Графика как вид изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Графика - искусство рисунка. Само слово «графика» в пе¬реводе с греческого означает: «пишу», «рисую». Разнообразие ли¬ний позволяет передать не только внешние очертания, но и са¬мую суть изображаемого. Характер линии, т. е. ее плавность или угловатость, мягкость или твердость, отрывистость или не¬прерывность, толстая она или тонкая, сухая или жирная,— ис¬пользуется художником для воспроизведения очертания пред¬метов, фактуры, характера человека - для отражения действительности.

Работа содержит 1 файл

Реферат графика как вид изо.docx

— 42.88 Кб (Скачать)

 

 

Реферат "Графика как  вид изобразительного искусства"

Графика.

Графика - искусство рисунка. Само слово «графика» в пе¬реводе с греческого означает: «пишу», «рисую». Разнообразие ли¬ний позволяет передать не только внешние очертания, но и са¬мую суть изображаемого. Характер линии, т. е. ее плавность или угловатость, мягкость или твердость, отрывистость или не¬прерывность, толстая она или тонкая, сухая или жирная,— ис¬пользуется художником для воспроизведения очертания пред¬метов, фактуры, характера человека - для отражения действительности.  
Линия не выразительное единственное средство графики. В ней может быть использовано и пятно - ровно окрашенная, обычно черная плоскость различного размера и формы. Пятна, разные по форме, размеру, толщине, характеру линий и тону, позволяют художнику создать произведение, очень точно отра¬жающее событие и авторское отношение к изображаемому. При¬мером такого рисунка могут служить листы Б. И. Пророкова «Это не должно повториться». Здесь нет конкретных сцен и со¬бытий. Изображение предельно ограничено. Крупным планом выхвачено одно - два лица. Лицо молодой японки в бинтах («Хи¬росима»), женщины с винтовкой за плечом, кормящей грудного ребенка («Мать»), изможденные, высушенные липа («Голод»), Строгий, даже скупой контурный рисунок, контрасты белого и черного — основные средства, которыми художник передает сложную гамму чувств: боль, гнев, ненависть, протест, надежду. Обратите внимание еще на одну особенность графики: черно-белые рисунки не кажутся одноцветными. Это объясняется тем, что каждый цвет имеет множество оттенков. Различие в града¬ции цвета от самого темного до самого светлого выражается в понятии «тон». Художники очень тонко чувствуют самые раз¬личные градации одного и того же цвета, и чем они их больше находят, тем выразительнее рисунок. Тоном, характером самого рисунка передается качество предмета, его объем и другие осо¬бенности. Одноцветный рисунок иногда называют тоновым.  
Таким образом, линия, пятно, тон -основные выразительные средства графики.  
Как и во всяком другом искусстве, в графике это не просто технические приемы, а проводники мыслей и чувств художника, способы, которыми он пользуется, чтобы отобразить действитель¬ность.  
В живописи художник обычно создает на определенную тему только одну картину, в графике можно развить тему и в несколь¬ких рисунках — сериях. К сериям художники прибегали издавна. Известный художник конца XVIII — начала XIX в. Франсиско Гойя создал серию «Бедствия войны».

Французский художник XIX в. сатирик и карикатурист  
Опоре Домье создавал серии на политические и бытовые темы.  
Большой жизненный материал, желание отразить его как можно полнее превратили серию в одну из распространенных форм современного графического искусства. В советском изобра¬зительном искусстве это серии рисунков Е. А. Кибрика «В. И. Ленин», Д. А. Шмаринова «Не забудем, не простим».  
Но не только возможность создания нескольких произведения на одну тему определяет широту постижения действительности, достигнутую графикой. Главное в том, что рисунок, лежащий в основе графического искусства, более оперативен в отображе¬нии жизни. Графика может быстрее и непосредственнее откли¬каться на происходящее. Это делает ее сильным оружием в идео¬логической борьбе. Серия Ф. Гойи «Бедствия войны» была направ¬лена против войны. Политические рисунки Домье стали его ору¬жием в борьбе с реакцией. Рисунки современных художников — это их вклад в борьбу за мир, за прогресс. Как пример можно привести уже упомянутую серию Б. И. Пророкова «Это не долж¬но повториться». Графика была и остается искусством боевым, злободневным. Это относится ко всем видам графического искус¬ства. И особенно к плакату.  
Плакат — действенное, активное искусство. Он должен быть таким, чтобы люди не могли пройти мимо, заметили его, а, заме¬тив, не остались бы спокойными. «Плакат—это тоже живопись,— говорил М. И. Калинин,— но живопись, имеющая свои особен¬ности; рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина — это пропаганда, а плакат — агитация».  
На второй день войны появился, например, плакат Кукры - никсов, клеймивший вероломное нападение фашистов па нашу страну. Чтобы уметь так быстро реагировать на события, худож¬нику-плакатисту нужен большой запас жизненных наблюдений, острое чувство современности, глубокое понимание политики партии.  
Для рассказа о выразительном языке этого вида графики со¬ветуем взять плакат Д. С. Моора «Помоги!». Он был написан в 1922 г., когда в Поволжье был голод.  
 
