Арабская каллиграфия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Ара́бская каллигра́фия, также исламская каллиграфия — искусство красивого письма, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существуещего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще (так называемого аниконизма).

Работа содержит 1 файл

Арабская каллиграфия.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

     Юмадилова Динара 53 группа

     технологический факультет

     Ара́бская каллигра́фия, также  исламская каллиграфия — искусство красивого письма, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.

     Арабская  каллиграфия получила особенное  развитие именно в исламской культуре в силу существуещего запрета  на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда  и живых существ вообще (так  называемого аниконизма). Искусство  арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь  средством сохранения и распространения  божественного послания, заключённого в Коране.

     Каллиграфию иногда называют самым исламским  из всех видов искусства. 

     Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается  творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

     В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование  прямых линий и характеризуется  уравновешенностью и величавостью. Курсивное – использовалось в  ежедневных общеупотребительных записях, и в дальнейшем стало основой  для почерка «насх».

       Зарождение арабской письменности

     Первым  известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби  Хаййаз, легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях  трудно судить, поскольку не сохранилось  никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке каллиграф Готба  изобрел 4 каллиграфических стиля –  мекканский, мединский, басрийский и  куфи, названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно. Существует версия, что эта легенда о происхождении  ранних почерков получила распространение  в связи с идеологическим конфликтом различных сект внутри исламской  общины. Некоторые историки предполагают, что искусным каллиграфом был  зять Мухаммада Али, но и здесь  нет палеографических доказательств.

     Согласно  современным исследованиям, арабская письменность принадлежит к семитской  группе алфавитного письма, основой  которого являются в основном согласные  звуки. Развитие и становление арабской письменности произошло в течение  относительно короткого исторического  периода, когда арабский алфавит  превратился в часто используемый, и на сегодня он занимает второе место в мире, уступая только латинскому.

     Древние арабы вели в основном кочевой, суровый  образ жизни, в области искусства  их культура выражалась главным образом  в письменности и поэзии. Еще задолго  до прихода ислама арабы высоко ценили силу и красоту слова, поэзия была частью их повседневной жизни, искусство  лингвистики, литературы, а позднее  и каллиграфии достигало чрезвычайно  высокого уровня. В древней Аравии ежегодно проводились соревнования поэтов и чтецов. Прекрасно понимая  силу воздействия устной речи, они  достигли в этом виде искусства чрезвычайно  утонченного мастерства. Несколько  позднее появилась письменность.

     Арабская  письменность произошла от арамейского  набатейского алфавита. Современный  арабский алфавит состоит из 28 букв, используются длинные или короткие гласные звуки. Буквы представлены всего лишь семнадцатью формами, при этом одна буква отличается от другой точкой, или несколькими точками, расположенных сверху или снизу. Короткие гласные выделяются маленькими наклонными штрихами, сверху или снизу  от буквы.

     Археологи и лингвисты изучали набатейские  письмена, представляющие промежуточную  стадию развития арабской письменности: такой вид письма, как ум аль-джималь, датируемый 250 г.н.э. и письменность намирах, которой пользовался известный  поэт до- исламского периода- Имру аль-Кайяс (328г.н.э.). Еще одна надпись письменности ум аль-джималь, датируемая 6 в., также  подтверждает происхождение арабской письменности от набатеев.

     Сначала на северо-востоке полуострова, зародилось северо -арабское письмо. В течении 5 в.н.э. арабские племена, населявшие области  Хирах и Анбар, активно использовали эту письменность. В начале 6 в. племена расселились в области Хиджаза и в западной Аравии, принеся с собой письменность.

     Бишр  ибн Абд аль-Малик и его приемный отец, Харб ибн Умаийя ввели в  употребление эту письменность среди  курайшитов, племени нашего пророка  Мухаммада (САС). Искусство письма было с энтузиазмом воспринято соседними  племенами и стало быстро развиваться.

