Городецская роспись

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая роспись».
Материалом для изделий служит древесина лиственных, хвойных пород. Техника изготовления изделий - токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Содержание

Введение 5
Раздел 1. Из Истории городецкой росписи 6
Раздел 2.Виды композиции городецкой росписи 22
Раздел 3.Технология городецкой росписи 30
Раздел 4. Образцы городецкой росписи. Эскизы дипломной
практической работы. 35
Раздел 5. Этапы выполнения практической дипломной работы.—40 Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 140.57 Кб (Скачать)



Содержание

Введение  5

Раздел 1. Из Истории городецкой росписи 6

Раздел 2.Виды композиции городецкой росписи 22

Раздел 3.Технология городецкой росписи 30

Раздел 4. Образцы городецкой росписи. Эскизы дипломной

практической работы. 35

Раздел 5. Этапы выполнения практической дипломной работы.—40 Список литературы 41

Введение

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая роспись».

Материалом  для изделий служит древесина  лиственных, хвойных пород. Техника  изготовления изделий - токарная и столярная  обработка. Роспись выполняется  масляными красками по текстуре древесины  и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерные особенности городецкого  промысла и с п о л н е  н и е рисунка на цветных  фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном_ яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как в старину, остаются изображения коней, птиц.

Городецкие мастера изготовляют  утилитарные изделия (детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения) и предметы декоративного характера. Художественные изделия пользуются спросом не только в России, но и за рубежом. Мне нравится эта роспись за ее красочность и декоративность.

Раздел 1

Из истории городецкой росписи.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего  Новгорода раскинулся древний русский  город Городец, основанный еще в 1152г. Юрием Долгоруким.

Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье  крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В 17 в. В этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто - то вырезал ложки, кто - то точил посуду (чашки, миски, подставки, солонки), а кто - то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

В районе Городца были развиты  также гончарный и золотошвейный  промыслы, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение. С большим искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники.

Продавали свои изделия  мастера на городских базарах  и ярмарках.

На берегу Волги располагался щепной ряд. Привозили всё, кто что мог и умел делать. Были здесь сани дровни, кадки и ушаты, деревянные ведра и лохани, плетеная мебель и корзины, сита и решета. Рядом с хохломской расписной посудой располагались яркие по цвету городецкие донца.

Товар продавался и покупался на базарах не только в розницу, но и оптом. Скупщики скупали перед базарами изделия еще дома у мастеров, наживая на этом не малые капиталы и оставляя мастеров жить в постоянной нужде.

Несмотря на плохую землю  в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому женщины пряли нитки и ткали холсты на заказ и продажу.

В Нижегородской губернии пряли не с лопасти, как на Севере и на Урале, а с гребня. Он представлял  собой большую расческу с частыми  зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце (рис.1.1) Украшать его было практически невозможно. А вот

донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке - подставке с отверстием, куда вставлялся гребень, поэтому на его украшение художники не жалели ни времени, ни сил. Головка - подставка представляла собой усеченную пирамиду, где две стороны были прямыми, третья сторона имела плавный скат, а четвертая, обращенная к пряхе, спускалась уступами.

Рис.1.1 Прядильный гребень, вставленный в  донце.19в. Нижнегородская губ.



 

Вечеринки - девишники были самым  тесным образом связаны с «дёнечным» (донце) промыслом. Красота и богатство  росписи прялки рекомендовали девушку и ее семью как людей достойных, благополучных, свидетельствовали о том, что девушка - невеста пользовалась в своей семье уважением и почетом. Поэтому по красоте прялки могли судить о достатке в семье. Учитывая такое отношение к прялке, сложившееся среди крестьянства, не удивительно, что как отдельное направление выделилось выполнение расписных донец.

Однако промысел расписных  прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца  резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью.

Резные донца делали в тех деревнях, где позднее  развилась декоративная живопись. Практически  в каждой семье занимались изготовлением  донец. Не все имели мастерские, многим приходилось работать в избе, где жила вся семья. Порой так и работали семьями. Старшие вырубали топором форму изделия и долбили головку - подставку под гребень. Эта работа требовала большого опыта и мастерства. Чаще этим занимался глава семьи или старшие сыновья. Далее выглаживали поверхность донца фуганком. Это уже доверяли сыновьям помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце. До середины 19 в. Изготовления « белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (« копыл», или « копылок»), служившую подставкой для гребня.