Изможденное лицо человека, худое, словно высушенное, тело, поднятые вверх руки, взывающие о помощи, босые костлявые ноги. А за спиной человека тоненький, сломанный колосок. И надпись — одно только слово «Помоги». При первом же взгля¬де на плакат ясно: изголодавшийся человек просит помощи. О го¬лоде говорят его худоба, впалые глаза, проступившие сквозь кожу кости и... сломанный тонкий колосок. Тот, кто увидел этот пла¬кат хоть однажды, надолго запомнит трагический образ старика.  
Чем добивается художник такого сильного воздействия на зрителя? Прежде всего, тем, что здесь все ясно и конкретно. Это¬му подчинены и композиция - предельно простая, и рисунок - чет¬кий, силуэтный, и цветовой контраст — белая фигура старика с поднятыми руками резко выделяется на черном фоне. Белый и черный цвета даны без оттенков. Одна, но очень выразительная деталь: колосок. Такая же немногословная надпись: «Помоги». Ни кому помочь, ни чем помочь, объяснять не надо, все ясно — помо¬ги голодающим.  
В этом плакате проявились важнейшие особенности политиче¬ского плаката: выразительность, конкретность изображенного со¬бытия, предельная лаконичность, злободневность и ясная идейная направленность.  
Мы рассмотрели черно-белый плакат, по обычно плакат дела¬ют в цвете. Однако цвет в нем используется иначе, чем в живо¬писи. Для того чтобы лучше представить различие, возьмите ре¬продукцию с картины и красочный плакат и сравните, есть ли различие в применении и использовании цвета в картине и пла¬кате.  
Живописец передает цвет, сложно сочетая многие цвета, со¬единяя цвета дополнительные и контрастные, воспроизводя мно¬гообразные оттенки каждого цвета. В плакате этого нет. Здесь цвет яркий, броский и без оттенков. Ведь на улице или в общест¬венном месте, где обычно помещают плакаты, топкости цветового решения не будут заметны. Так же как и подробности и детали в рисунке.  
Яркость и сочность цвета, точность рисунка, ясность текста должны захватить зрителя сразу. Фигуры людей в плакате де¬лают крупными, рисунок - четким, контурным.  
Во время гражданской войны возник еще один вид плаката — агитационные окна сатиры. Издавались они Российским теле¬графным агентством и получили названия «Окна Роста». В «Ок¬нах Роста» работали М. М. Черемных, В. В. Маяковский и многие другие художники. Маяковский работал не только как поэт, но и как художник, главным в его рисунках были политическая острота и агитационный пафос. Он отбрасывал все детали, ос¬тавляя только силуэт и яркое красочное пятно. Таким же крат¬ким был текст. Это делало плакат доходчивым, броским и точно выражало те идеи, которые художник хотел донести до своих зрителей.  
Во время Великой Отечественной войны в Москве и других городах издавались «Окна сатиры» ТАСС - Телеграфного агент¬ства Советского Союза. В Ленинграде издавался «Боевой каран¬даш». Это были действенные формы агитационного искусства. Су¬ществуют «Окна сатиры» и в наши дни.  
Произведения художественной литературы обычно выходят с иллюстрациями художников. В иллюстрированном произведе¬нии сочетаются два вида искусства — литература и графика. В художественных иллюстрациях отображаются обычно те эпи¬зоды, которые особенно важны для понимания содержания кни¬ги. Каждая художественная иллюстрация — законченное произ¬ведение, которое вместе с другими иллюстрациями образует цельное художественное произведение - иллюстрации ко всей книге.  
Художник всегда стремится передать особенности каждого ли¬тературного произведения так, чтобы в его рисунках было ощу¬щение своеобразия писателя, его литературной манеры, стиля. И, наконец, каждый художник воспринимает литературное произведение по-своему и в иллюстрациях будет отражено его соб¬ственное отношение к изображаемому.  
Гравюра - один из видов эстампа.  
Эстамп - это оттиск, отпечаток на бумаге рисунка, выполнен¬ного художником на деревянной доске, на металлической пласти¬не или на специальном литографском камне.  
Гравюра получает разное название в зависимости от того, на каком материале она выполняется и какими средствами. Так, гравюра на дереве называется ксилографией (от греческих слов «ксилон» - дерево и «графо» - пишу, рисую). Гравюра на ли¬нолеуме - линогравюра. Гравюра на металле получила название офорт.  
В офорте обычно применяется штриховой рисунок. Игла или резец оставляют на пластине легкие, изящные линии. Эта техни¬ка позволяет фиксировать на доске любое движение руки худож¬ника, а значит, и любое его душевное движение. Не мудрено, что техника офорта привлекла многих известных мастеров.  
В технике офорта выполнена серия Ф. Гойи «Бедствия вой¬ны». Контрастность тонов, тонкость рисунка, присущие офорту, привлекли к нему известного голландского живописца Рембран¬дта. Офорт широко распространен и в современном искусстве. Гравюра может быть и цветной. Чаще в цвете делается лино¬гравюра, реже ксилография. Для каждого цвета в таких случаях режется отдельная доска. Сколько цветов в гравюре, столько и досок.  
Другим видом эстампа является литография - отпечаток со специального литографского камня. Это перевод с греческого: «литое» — камень, «графо» — пишу, рисую. Рисунок делается на камне, протравленном кислотой специальным литографским ка¬рандашом или тушью. Все виды эстампа получили сейчас боль¬шое распространение. Это оригинальные художественные произ¬ведения, отпечатанные тиражом 300 - 500 экземпляров.  
Сравнительная легкость печатания делает этот вид искусства особенно демократичным. Будучи произведениями высокохудо¬жественными, гравюра и литография могут украшать не только музеи и общественные здания, но и жилые квартиры.

