Автопортреты Дюрера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Альбрехт Дюрер родился в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим из восемнадцати детей золотых и серебряных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего. Изучая под руководством отца ювелирное дело, приемы гравировки на металле, Дюрер особый интерес проявлял к искусству рисунка. В 1486 г. он поступил учеником к художнику франконской школы Михаэлю Вольгемуту, у которого обучался до 1490 г., после чего отправился путешествовать. Так было принято среди художников и ремесленников - после окончания учебы ехать в другие города или страны, посмотреть работы выдающихся художников и познакомится с другими мастерами, поучится у них.

Работа содержит 1 файл

Альбрехт Дюрер родился в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года.docx

— 2.87 Мб (Скачать)

Альбрехт Дюрер родился  в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим из восемнадцати детей  золотых и серебряных дел мастера  Альбрехта Дюрера-старшего. Изучая под руководством отца ювелирное дело, приемы гравировки на металле, Дюрер особый интерес проявлял к искусству рисунка.

В 1486 г. он поступил учеником к художнику франконской школы Михаэлю Вольгемуту, у которого обучался до 1490 г., после чего отправился путешествовать. Так было принято среди художников и ремесленников - после окончания учебы ехать в другие города или страны, посмотреть работы выдающихся художников и познакомится с другими мастерами, поучится у них.

Находясь в постоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружеских отношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографом и издателем Антоном Кобургером, Альбрехт Дюрер получал достаточно умственной пищи, чтобы перерабатывать ее в те духовные, полные глубокого содержания, образы, которые мы встречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени.

Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все  его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие  немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

А.А .Дюрер был генеален в равной степени как живописец так и рисовальщик. Рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.

Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Первые портреты Дюрера были либо автопортретами, либо портретами его родственников. И это понятно: у молодого художника ещё не было заказов и натурщиков, приходилось учиться на себе и на близких. Но есть и другая причина, объясняющая многочисленные автопортреты: Дюреру было важно оставить свой образ потомкам. И не только образ: он писал семейную хронику, фиксировал события своей жизни, периодически вёл дневники, хранил письма - благодаря этим источникам мы сегодня так много о нём знаем.  
До Дюрера ничего подобного не было. Он представляет собой новый тип немецкого художника, художника-интеллектуала, с совсем другим, нежели у его предшественников самосознанием. 

 Первым в истории  германской живописи Дюрер начал  писать автопортреты. Это было  смелым шагом, знаменующим освобождение  личности художника из-под власти  сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто. Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, он подписывал полным именем практически все свои работы, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, безличного исполнителя заказов. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день, ибо непостижимо, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор 'Апокалипсиса' и 'Страстей' с красавцем и модником, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать?!

Самый первый автопртрет  Дюрер нарисовал в 13 лет. Он бал выполнен серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца – златокузнеца Альбрехта Дюрера-старшего. На нём написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер» На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Когда смотришь на этот автопортрет, чувствуешь, что он нарисован рукой, которая не первый раз взяла карандаш. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Лицо па портрете серьезное, сосредоточенное. Мягкостью черт оно напоминает отца. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по - детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя.                         

После обучения, как было тогда принято у молодых художников, он отправился в странствие, длившееся 4 года. За это время он побывал и поучился в Кольмаре у братьев Мартина Шонгауэра, вБазеле, Страсбурге. К этому периоду относятся ещё два автопортрета, нарисованныепером.Первый хранится в университете города Эрланген, он нарисован в 1491-м или 92-м году. Другой из музея в Лемберге

 

.

Автопортрет с  чертополохом (на ранненововерненемецком это растение называлось «супружеская верность») Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». На момент написания этого автопортрета Дюреру было 22 года. Он создал его в Страсбурге во время своих странствований, до того как он вернулся в Нюрнберг и женился на Агнесе Фрей, дочери очень уважаемого горожанина, которую для него выбрал отец   

           .

        Автопортрет с чертополохом.                 Автопортрет 1498.

Автопортрет 1498. Молодой и наряженный по итальянской  моде, уже женатый к этому времени  художник, вернувшийся из своего путешествия по Италии, написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер»

 Художник сидит у  открытого окна. За окном - гористая  даль, светлая синева неба, прозрачные  тающие облака. Пейзаж непохож па окрестности Нюрнберга - быть может, это воспоминание об Италии. На нем белый в черных полосах нарядный камзол. В вырезе камзола - тонкая рубашка с узорчатой вышивкой. Коричневый плащ наброшен на плечо и,  подхваченый витым шнуром,  красивыми складками спадает вниз, как античная драпировка.   Этот "Автопортрет" Дюрера - яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: "Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина". Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским.

                                            

Мужская баня. 1498. Считается, что на гравюре Дюрер  изобразил себя в качестве флейтиста, развлекающего игрой любителей банного досуга, необычайно популярного в те времена в Германии.