Особенно тщательно к  изготовлению этого орудия труда  подходил мастер в том случае, если это был заказ. Вырезая лопасть  донца, он придавал ей плавные очертания, делал похожей на спинку плывущей птицы. Ближе к « копылку» лопасть заоваливали и делали более узкой. Когда в головку вставляли гребень, он был похож на гребешок птицы.

Во второй половине 19в. «  копылок» стали вырезать отдельно от лопатки донца, а затем приклеивали его. Это ускорило процесс работы и сохранило традиционную форму донец.

Основателем промысла резных донец называют семью Краснояровых, далекий предок которой Никита Емельянович  Краснояров в 18в. Приехал в Заузолье из Красноярска. Конечно, и до его приезда в деревнях занимались резьбой. Однако именно с его именем связывают изготовление первых донец с контурной и скобчатой резьбой, в которой он наряду с плоскими применил и полукруглые стамески. Новшество породило особый - городецкий стиль резьбы. Эти приемы позволяли делать резьбу более разнообразной и включать в нее мотивы и сюжеты, а поскольку такого вида резьбы не знали нигде, это делало промысел более выгодным.

Когда и как начали изготавливать  донца резные с инкрустаций, сведений не сохранилось. До нас дошла лишь информация, собранная А.Е. Коноваловым - старейшим художником Городца.

В Приузольской долине росло  много дуба. По весне, когда разливалась  река Узола и начинался ледоход, ее воды сметали все на своем пути, в том числе и могучие деревья. Попав в воду и затонув, древесина дуба не гнила, а наоборот, становилась более плотной и приобретала красивый черно - синий цвет.

Аристарх Евстафьевич  Коновалов упоминает о мастерах Мельниковых — Лазаре и Антоне, живших в Ахлебаихе в конце XIX в.Они добывали дуб из реки, что было делом нелегким. Дуб сам по себе от природы тяжелый, а пролежав сотни лет в воде, становился, как свинцовый. С трудом вытащив на берег, кряж дуба тут же раскалывали на части и в таком виде доставляли домой. Заготовки просушивали в тени, оберегая их от влаги и ветра, чтобы они меньше трескались.

Когда дуб хорошо просыхал, пускали его в дело. Использовали, как правило, сердцевину древесины, так как она имела  более красивую текстуру. Ее кололи на тонкие, разные по ширине дощечки. А  затем мастер вырезал из нее различные по размерам и рисунку фигурки людей и коней. Мелкие, совсем узкие кусочки дуба также не выбрасывали. Их пускали на шкан-тики — деревянные гвоздики.

После проведения всех подготовительных операций приступали к работе. На подготовленной деревянной основе лопасти раскладывали вырезанные из дуба фигурки — составляли композицию. Это были картинки со всадниками около деревьев, с каретами, со всадниками или барынями на прогулке или просто крупной лучистой розеткой, окруженной цветами и листьями.

Сюжеты и композиции, характерные для оформления донец, к тому времени прочно утвердились  в промысле и отвечали общему вкусу  покупателей и мастеров. В сложившиеся  сюжеты и композиции мастера вносили  что-то свое, оригинальное, проявляли  выдумку и фантазию, которые способствовали созданию новых оригинальных вещей.

Вытянутая форма  донца привела к определенной схеме его украшения. Оно делилось на два или три яруса. В верхней  части донца часто располагали  двух всадников рядом с деревом  и птицу на его ветвях. Второй ярус обычно занимала орнаментальная полоса. В нижней части донца, как и в верхней, могла изображаться сюжетная сцена, (см. рис. 1.2)

После того как  была продумана композиция и разложены  все вставки, мастер обрисовывал, а  затем стамесками и киянкой выдалбливал углубление в донце для будущих изображений коня или всадника. Вставив фигурки в углубления, мастер прочно прикреплял их к доске деревянными шкантиками. Заканчивали операцию инкрустации зачисткой всех выступающих деталей. Их сравнивали заподлицо с плоскостью донца. И только потом контурной линией наносились сопутствующие мотивы, а скобчатыми выемками дополнялся рисунок.

Композиции, украшавшие "копы-лок", были также отработаны. С одной стороны изображали коня, с другой — птицу. Форма головки подсказывала соответствующий характер рисунка. Размещавшийся на ней силуэт птицы был более широким внизу. Как правило, птица изображалась с головой, повернутой в сторону пышного хвоста. Этот тип птицы настолько понравился мастерам, что впоследствии перешел в роспись.