Гравюра.

До сих пор мы говорили о работах декоративного характера, выпол¬няемых художником в одном экземпляре, например мозаика, витраж, соломка. Но есть работы иного характера.  
Слышал ли ты слово «графика»? Это, пожалуй, одно из самых рас¬пространенных видов искусства.  
Графика тебя окружает везде. К ней относятся иллюстрации в кни¬гах, газетах, журналах, плакаты, всевозможные промышленные этикет¬ки, дипломы, грамоты, почтовые марки. Все это существует уже не в од¬ном, а в большом количестве экземпляров.  
Графическое изображение может быть выполнено различными мате¬риалами: карандашом, тушью, специально приготовленным углем, аква¬рельными и гуашевыми красками. Характерной особенностью его яв¬ляется штрих, линия, контраст черного и белого, но работа эта может быть также цветной и даже многоцветной, например книжная иллюст¬рация. Один из видов графики — это гравюры. Художник наносит изо¬бражение, вырезая или процарапывая его на деревянной доске, металли¬ческой пластине или линолеуме. Оттиск с них называется гравюрой и эстампом.  
Гравюра может быть плоской и углубленной. К плоской печати от¬носится гравюра на дереве и линолеуме. В этих случаях на материале вырезаются, удаляются те места, которые при печатании должны быть белыми. Нетронутые части доски будут на оттиске черными.  
К углубленной гравюре относят гравюру на металле, так называе¬мый офорт. На медную или цинковую доску наносится кислотоупорный лак. По этому лаку художник процарапывает рисунок иглой, а затем протравливает его кислотой. Там, где был процарапан рисунок, в обна¬женном металле, получаются углубленные бороздки. Оттиск с офорта делается под давлением на печатном станке. В углубления набивается краска, и эти места отпечатываются на бумаге.

Гравюра по аппликации.  
 