                                          

Автопортрет 1500 года. Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», - гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал ,они всегда имели черты сходства с самим художником.Это произведение одно из самых значительных работ в его творчестве, знаменующее его полную творческую зрелость. Из этого портрета исчезают все элементы наивной повествователъности; он не содержит никаких атрибутов, деталей обстановки, ничего побочного, отвлекающего внимание зрителя от образа человека. В основу изображения положено стремление к обобщенности образа, упорядоченности, внешней и внутренней уравновешенности.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..." Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.

                 

Помимо рисунков и автономных живописных портретов существует ещё  ряд изображений, интегрированных  в алтарные образы.  
Барабанщик на створке алтаря Иова (находится в Кёльне), созданного в ту же пору, что и автопортрет 1500 года, – это тоже Дюрер. По легенде, музыканты пришли утешить Иова в его горестях, а он, не имея чем заплатить, бросил им свои струпья, которые обратились в золото .

Голова умирающего Христа (1503). Этот рисунок Дюрер рисовал  с себя, когда был болен. Находится  в Британском музее в Лондоне.

      

     Голова умирающего Христа (1503). Поклонение волхвов (1504).

Поклонение волхвов (1504). Художник изобразил себя в виде одного из волхвов.

                                        

                                 Поклонение волхвов 1904г фрагмент

В Венеции в  церкви Сан Бартоломео Дюрер написал картину «Праздник чёток», где по обычаю итальянских мастеров, поместил своё изображение на видном месте: из глубины нарядный Дюрер пристально наблюдает за зрителем. В руках у него развёрнутый лист бумаги с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец,1506 г.»

Автопортрет в обнажённом виде (Веймар, Шлоссмузеум). Нарисован в 1505 году, когда художнику было 34 года. Его происхождение неизвестно, но он ещё раз, на сей раз в такой радикальной форме, демонстрирует типичный для художника нового времени интерес к собственной персоне. Дюрер создаёт пером и красками свой предельно откровенный автопортрет в обнажённом виде .На Дюрере только шапочка, скрывающая роскошные кудри. Это удивительный случай: вплоть до нынешнего столетия никто из художников не решался на такую откровенность. Шокировавший пристальным вниманием к мужской наготе свою стыдливую эпоху, этот рисунок и в наши дни трудно найти в многочисленных изданиях произведений Дюрера

 

                   

Автопортрет в обнажённом виде 1505г    «Мучения десяти тысяч христиан»

На алтарной картине  «Мучения десяти тысяч христиан»  Дюрер поместил себя и своего спутника, безмолвных свидетелей злодейства, среди  толпы мучеников и мучителей.  
Сюжет картины, написанной по заказу Фридриха Саксонского, посвящён страшной расправе римлян над христианами на горе Арарат. На сей раз художник облачён в тёмные одежды, лист в его руках гласит: «Альбрехт Дюрер, немец,1508 год»

«Вознесение Марии» (фрагм.) (1509). Любимая картина Дюрера, сгоревшая в начале XVIII в., с которой успел сделать копию франкфуртский художник Иобст Харрих

В алтаре «Поклонение  Троице», которую Дюрер написал  для капеллы Дома двенадцати братьев  в 1511 г. – под нижним слоем облаков  – одинокая крохотная фигурка. Она  опирается на камень, на котором  написано, кто и когда создал картину. Это Дюрер. Он печален: миновал Страшный суд, началось тысячелетнее царство  божие, но, кажется, будто художник –  единственный, кто остался на земле. Картина хранится в Музее истории  Искусства в Вене

  

 

«Вознесение Марии» (фрагм.) (1509).         “Поклонение Троице”1511г

«Дюрер – больной», - написал художник в 1510 г., изобразив  себя обнажённым. На животе он нарисовал  жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает  мой палец, там у меня болит».

          «Дюрер – больной»                              Стастотерпец.

 

 

   Стастотерпец. Рисунок пером, на котором. 47-летний художник представил себя в виде страждущего Христа.(1522).  

                            

Ещё один автопортрет спрятался  в знаменитой пражской картине "Праздник чёток", которую Дюрер написал  для своих соотечественников  во время второго путешествия  в Венецию. В руках художника  листок с надписью по-латыни: «Сделал  за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год».

Не все автопортреты дожили до нашего времени. Был как минимум  ещё один автопортрет Дюрера, который, согласно Вазари, немецкий художник подарил  Рафаэлю, получив от него в дар  изображение обнажённой натуры - ещё  одно свидетельство того, что Дюрер  знал себе цену. Обмены рисунками между  художниками были достаточно распространены, но сравните, что дарит Рафаэль  в качестве образца своего искусства  и чем отвечает ему Дюрер. Вазари в восхищении пишет, что портрет  был написан на тончайшем полотне, так что его можно было рассматривать  с обеих сторон.


Информация о работе Автопортреты Дюрера