Формирование общетрудовых умений на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности
Объект исследования - формирование общетрудовых умений на уроках технологии.
Предмет исследования - применение методов и приемов обучения школьников общетрудовым умениям на уроках технологии.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии будет эффективным если:
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Формирование общетрудовых умений на уроках технологии.
1.1. Общетрудовые умения на уроках технологии………………..
1.2. Методика обучения технологии учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………………
1.3. Методика обучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном
ГЛАВА 2.Экспериментальное исследование ………………………………………………………………………………
2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………………
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………………………………....
2.3.Контрольный эксперимент………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по Трудовому обучению.docx

— 30.53 Кб (Скачать)

 Бумага и картон - материалы, при работе с которыми  закладываются основы графической  грамотности. Учащиеся получают  общее представление о техническом  рисунке, эскизе, чертеже, учатся  понимать простейшие чертежи  (эскизы) и выполнять по ним  разметку.

 В основу программ  по обработке бумаги и картона  положена определенная последовательность  практических заданий, которые  включают в себя группы изделий,  сходные по конструктивным особенностям  и технологическим операциям.  Младшие школьники изготавливают  следующие виды изделий: игрушки,  открытки, сувениры, панно, дидактический  материал простейшие наглядные  пособия, блокноты, книжки-малютки  др.

 Развитию технического  мышления школьников способствует  включение в различные этапы  урока наблюдений; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.

 Данный раздел; может быть расширен по усмотрению  учителя за счет времени, отведенного  на дополнительные виды работ,  например на ремонт и переплет  книг, работу с папье-маше и  другие виды обработки бумаги  и картона, доступные младшим  школьникам.

 Раздел учебника  «Мы работаем с бумагой» предусматривает  проведение уроков, на которых  школьники узнают о производстве  бумаги, ее свойствах и видах;  приобретут новые навыки ее  обработки; познакомятся с новыми  элементами графической грамоты.

 В 1 классе учащиеся  проделали и ряд опытов и  наблюдений. Выясняют, что бумага, как  древесина и ткань, является  волокнистым материалом; учатся  определять направление волокон  в бумаге, использовать знание  ее свойств при выполнении  практических работ.

 Пополнение и  систематизация знаний учащихся  о бумаге и картоне, их отличительных  свойствах способствует специально  организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные  работы. Подобная, пусть еще очень  элементарная, исследовательская деятельность  учащихся по изучению свойств  обрабатываемых материалов помогает  детям более сознательно подходить  к процессу конструирования и  изготовления изделий, выбор материалов  для практических работ, правильному  использованию этих материалов  при изготовлении деталей изделий.

 В процессе  всей этой познавательной деятельности  учащихся узнают, что человек  научился придавать различным  материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более  или менее плотной или гладкой.  Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным  признакам. В вопросах ознакомления  младших школьников с важнейшими  элементарными свойствами бумаги  и картона нет необходимости  в усвоении подробной и точной  классификации всех свойств, равно  как можно допустить и некоторые  упрощения в определениях и  практических характеристиках этих  свойств.

В работе с бумагой  и картоном предусмотрено учитывать соблюдение правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.

 Большое место  в организации трудовой деятельности  учащихся на уроках по работе  с бумагой и картоном и выработке  навыков трудовой культуры занимают  «Правила рабочего человека»:

- каждый работает за своим рабочим столом;

- прежде чем начать  работу, правильно подготовить рабочее  место;

- во время работы держи рабочее место в порядке;

- береги инструменты  и материалы;

- всегда думай,  как сделать работу лучше, быстрее и аккуратней;

- кончил работу - убери рабочее место быстро  и аккуратно.

 Повседневная  работа учителя по данным «Правилам»  повышает познавательные и воспитательные результаты уроков труда.

 Перечень основных  трудовых умений, знаний и навыков  учащихся 1 класса при работе с  бумагой и картоном:

- должны уметь  читать технические рисунки изделий  и эскизы разверток. Размечать,  разрезать ножницами, сгибать,  склеивать, сшивать нитками. Отделывать  изделия красками, аппликациями. Подготовить  рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».