Все, о чем я сейчас очень кратко рассказала, делается в мастерских художников или в типографиях специальными инструментами на стан¬ках. Но ты тоже можешь заняться этим увлекательным делом — выпол¬нять гравюры и печатать их в любом количестве.  
Начнем с самого простого, доступного всем способа: с гравюры по аппликации. Для нее не нужно никаких специальных инструментов и материалов, кроме ножниц, клея, картона и типографской краски. Если такую краску трудно достать, можно пользоваться обыкновенной худо¬жественной масляной краской.  
Как всегда, разговор с тобой мы начинаем с рисунка, который яв¬ляется основой почти всех видов изобразительного искусства.  
Прежде всего, хорошо обдумай рисунок в смысле композиции и тех¬ники. Предположим, ты рисуешь рыбку. Расчлени свой рисунок на ча¬сти: голову, туловище, плавники, хвост. Нарисуй их так, чтобы между ними было небольшое расстояние, примерно 5 мм.  
Переведи их через переводную бумагу на картон, (это может быть любая коробка от обуви, макарон и т. п.).  
Затем вырежи их и наклей на лист бумаги в нужном порядке, со¬блюдая интервал между частями.  
Наклеивать кусочки надо очень прочным клеем, лучше всего сто¬лярным, чтобы они не отскочили во время прокатки. Помни, что на твоей гравюре выпуклые части будут черными, а промежутки останутся белыми. Если ты хочешь, чтобы в черной голове рыбки был белый глаз, его надо на этом кусочке картона вырезать и в полученное углубление вклеить кусочек меньшего размера — зрачок. Чешую также можно сде¬лать прорезями, тогда она будет белой. Плавники и хвост наклеиваются полосками, так получится более ажурно и тонко. Если картон толстый, можно промять полоски в середине при помощи гвоздя, тупой стороны ножниц, и они получатся белыми. Большие полоски черного цвета могут огрубить работу, но слишком дробить детали тоже нельзя. Здесь опять многое зависит от твоей изобретательности, вкуса.  
Подумай, что можно добавить к рыбке, чтобы гравюра получилась интереснее. Например, водоросли...  
В гравюре по аппликации некоторые детали можно наклеивать одну на другую. Это создает разнообразие оттенков. Самые выпуклые части будут самыми черными.  
Рисунок наклеен. Теперь приступай к самому интересному — печа¬танию.  
Но сначала приготовь бумагу, на которой ты будешь печатать. Для этой цели годится и белая и цветная бумага. Особенно хороша ра¬бота очень тонкой, прозрачной цветной бумаге. Нарежь ее с таким расчетом, чтобы она примерно на 15 мм с каждой стороны была больше твоего клише.  
Возьми такого же размера лист бумаги, положи посередине свою работу и обведи ее карандашом. На это место ты будешь класть клише при печатании, и тогда вокруг твоей работы образуется чистая рамка.  
Покрой весь стол плотной бумагой, чтобы случайно не испач¬кать его.  
Разместить все принадлежности надо 'так, чтобы удобно было рабо¬тать. От организации рабочего места во' многом зависит качество твоей работы.

Сначала положи фанеру или  стекло, на них ты будешь прокатывать  краску. Рядом — картон или бумагу, здесь у тебя будет лежать клише. И еще рядом — чистый лист бумаги с очерченной на нем рамкой.  
Для печатания гравюры нужны типографская краска и фотовалик. Немного краски ты размазываешь, но валику, потом прокатываешь им по фанере или стеклу в разных направлениях, чтобы краска легла ров¬ным слоем на поверхности валика.  
Теперь смело прокатывай валиком по своей работе. Следи, чтобы выпуклые поверхности и фон были ровно, хорошо покрыты краской. Когда ты в этом убедишься, осторожно переложи работу на подготов¬ленный ранее лист с рамкой.  
Поверх клише положи лист бумаги, на котором ты будешь печа¬тать, аккуратно разгладь его руками, прокатай сверху чистым, не быв¬шим в употреблении валиком. Следи за тем, чтобы края работы прокатались, как следует. Краска с клише перейдет на чистый лист. Для того чтобы проверить, хорошо ли отпечатался рисунок, можно отогнуть уго¬лок бумаги и взглянуть. Если краска легла хорошо, осторожно снимай бумагу.  
Имей в виду, что первый отпечаток бывает иногда менее уда¬чен, чем последующие. Для того чтобы печатать повторные экзем¬пляры, клише нужно каждый раз немного прокатывать валиком с краской.  
После того как ты кончишь печатать, клише и валик протри рас¬творителем или керосином.  
В этой работе много возможностей, и поэтому не огорчайся, если сначала она тебя не удовлетворит, покажется неинтересной. Посмотри внимательно, пойми, в чем заключаются недостатки, и делай другую — лучше предыдущей!  
Велик, необычайно разнообразен Советский Союз! Пятнадцать се¬стер-республик, свыше ста национальностей! Каждый народ имеет свою культуру, свое совершенно особое, национальное искусство. Свои обычаи и традиции, освященные веками. Очарование своей природы — то дикой ж суровой, то мягкой и нежной.  
Взгляни чутким, внимательным взглядом художника, пройдись по родным местам — неважно, маленький это аул, сибирская тундра или большой многолюдный город. Сделай небольшие наброски. И если твои друзья тоже будут рисовать, вы сможете создать чудесный альбом гравюр, рассказывающий о труде, праздниках, обычаях народа, о красоте природы, об особенностях архитектуры.

Экслибрис.

