новым  началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших  собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм,отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших  характеристик культуры эпохи Просвещения  является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает  и распространяется в разных странах  так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее  внимание к эскизу не только у самих  художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся  больше, чем живописные полотна, поскольку  они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения  стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения  было обращение к запечатлению художественными  средствами ощущений и наслаждений  человека (как духовных, так и  телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в  которых протест против ханжеской  морали времени порой перерастает  во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики  начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие  требования предъявлялись и к  живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени  знаменитая фраза Вольтера «Все жанры  хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности  и литературности объясняет его  сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых  ярких страниц в истории мировой  драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь  сама шла навстречу ему, подсказывая  интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место  в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное  искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – 

обличать и  развлекать, то музыка эпохи Просвещения  поражает человека масштабностью и  глуби- ной анализа самых затаенных  уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая  в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в  светской, так и в религиозной  сферах культуры. Во Франции и в  Италии во второй половине столетия достигает  расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались  наиболее «серьезные» формы музыкальных  произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения  характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных  операх с множеством необычайных  превращений, в трагикомедиях, сказках  и т. д.

Выдающимся вкладом  в историю мировой культуры стало  издание фундаментальной «Энциклопедии  наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д'Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил  в себе приметы времени, всю его  сложность и противоречивость –  философ, естествоиспытатель, поэт и  прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник  просветительского романтизма в  литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения  явилась важнейшим поворотным пунктом  в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в  плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его  разум.

Информация о работе Художественная культура 17-18 века