- должны знать  виды бумаги, ее применение в  различных отраслях хозяйства,  основные свойства (толщина, прочность,  цвет, отношение к влаге). Технические  рисунки и эскизы разверток,  работа по шаблону. Инструменты  и приспособления для работы  с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности  и пользования ими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Гл.2 Экспериментальное исследование

2.1. Констатирующий эксперимент

Вначале своего исследования я провела с детьми занятие  в виде  Изготовление игрушек -- елочных украшений. Беседу. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Физкульт-минутка. Изготовление ёлочных украшений-игрушек, где я выявляла умения и навыки работы с бумагой: складывание, сгибание, резание. Занятие способствуют развитию внимания, воображения, творческих способностей, развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу. Воспитывать бережное отношение, аккуратность, внимание, чувство коллективизма, привитие эстетического вкуса, любви к прекрасному, проявлять творчество в украшении своей поделки. Цель урока совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий словесный, практический, наглядный. Материал: Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, образцы готовых игрушек, мягкие игрушки зверят, искусственная ёлка, магнитная доска, магниты, берестяной кузовок. Так же наглядный материал: Таблицы “Правила работы с бумагой”, “Правила работы с ножницами”, “Игрушки-вертушки”, “Правила гигиены труда”, лозунг - девиз урока “Работать надо дружно!”, гирлянда - флажки “С Новым годом!  

Таблица с детскими результатами В С Н уровни!!! 
 
 
 
 

2.2.Формирующий  эксперимент 

Повторение пройденного. Закрепление материала. Индивидуальная работа с детьми по пройденному материалу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Контрольный  эксперимент

Подведение итогов. С детьми была проведена работа в  виде индивидуальных занятий, где дети смогли повысить свои знания, а главное  умения и показать на практике. Качество  умений показаны в таблице.

Табл.В С Н Результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Трудовое обучение  в начальных классах ставит  целью сформировать у ребенка  умение самостоятельно ориентироваться  в любой работе, т.е. учебная  трудовая деятельность рассматривается  как средство познания окружающего  мира и своей роли в нем  как преобразователя. В задачу  учителя входит не столько  помочь ребенку в осознании  или изготовлении изделия, поделки,  сколько в обеспечении условий,  при котором потенциал учащегося  будет использован полностью.  Для этого учителю необходимо  помнить об особенностях деятельности  учащегося на уроке труда, включающей  в себя как равнозначные интеллектуальный  и моторный компоненты. То есть  на уроке должна быть организованная  часть, направленная на обеспечение  понимания сути и порядка выполнения  практической работы, и должным  образом оснащенная самостоятельная  деятельность ребенка по преобразованию  материала в поделку, причем  на теоретическую часть урока  должно отводится в трое меньше времени, чем на практические действия. Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся. В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения работ с бумагой и картоном очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

 Методика работ  с бумагой и картоном в школе  имеет свою особенность, специфичность  в подборе технологий, материалов  инструментов. Знание основ теории  и практики данного вида работ  учителем, позволяет ему грамотно  планировать, творчески и увлекательно  строить педагогический процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Адаменко, А.С. Творческая  техническая деятельность детей  и подростков М., 2003. - с. 38-40. 

2. Алексеев, В.Е. Организация  технического творчества учащихся  М. 2004., - с. 23-38. 

3. Бабанский, Ю.К.  Педагогика М, Просвещение, 2004. - с. 33-37. 

4. Баранов, С.П.  Принципы обучения. М, 2005. - с. 44. 

5. Ильина, Т.А. Педагогика  школы. М, 2002. - с. 18-22. 

6. Казанский, Н.Г.  Дидактика. М, 2004. - с.33. 

7. Каиров, И.А. Педагогическая  энциклопедия. М, 2004. - с. 122. 

8. Кокеткин, П. П.  и др. Комский, Д.М. Основы теории  творчества. Екатеринбург, 2003. - с. 28-45. 

9. Крутецкий, В.А.  Психология - М., 2004.- с. 11-28. 

11. Лернер, И.Я. Процесс  обучения и его закономерности - М, 2004. - с. 66. 

12. Махмутов, М.И.  Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40. 

13. Основы педагогического  мастерства. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. - М, 2002. - с.98-104. 

14. Онищук, В.А. Урок  в современной школе - М, 2002. - с. 58-60. 

15. Подготовка учителя  технологии к уроку. Учебно-методическое  пособие. 

16. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003. - с. 17-24. 

17. Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс 

18. Макаренко А.  С. «Трудовое воспитание» - М, 1977г.-с.256. 

19. «Трудовое обучение  и воспитание в школе» им. К.Д.Ушинского.  Педагогика – 1986г.- с.53. 

20. Г. Нойнера., Ю.К.Бабанского. М.:Педагогика, 1984.-172-174с. 

21. Ильина Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов     педагогических институтов. М.:Просвещение,1968.

Информация о работе Формирование общетрудовых умений на уроках технологии