Есть еще один вид гравюры  с, возможно, не знакомым тебе таинст¬венным названием «экслибрис».  
Ты ведь любишь хорошие книги? Маленькие и тонкие — в простой бумажной обложке, солидные, толстые — в коленкоровом переплете, редкие антикварные книги, веселые и яркие — детские... Сколько при¬носят они нам радости, сколько дают новых, неизведанных ощущений!  
Книги идут рядом с нами всю жизнь, начиная с того момента, как мы начали рассматривать картинки, не зная еще букв, не умея читать. Идут до последнего дня нашей жизни... У нас много общественных биб¬лиотек, читален, где собраны миллионы томов самых разнообразных книг. Каждый из нас может взять там любую. И, тем не менее, мы часто покупаем их для подарка другу, для своей личной библиотеки.  
Так вот, экслибрисом называется книжный знак, говорящий о том, кому принадлежит библиотека. Само слово это значит «из книг». Обычно это очень маленькая гравюра, размеры которой колеблются между 2— 8 см. Нельзя же на книгу поставить большую печать. Экслибрис — особый вид графики: шутливый или романтический рассказ, передающий очень скупыми, образными средствами характер хозяина, его вкус и занятия.  
Часто в его композицию входит и само слово «экслибрис», фамилия или имя хозяина. Экслибрис очень индивидуален, потому что принад¬лежит только одному человеку. В большинстве случаев обладатель биб¬лиотеки заказывает его художнику, предварительно объяснив, что он хочет видеть изображенным.  
У тебя, конечно, тоже есть свои книги, неважно, если их пока ма¬ло, — запас их будет постепенно увеличиваться. Так сделай же для них свой книжный знак, свой экслибрис! Но прежде чем приступать к эс¬кизу, хорошо подумай, что считаешь ты в жизни главным, самым инте¬ресным, увлекательным. Быть может, это искусство и спорт? Туризм, шахматы и музыка? В любой области жизни масса любопытнейших вещей! Возможно, ты захочешь отобразить специальность, которую вы¬берешь по окончании школы.  
Не перегружай композицию деталями. Сумей образно и четко пере¬дать свою мысль.  
Выполнив и проверив качество печати, наклей этот небольшой ку¬сочек линолеума на деревянный кубик, и у тебя получится настоящая печать!

Линогравюра.