     Джазм - наиболее ранняя арабская письменность, известная на сегодня. Эта форма  письменности является предшественницей набатейского алфавита. Строгие, угловатые, очень пропорциональные буквы впоследствии послужили основой знаменитого  куфического письма, или куфии, названного так в честь города Куфа в Ираке.

     Инструменты письма

     Стандартные инструменты для занятия каллиграфией - это тростниковые перья, кисточки, ножницы, нож для подрезания перьев и чернильница.

     Тростниковое  перо, часто называемое «калямом» (по-арабски  слово «калям», собственно, означает «перо»), и по сей день остается самым  распространенным инструментом для  подлинной каллиграфией. Держать  перо нужно средним, указательным и  большим пальцем, большое значение имеет угол наклона кончика пера по отношению к плоскости листа. Нельзя сильно нажимать на перо, это  должны быть легчайшие, «воздушные»  прикосновения.

       Издревле самые лучшие перья  поставлялись из прибрежных земель  Персидского залива и продавались  по всему мусульманскому миру. Перья считались очень ценным  предметом. Мастера каллиграфии  пробовали самые разнообразные  калямы, чтобы постичь различные  ступени этого искусства. Форма  пера, степень его заостренности,  также зависела и от уровня  самого мастера. «Сделайте ваш  нож острее, чем бритва, не режьте  больше им ничего, кроме каляма, и хорошенько храните его». Стандартная  длина пера колебалась от 24 до 30 сантиметров и 1-1,5 см в диаметре.

     Знаменитый  путешественник-ориенталист 19 века, Дэвид  Джеймс, отмечает, что срезанный  тростник оставляли лежать на земле  в течение нескольких недель, пока он не достигнет нужной кондиции, потом  его собирали, сортировались, обрезали и зачищали. Каллиграфы имели доскональные знания о том, как выбрать наилучший  тростник, как расщепить его ровно  посередине, как заточить и потом  подрезать кончик пера. Хорошее перо было заветным и даже передавалось по наследству. А иногда, когда каллиргаф  умирал, его перо клали в могилу вместе с ним.

     Чернила были разноцветными: черными, коричневыми, желтыми, красными, голубыми, белыми, серебряными  и золотыми. Черные и коричневые использовались чаще всего. Многие каллиграфы предлагали свои рецепты приготовления  чернила, другие держали свои рецепты  в секрете. Чернила, сделанные персами, индийцами и турками, могли сохраняться  очень долго, оставаясь свежими. Приготовление занимало несколько  дней и включало в себя много химических процессов. Хотя технология приготовления  различалась, их основу, как правило, составляла сажа, смешанная с водой  и арабским гумми - клеем, который  получали из особых пород деревьев.

       Другими ингредиентами были индиго, толченые чернильные орешки и  хна, иногда чернила ароматизировались.

     В 751 из Китая, через Самарканд, была ввезена  бумага, и в искусстве письма началась новая эра. Бумага сыграла решающую роль в несчетном количестве последующих  изобретений, преобразовав исламскую  каллиграфию. Бумага производилась  из хлопка, шелка, других волокон, но только не из древесной массы.

       Перед началом письма бумага  подвергалась шлифовке, для этого  использовался камень с очень  гладкой поверхностью, как правило,  агат или жадеит (жадеит- минерал  желто –зеленого цвета).

     Потом расставлялись точки- отмечались основные направляющие линии будущей надписи, и только потом, на эту едва различимую канву, наносилась сама надпись. Когда  мастер разрабатывал концепцию собственной  композиции, он должен был четко  следовать нанесенной разметке. Созданный  шедевр впоследствии многократно копировался  каллиграфами из разных стан, расходился по всему свету, кочуя из Индии  в Стамбул , в Дамаск и Самарканд.

     В каллиргафии, как и во всех видах  традиционного классического искусства, основной акцент делался на совершенство мастерства, соревнование великих мастеров современности и прошлого, при  этом новаторству и изобретениям уделялось меньше внимания. Тем не менее, величайшие мастера этого  искусства иногда добавляли новые  элементы.

