Хохломская роспись

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Русский народный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома (Нижегородская область). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненное красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
ПАЛЕХ.
Палехская миниатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 году в посёлке Палех на основе иконописного промысла. Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.

Работа содержит 1 файл

Презентация1.pptx

— 88.25 Кб (Скачать)

      В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

      Другим  известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и  прихотливых завитков.

      Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.                                                     

       В  это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому  их назначению, и как украшение  интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

       Коллекция  жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первокласные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

       К  числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

       Почти  на каждом старинном подносе стоит  клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно  узнать имя хозяина мастерской, а  по ней определить время создания подноса.

        .        

                                   гжель.

      На  удалении 50-60 километров к северо-востоку  от Москвы, в Раменском районе, вдоль  Егорьевского шоссе расположены  два десятка слившихся между  собой красивых сёл и деревень.

      Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для  всей округи, символом неповторимого  искусства и народного мастерства.

         Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

      Гжель - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных  русских мастеров.

      Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте  Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибольных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

      Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

         На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип  крестьянского населения Гжели.

         К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени  открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

     Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари  трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые  в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего  мира. Достоинство посуды, игрушек  определялось вкусами покупателей  и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным  целям и художественным вкусам людей  того времени. В середине XVIII века в  России довольно быстро начали развиваться  гончарные производства, однако гжельские  изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

      Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской  майолики; особенно большого искусства  местные мастера достигли при  изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжедьцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ястностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

      Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные  трубы для московских улиц.

      В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

       Многие гжельские мастера участвовали  создании гончарного промысла и в  других местах России.

       Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

         Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

          Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

      Не  сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

       К  середине XIX века Гжель являлась самым  крупным поставщиком керамических изделий страны.

        Во  второй половине XIX века в русском  керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность  производства, добротность изделий  и умеренность цен давали возможность  выиграть борьбу на рынках сбыта.

         В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой  промышленности по Гжельской области  составляло 506 человек.

         Товарищество Гжель создано в результате объединения  шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

          В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

        Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески  их развивают и приумножают. В  полусказочном мире, создаваемом  мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

      История Гжели уходит вглубь веков, и её народному  искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы  планеты улетают синие птицы  Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чуство прекрасного.

                     Холуй.

      В семье современных промыслов  лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым  младшим по времени возникновения.

      Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская  слобода, расположен по обоим берегам  реки Тузы, притока Клязьмы.

      Дома  в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениеми фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писани икон и вышивание.

       Холуй  славился своими ярмарками, которые  лет сто назад соперничали  с нижегородской. Из разных мест сюда привозили на продажу различные  изделия и материалы. Вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием  народного ремесленного иконописания. Оно сложилось несколько веков назад.

      Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли  на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.

      Первые  робкие шаги в искусстве миниатюрной  живописи были сделаны в 1930-х годах.

       Для  холуйской лаковой миниатюры  характерна близость к натуре, живописная картинность. Это одно из её направлений. В нём много бытовых сюжетов; в комрозициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создаёт переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

      Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое  проявилось в работах над миниатюрах и в дальнейшем.

       В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы  старинной формы, которые при  росписи позволяют использовать несколько сюжетов.

        Промысел  холуйской лаковой живописи, самый  молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстёрой  вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.

                        .


Информация о работе Хохломская роспись