Очень интересно делать гравюру  по линолеуму. Она несколько сложнее, чем гравюра по аппликации, но настолько  увлекательна, что, несмотря на некоторые  дополнительные трудности, ею стоит  заниматься.  
Прежде всего, ты должен уяснить себе, в чем заключается техника работы: металлическими резцами разной формы (подробнее я расскажу тебе о них позже) по нанесенному ранее рисунку углубляется часть линолеума. Эти места на оттиске получатся белыми.  
Что такое линолеум, ты, наверное, знаешь: плоские, гибкие, водоне¬проницаемые дорожки, которыми покрывают полы. Состоят они из смол, льняного масла, красок, молотой пробки или древесной, торфяной муки, нанесенных на плотный холст или джутовую ткань. Снизу этот состав покрыт противогнилостной масляной краской. Линолеум бывает различной толщины — от 2,5 до 5 мм, гладкий и с рельефным рисунком.  
Для работы следует брать более толстый и гладкий. Последние годы появился и другой вид покрытия полов — мягкий, не имеющий под¬кладки пластик. По нему также можно работать, а начинающим даже, пожалуй, легче, так как он мягче и резец идет легче.  
Резцы, или, как их еще называют, штихели, — это металлические инструменты с короткой деревянной ручкой. В зависимости от формы резца гравер режет линии разной толщины.  
Для тонких линий служит треугольный резец шириной 1—1,5 мм. Круглыми резцами делают широкие линии. Для вынимания больших поверхностей употребляют более широкие круглые резцы или квад¬ратные.  
Резцы для линогравюры продаются в крупных городах, где есть магазин «Художник». Иногда за неимением их применяют остро отто¬ченный нож, скальпель. Можно и самим сделать резцы из спиц старого зонтика. Обычно ребята прекрасно справляются с этой работой в школь¬ных мастерских на уроках труда.  
Это очень несложно. Спицы разрезаются на куски по 8—10 см, по¬том их закаливают. Закалка производится следующим образом: кончик спицы прокаливается на огне и медленно опускается в машинное масло. После того как металл остынет, его протирают тряпкой, снимая ока¬лину, и еще держат в пламени до получения золотого цвета. Подержав на огне, опускают в холодную воду.  
Для того чтобы из спицы получился резец более узкой формы, ее крепко прикручивают к треугольному напильнику по концам прово¬локой, нагревают на огне и молотком придают остроугольную форму.  
Готовую спицу вставляют в деревянную ручку с круглым концом, длина которой должна быть немногим больше спицы. Чтобы резец про¬водил тонкие чистые линии, концы его следует заточить на бруске, смо¬ченном машинным маслом с добавлением скипидара. Заточку следует повторять время от времени, так как тупым инструментом работать нельзя, он рвет линолеум.  
Теперь надо подготовить линолеум. Чтобы на него лучше ложилась краска и, следовательно, получилось бы лучшее качество печати, лино¬леум смачивается водой и вращательными движениями протирается гладким плоским куском пемзы. Делать это надо тщательно, не остав¬ляя царапин. После этого насухо протереть тряпкой. Для удобства лино¬леум можно прибить к доске размером немного более рисунка. Гвоздики, конечно, следует вбивать за пределами изображения.  
Затем линолеум рекомендуется загрунтовать. Грунт состоит из яичного  
белка, порошка белил и небольшого количества насыщенного рас¬пора квасцов. Все тщательно перемешивается, перетирается и полученным  
составом широкой плоской кистью наносится на линолеум. Этот со¬став хорошо скрепляет линолеум и значительно облегчает работу гравера.  
Если у тебя нет таких материалов, не огорчайся — можно пока работать и без них. Потом, если ты полюбишь это дело, ты достанешь »се, что нужно, и сделаешь работу по всем правилам.  
Рисунок можно делать любой, только помни, что здесь очень многое зависит от сочетания белого и черного. Составив композицию каранда¬шом, попробуй выполнить ее на черной или темно-серой бумаге гуашью, белилами. Так ты лучше почувствуешь, что тебе надо будет удалять, яснее представишь себе будущую гравюру. Хорошо выполнить рисунок тушью на белой бумаге, кладя штрихи по форме предмета, заливая кра¬ской отдельные места. Все это поиски наилучшего решения композиции, выразительности изображения. После того как ты остановился на самом удачном варианте, сделай рисунок мягким карандашом.  
Переводить его на линолеум можно при помощи обычной перевод¬ной бумаги. Имей в виду, что при оттиске на гравюре получается зер¬кальное изображение, поэтому если на твоем рисунке есть какие-нибудь надписи, то вначале лучше написать их на отдельном листке и посмот¬реть в зеркало, как они будут выглядеть. В таком виде и изображать их на рисунке.  
Для того чтобы работа при печатании получилась такой, как ты ее рисовал, следует переводить ее иным способом: линолеум натереть во¬ском, наведя кусочком шерстяной ткани глянец. Рисунок, выполненный мягким карандашом толстой линией, положить на него лицом вниз и с обратной стороны обвести карандашом или протереть ручкой расчески, ножа. На восковой поверхности обозначатся линии. Чтобы рисунок не стерся во время дальнейшей работы, его следует обвести черной тушью.  