     Основы  арабской каллиграфии

     Основу  каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и  четкие пропорции, от этого зависит  четкость надписи и красота линии.

     Основой правила составления пропорции  является размер буквы «алиф», первой буквы арабского алфавита, которая  представляет собой прямую вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии  считается арабская точка, она, можно  сказать, основной рабочий элемент  мастера.

     В каллиграфии точка имеет квадратную форму, причем размер стороны квадрата зависит от угла наклона кончика  пера и от степени нажима мастера. Нажим должен быть достаточно легким, движение — очень точным, при  этом кончик пера слегка поворачивается, так что след оставляют две  грани пера.

     Каллиграфическое  перо, которое называют томар, состоит  из 24 волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера; это зависит  от пристрастий самого мастера, национальных традиций и типа наносимого текста.

     Высота  алифа составляет от трех до двенадцати точек, в зависимости от стиля  и индивидуального почерка каллиграфа. Ширина алифа равна одной точке. Важнейшую роль играет высота текста. Пользуясь алифом как исходной единицей, вначале мастер прописывает алифы, идентичные первому, по всему тексту. Так составляется геометрическая канва  надписи, хотя на практике мастер часто  вводит изменения.

     Алиф  также служит диаметром воображаемого  круга, в который можно вписать  все арабские буквы. Таким образом, основу пропорции составляют три  элемента, размер которых устанавливает  сам мастер — это высота и ширина алифа и воображаемый круг.

     Например, в стиле насх высота алифа составляет пять точек, сульс — девять точек  с крючком в три точки на кончике буквы. Важными характеристиками стиля также являются направление (угол наклона) и интервал, игра изгибов  и вертикалей, артикуляция слов, гласные и точки.

     Каллиграфические  стили

      Подобно тому, как для латинского алфавита существуют разнообразные  шрифты, в которых для одних  и тех же букв используются различающиеся  начертания, — на протяжении истории  было создано несколько стилей, «почерков» (от араб. خط‎‎ х̮ат̣т̣ «линия, надпись, почерк») или поши́бов для арабского письма.

       Басмала исполненная куфийским стилем, IX век, Исламский музей в Каире

     Самым древним стилем принято считать сульсйское письмо (араб. الخط كوفي‎‎ al-aṭṭ al-kufi, по названию иракского города Куфа). Ему свойственны массивные, угловатые буквы, бедность лигатурами, большое расстояние между группами слитно написанных букв. На основании этого стиля выработалось множество вариаций — например, «восточный куфи», сочетающий геометрически правильные формы букв и выразительные диагональные росчерки, и «квадратный куфи», доводящий геометричность до предела — текст, написанный этим стилем, как бы вписан в квадратную решётку. Куфические стили использовались там, где скорописные (курсивные) стили неприменимы — например, в архитектурных украшениях. В настоящее время куфические шрифты применяются как декоративные в заголовках и вывесках. Один из входящих в состав Microsoft Windows арабских шрифтов, Andalus (названный в честь Андалусии, самой западной части Арабского халифата), повторяет восточный куфический почерк. Самые ранние известные надписи куфийским шрифтом датируются VI веком. Именно этим стилем переписаны первые рукописные копии Корана.

       Басмала в стиле насх

      Вторым по времени создания и первым по распространённости в современном мире является шрифт насх (араб. الخط النسخ‎‎ al-aṭṭ an-nas от араб. نسخ‎‎ nasa «писать; копировать»). Горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом. Однако для скорописи арабами используется другой, упрощённый стиль — рук`а (араб. رقعة‎‎ «листок»), в котором группы точек над и под буквами сливаются в чёрточки. Этому почерку свойственны короткие росчерки, вариация вертикального положения букв, большое количество лигатур. Насх и рук`а — два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.

Информация о работе Арабская каллиграфия