Возникновение расписных  прялоч-ных донец датируют серединой XIX в. Их появление было обусловлено  необходимостью удовлетворить спрос на этот товар менее трудоемким способом.

Расписные прялки были яркими, нарядными, и, конечно, среди  этого многоцветия изделия с инкрустацией терялись. Поэтому резчики начали подцвечивать резьбу. Подкрашивали светлые тона дерева, а также вставки из черного дуба. На первых порах для этого использовали сок ягод и кореньев, впоследствии стали пользоваться красками, которыми выполняли роспись художники.

Подкраска донец  способствовала зарождению нового искусства, в котором огромное значение приобретает  яркий цвет.

Резные донца  теперь выглядели наряднее. Мастера  стали подкрашивать каждый ярус своим  цветом. Это придавало изделию больше изящества и выразительности. Кроме донец, мастера расписывали и другие изделия. Были среди них бураки, поставки, солонки, дуги, мочесники, детские стульчики, каталки, игрушки и пр.

Как писал A.C. Коновалов, многие инкрустированные и раскрашенные донца были настолько близки к более поздним расписным, или "намаз-ным", что от них до живописи мастеру оставалось сделать только один шаг — заменить резцы кистью. Местные предания сообщают, что этот шаг был сделан в 1870 г., когда в село Ко-сково из Городца приехал опытный живописец, впервые применивший в росписи донец приемы свободной кистевой росписи. Этим мастером был Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в курцевской церкви. Он с первых дней наблюдал за работой курцевских и косковских мужиков. Будучи знакомым с тонкостями и секретами красильного мастерства, научил этому делу местных мастеров. От Огуречникова они узнали, что краску надо готовить не на воде, а на жидком столярном клее, научились варить льняное масло, чтобы оно лучше сохло. Секреты своего мастерства он уступал неохотно и не сразу. Своими руками он показал, как пишутся кони беличьей кистью, нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента — розы, "купавки", которые потом повторялись весьма разнообразно многими мастерами.

За новое дело мастера принялись охотно, с большим  старанием. Расписные донца хорошо были приняты в среде бывших потребителей резных донец. Никто уже не хотел  брать донец резных, и их производство через несколько лет прекратилось. Все мастера стремились постичь роспись.

Переход к расписным  изделиям оказался процессом нелегким. Не все получалось, так как переориентировать  на роспись нужно было всех мастеров большого промысла.

Среди мастеров этого периода, полностью перешедших на роспись, можно назвать братьев Лазаря и Антона Мельниковых, Гаврилу Полякова, Терентия Беляева и Игнатия Мазина, братьев Сундуковых, Игнатия Лебедева и Федора Красноярова и многих других. К тому времени работало более 70 мастеров (рис.1.2).

Рис. 1,2

. Мельников. Резное донце с росписью  и инкрустацией. 1866 г. 

Первые расписные  донца еще очень напоминали инкрустированные и резные. Однако они были очень  разностильными. Со временем ситуация изменилась и в росписи стал вырабатываться единый стиль. Этому способствовало то, что деревни, где занимались росписью, находились в двух-трех километрах друг от друга. Жители их общались между собой и, естественно, видели, как работают соседи. Удачные находки перенимались. Но все же у каждого мастера были излюбленные темы и мотивы росписи. Каждый имел свой почерк в росписи. И даже приобретая роспись у соседа в качестве образца, мастер никогда не повторял в точности то, что видел перед собой. Он вносил в работу новые элементы, использовал свою цветовую палитру.


Среди мастеров-художников возникала

соревновательность. Это  способствовало улучшению качества росписи, а также увеличению числа  разнообразных сюжетов. Работая  по 15-16 часов в день, мастера неделями не виделись, и лишь в базарный день устраивали друг перед другом выставки-продажи.

Большинство семей, занимавшихся росписью, работали прямо  в избе. Красильни были большой  редкостью. Расписывали изделия  не по одному, а партиями.

Первый этап работы состоял в грунтовке донец  клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Рассортировав донца по качеству изготовления и ширине лопасти, художник приступал к грунтовке. Эту операцию производили только один раз. Даже если появлялся брак, основу.не перекрашивали, а исправляли на следующих операциях.

Каждый ярус, как отмечалось, крылся своим цветом. Колер зависел только от фантазии мастера. Нередко, чтобы цветовая гамма  фонов была более разнообразной, художник, выкрасив несколько донец, добавлял в колер краску, чтобы  изменить цвет. Благодаря этому цветовая палитра заготовленных под роспись донец была очень разнообразной.

Информация о работе Городецская роспись