Линогравюра имеет чрезвычайно большие возможности в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета.  
В гравюре многое зависит от толщины и частоты линий, от направ¬ления их. Линии могут быть параллельными, пересекающимися, округ¬лыми и даже пунктирными.  
Прекрасный художник, опытный мастер Владимир Андреевич Фа¬ворский, рассказывая детям о гравюре, писал:  
«...Художник разными штрихами и разным соотношением черного и белого стремится изобразить все цвета, все, что он видит. Белым штрихом на черном легко передать яркую молнию, блеск воды, мель¬кание освещенных листьев, блеск оружия и кольчуг. Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темное красное знамя. И если приглядеться, то видишь, что черное и белое все время кажется разным: то тяжелым и грузным, то легким и воздушным».  
Вырезая округлые линии, следует поворачивать линолеум, а не ре¬зец. Для удобства шьется круглая подушечка из плотного материала диаметром примерно 20—30 мм, которая наполняется песком. Доска с набитым на нее линолеумом кладется на подушечку, и, когда нужно провести закругленные линии, ее немного поворачивают.  
Для упражнения в проведении штрихов, передачи объема предмета и его светлоты попробуй вначале выполнить в технике гравюры неслож¬ные по форме, разные по светлоте предметы. Возьми белый шар, более темный параллелепипед, сзади повесь драпировку еще более темного цвета с крупными складками. Попробуй передать в эскизе светлоту этих предметов. Линии клади по форме предмета. Это очень интересная ра¬бота; выполнив ее, ты многое поймешь. Легче всего делать гравюру так называемым белым штрихом. Попробуй сделать этюд дерева, вырезав ветки и ствол и оставив фон нетронутым. В другой работе, наоборот, убери фон, а силуэт дерева оставь черным. Постарайся, чтобы дерево было интересным по форме, изгибу веток. В этом помогут тебе зари¬совки с натуры.  
Вообще, приступая к той или иной работе, ставь перед собой опре¬деленную задачу. Например, очень интересно передать в работе свет. Помнишь, я говорила тебе о том, что надо развивать свою наблюда¬тельность? Прежде чем начинать делать эскиз, пройдись вечером по улице, обрати внимание на освещенные места, на то, как выглядят предметы, залитые светом луны или уличного фонаря. Быть может, ты обращал внимание, как красиво выглядит густой снег, летящий перед светом фонаря? Как скользит лунный свет по волнам моря или спокой¬ной глади озера? Попробуй на гравюре вырезать только освещенные места, все остальное оставь почти нетронутым, как бы тонущим во мгле.  
Линогравюра может иметь широкое применение в жизни школы. Очень интересно выполнить ею обложку программы вечера, концерта. Можно сделать пригласительные билеты, отпечатав их на бумаге раз¬ного цвета, праздничные поздравления для домашних, товарищей, учи¬телей. Хорошо гравюрой изобразить эмблему школы, кружка. Можно применять ее и при оформлении стенной газеты: выполнив несложный орнамент, напечатать ее, повторяя или чередуя с другим орнаментом.  
Гравюра украсит твою квартиру, явится редким подарком для род¬ных и друзей, но чтобы ее можно было повесить на стену, надо ее соответствующе оформить. Для этого гравюру ровно обрезают и наклеи¬вают на паспарту — тонкий белый или светло-серый картон или плот¬ную бумагу. Верхний край работы смазывается узкой полоской клея. Здесь нельзя применять силикатный конторский клей, так как от него через некоторое время на работе выступят желтые пятна.  
Гравюру кладут на лист с таким расчетом, чтобы снизу осталось расстояние раза в 1,5—2 больше, чем сверху и с боков. Под паспарту подкладывают плотный картон, и в нем на равном расстоянии от верха делаются два надреза, внутрь которых вклеиваются небольшие кусочки плотной бумаги, а еще лучше — холста, с приклеенным к нему тонким шнурком или тесьмой. Длину шнурка надо брать с таким расчетом, что, если ты его потянешь вверх, он не должен выходить за пределы гра¬вюры. После этого работу покрывают стеклом и вставляют в очень уз¬кую (чем уже, тем лучше) деревянную, покрытую бесцветным лаком или металлическую рамку.  
Если у тебя такой возможности нет, гравюру можно окантовать. Это делается очень просто: края стекла вместе с бумагой и картоном оклеиваются узкой темной тесьмой. Тут лучше применять столярный клей, как наиболее прочный, ведь он должен выдержать вес стекла. Иногда вместо тесьмы применяют изоляционную ленту, лейкопластырь. Иногда гравюру не окантовывают. В таком случае гравюра, наклеенная на паспарту, кладется на толстую фанеру, вырезанную точно по размеру паспарту. На этой фанере заранее должны быть укреплены, по две с каждой стороны, узкие, шириной примерно в 10—12 мм, метал¬лические гнущиеся пластинки. Длина их должна быть примерно 20 мм. Работа покрывается стеклом и зажимается клипсами.

Тоновая линогравюра.

Особая техника этой гравюры  была изобретена в Италии в XVI веке и  получила название «кьяроскуро», что в переводе с итальянского озна¬чает «светотень». Ее отличительная особенность в том, что изображение создается не штрихами и линиями, а пятнами различной светлоты. Это и придает листам выразительность светотеневого рисунка.  
Кьяроскуро часто называют тоновой или цветной гравюрой на дереве. Это определение было вполне справедливо до конца XIX века, поскольку тогда граверы работали исключительно по дереву. Одна¬ко в настоящее время определение будет неточным, ибо наряду с деревом для тоновой гравюры с рав¬ным успехом используются линолеум и пластик. Эти материалы доступнее, да и легче поддаются гравированию, а сама техника работы с ними в принципе мало, чем отличается от работы на дере¬ве. Поэтому мы расскажем о технике тоновой гра¬вюры на линолеуме. Старые мастера для каждого тона брали отдельную доску. Однако тоновую гра¬вюру можно выполнить и с одной-единственной доски.

Как это делается, мы покажем  на примере не¬сложного натюрморта, в котором четко различают¬ся более светлые и более темные поверхности, соз¬дающие впечатление объемности форм и простран¬ственной глубины.

Уго да Карпи.  
Диоген.  
Кьюроскуро.  
Начинают работу с эскиза, исполненного каран¬дашом, акварелью или черной гуашью. Затем де¬лают абрис, то есть контур на кальке или прозрач¬ной бумаге. В нем очерчены не только грани пред¬метов, но и изменения  
светлоты в пределах одной поверхности (рис.2). При помощи абриса в созда¬ваемом натюрморте устанавливается шкала свет¬лот от белого до черного. Пусть, например, в нашем сюжете будет пять степеней светлоты, которые мы станем также называть тонами или красками и ради удобства обозначим буквами «а» — белая, «б» — светло - серая, «в» — серая, «г» — темно-серая. Белым тоном, как и при всякой печати, будет белизна бумаги, остальные тона получатся в ре¬зультате отпечатывания отдельных частей про¬изведения красками различной светлоты.  
Линолеум нужно тщательно отшлифовать и на¬клеить на лист фанеры или оргалита в полтора-два раза большего размера. Наклейку рекомендует¬ся производить в следующем порядке: сначала на фанеру кладут один из приготовленных листов бу¬маги и очерчивают карандашом его границы. За¬тем бумагу нужно убрать и в середину очерченно¬го прямоугольника положить линолеум так, чтобы поля сверху были немного меньше полей снизу, а по бокам одинаковыми. Очертив положение лино¬леума на фанере, снимаем его и наносим клей на обратную его сторону, а также на то место, которое линолеум занимал на фанере. Затем прижимаем лист линолеума к фанере и кладем под пресс. Одно¬временно сверху в углах прямоугольника, который мы получили, очерчивая лист бумаги, нужно при¬клеить два небольших кусочка линолеума, кото¬рые будут контрольными метками при печати (рис.1).  
Наилучшей для печати считается бумага мягкая, малопроклеенная, хорошо впитывающая краску. На весь тираж гравюры бумагу заготавливают за¬ранее.  
Для высокой печати, к которой относится лино¬гравюра, обычно используют специальные типо¬графские краски, но можно употреблять и обыч¬ные масляные, удалив из них излишки масла. Де¬лается это так: выдавить из тюбика краску на про¬мокательную бумагу и выдержать, таким образом, сутки - двое, а затем мастихином собрать в неболь¬шую баночку. Если в обычной черно-белой лино¬гравюре тона различной светлоты можно получить за счет более разреженной или густой штриховки, то в тоновой линогравюре они создаются путем смешения черной краски с прозрачными белила¬ми (так у печатников принято называть крепкую олифу). Чем больше добавлять прозрачных белил, тем светлее будет тон. Причем можно составлять тона и нейтрально серые, и с различными оттенка¬ми. Чтобы приготовить прозрачные белила, нужно обычную олифу, натуральную или искусственную, сварить на водяной бане. Если же время позволяет, то лучше несколько дней выдержать олифу на солнце в открытом сосуде.  
Процесс гравирования состоит из нескольких стадий, соответствующих установленному нами в эскизе ряду светлот. Сначала необходимо в обрат¬ном, то есть в зеркальном, изображении перевести на линолеум абрис, обведя его тушью, чтобы он не стерся при печатании.  
На первой стадии работы мы углубляем резцом на линолеуме места, которые при печатании долж¬ны остаться на бумаге белыми, и которые обозначе¬ны у нас на абрисе буквой «а». Непосредственно перед началом печати составляем на куске толсто¬го (зеркального) стекла светло-серую краску, тща¬тельно смешав прозрачные белила с небольшим количеством черной обезжиренной краски. Если смеси нужно придать теплый или холодный оттенок, то соответственно добавляют небольшое ко¬личество синей или коричневой масляной краски. Затем краску раскатывают по стеклу и переносят на линолеум при помощи фотографического вали¬ка. Полученный оттиск будет составлен из двух красок — белой и  
светло-серой (рис.3). Бумагу во время печатания нужно класть на линолеум осторожно, внимательно следя, чтобы ее углы сов¬падали с углами контрольных меток.

Задача второй стадии гравирования — сохра¬нить, где это необходимо, светло-серый тон, для чего нужно вырезать места, обозначенные буквой «б», и оставить выступающими участки линолеума, которые при печатании дадут серую краску. На (рис.4) показан оттиск на чистый лист бумаги после второй стадии.  
После завершения каждой стадии гравирования нужно сделать перерыв на сутки, чтобы краска могла высохнуть.  
Для большей наглядности оттиски, иллюстри¬рующие нашу статью, мы делали на чистой бумаге. Вам же каждую краску нужно печатать на лист с предыдущими оттисками. Так, закончив работу над второй стадией, вы делаете с нее оттиск серой краской на листы, где уже напечатана светло-се¬рая, в результате получите оттиск, показанный на (рис.5). После третьей стадии гравирования полу¬чается темно-серая краска. В этом случае нуж¬но вырезать места, которые должны остаться серы¬ми. На (рис.6) видно, как будет выглядеть от¬тиск на чистую бумагу, а на (рис.7) показан ре¬зультат совмещения уже трех тонов, не считая белого.  
Наконец, завершив четвертую стадию, мы полу¬чим темно-серую или черную краску (рис.8). На¬печатанная на оттиски с предыдущими стадиями, она завершает работу (рис.9). Но может случиться, что результат вас не вполне удовлетворяет: работа покажется слишком обобщенной, захочется под¬черкнуть какие-то детали. Тогда вы можете ввести дополнительную краску. Для этого нужно отклеить использованный линолеум, очень точно на то же место приклеить новый с переведенным абрисом, награвировать на нем желаемые поправки и уточ¬нения и отпечатать на все листы. Старые мастера кьяроскуро обычно тоновую гравюру завершали оттиском на



Информация о работе Графика как вид изобразительного искусства