Айвазовский,картина 9 вал

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.

Содержание

1. Биография Айвазовского.
2. Удивительное «мастерство художника с одинаковой силой и убедительностью передавать яростный шторм и тихую гладь моря...»
3. Духовная работа перед написанием картины «Девятый вал». «Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям.»
4. Общая композиция картины.
5. Общий колорит картины
6. Смелое новаторство Айвазовского.
7. Гармония романтизма и реализма в картине.
8. Айвазовский – непревзойденный мастер морского пейзажа.
9. Художественный метод Айвазовского.
10. Картины „ Девятый вал", „Черное море" и „Среди волн" - это вершина живописного мастерства Айваз

Работа содержит 1 файл

история искусств2.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

        
 
 

       ПЛАН РЕФЕРАТА

           1.   Биография Айвазовского.

     2. Удивительное «мастерство  художника с одинаковой  силой и убедительностью  передавать яростный  шторм и тихую  гладь моря...»

     3. Духовная работа  перед написанием  картины «Девятый  вал». «Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям.»

     4. Общая композиция  картины.

     5. Общий колорит  картины

     6. Смелое новаторство  Айвазовского.

     7. Гармония романтизма  и реализма в  картине.

     8. Айвазовский –  непревзойденный мастер морского пейзажа.

     9. Художественный метод  Айвазовского.

     10. Картины „ Девятый вал", „Черное море" и „Среди волн" - это вершина живописного мастерства Айвазовского.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               

Биография Айвазовского  

Иван  Константинович Айвазовский  родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье  армянского предпринимателя, позднее разорившегося.

Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем  в 1833 году поступил в  Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.

Появившаяся на академической  выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец  за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.

Вскоре  Айвазовский отправляется в Крым, получив  задание написать ряд пейзажей с  крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника  также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.

В 1840 году Айвазовский  направляется по заданию  Академии в Италию. Там он много и  плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских  городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в  Россию Айвазовский  получает звание академика, его направляют в  Главный морской  штаб, где художнику  поручают нарисовать ряд балтийских видов.

Будучи  живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".

Море  предстает у Айвазовского как бы основой  природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.

Но  Айвазовский оставил  след в истории  не только, как талантливый  живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Из  его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.

Умер  Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. "Море - это моя жизнь", - сказал художник. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря.

Айвазовский с детства любил  море и сумел создать  правдивый и поэтичный  образ беспредельной  стихии, романтическому восприятию которой оставался верен всегда.

Мастер  отличался необычным  живописным мышлением. На полотне художник создаёт яркие, поражающие своим великолепным декоративным звучанием сочетания. Подобные работы воспринимаешь как симфонию красок, как песню красоте. "Проживи я ещё триста лет, - говорил художник, - всегда нашёл бы в море нечто новое".

Зачастую  на картинах Айвазовского можно видеть людей, любующихся величественной красотой природы. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу мироздания.

Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в  деталях узнать о  любом состоянии, в каком пребывает  водная стихия - штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы,  
- здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, - от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. 
 
Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.  
 
Художник, видевший в водной стихии свою жизнь, он в сущности не изображал реальное море, а создавал на полотне свое, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. 

С одинаковой художественной силой и убедительностью Айвазовский передал шторма и штили, блеск сверкающих на воде солнечных лучей и дождь в открытом море, мели и белоснежную пену глубинных волн. Художник работал много, его свободные импровизации потрясали современников: поэты посвящали его картинам стихи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     И. К. Айвазовский «Девятый вал»

     3. Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

     Так ныне, океан, я жажду бурь твоих

     Волнуйся, восставай на каменные грани,

     Он  веселит меня, твой грозный, дикий рев,

     Как зов давно желанной брани,

     Как мощного врага  мне чем-то лестный  гнев…

     Таким море вошло и в  сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. 

       Удивительно мастерство художника. С одинаковой силой и убедительностью он умел передать яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей и рябь дождя, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. “Движение живых стихий неуловимы для кисти, - говорил Айвазовский, - писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Он был убежден, что “человек, не одаренный памятью, сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда”. Сам он постоянно наблюдал море, но почти никогда не рисовал с натуры.

Айвазовский сумел воплотить  в маринистической  живописи чувства  и мысли, волновавшие  передовых людей  его времени, что  придало глубокий смысл и социальную значимость его искусству.

В Петербурге 26 мая 1848 года умерает Белинский, не прожив и сорока лет.

За  последние годы много  близких людей  ушло из жизни Но смерть Белинского особенно поразила Айвазовского. Как много благородных, прекрасных мыслей внушил ему Белинский во время горячих споров!

Среди своих прежних  картин Айвазовский  разыскал «Спасающихся после кораблекрушения». Эту картину некогда  хвалил Белинский. Она  говорила о мужестве. А сейчас настало  время, когда мужественные люди поднялись на борьбу за свободу.

Мир уже не был так  безмятежен, как это  еще совсем недавно  казалось Айвазовскому. Теперь не время писать дышащие покоем морские  виды. В Европе —  баррикады. В Петербурге у Кукольников  Белинского называли баррикадником. И  Векки, милый друг юности, тоже стал баррикадником, присоединившись к Джузеппе Гарибальди.

Он  напишет такую  картину, которая  будет волновать, и потрясать людей. О таком искусстве говорил Белинский...

Но  свобода недолго  праздновала победу. Революцию подавили. Потух и горячий  замысел Айвазовского. Он так и не приступил к картине. Шли дни, недели, месяцы, прошел год...

     Однажды в Феодосию пришло торговое итальянское  судно. Капитан явился с визитом к  Айвазовскому. Он доверительным  шепотом поведал, что итальянцы  ждут возвращения  Гарибальди с чужбины, верят в грядущую победу...

     С новой силой пробудились  думы о ненаписанной картине. Айвазовский  закрылся от всех в  мастерской. Шли дни, но он не прикасался к палитре и  кистям. Подолгу сидел  в кресле с закрытыми  глазами, мысль его  неустанно работала. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вставала юность: странствия в чужих краях но морям и океанам. Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Художник тоже испытывал страх. Но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури. Чудом они добрались тогда до Лиссабонской гавани.

     В памяти вставали и  другие бури: в Финском  заливе, на Черном море. Люди гибли, но люди и побеждали. Побеждали те, кто был смелее и не сдавался смерти, кто страстно хотел жить. Шторм отступал перед мужеством человека. Людская воля! Он знал о ней не понаслышке, а видел ее воочию: на море, на суше.

     Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям. Свою картину Айвазовский так и назвал: «Девятый вал». 

4.  Тематическое содержание «Девятого вала» построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа.

На  картине изображено раннее утро после  бурной ночи. Над  бушующим океаном  вставало солнце. Его  лучи открыли настежь  ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, еще вздымаются их яростные гребни. Одна из этих волн самая высокая. Ее зовут девятый вал. А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей. 

Неистовству стихии художник противопоставил  мужество и отвагу людей, спасающихся  на обломке мачты  после кораблекрушения. Гребни валов поднимаются  над их головами. Со страшной силой  и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые, измученные, они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели. Тема борьбы человека со слепым могуществом стихии чрезвычайно характерна для живописи романтизма. У Айвазовского трагический конфликт между людьми и природой играет сравнительно незначительную роль; все внимание художника сосредоточено на жизни самой стихии. 

Айвазовский так построил свою картину и ввел в нее наиболее яркие и звучные цвета, что, не смотря на драматизм происходящего, заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченности или трагизма.  

5.   Художник нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Она полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов неба и зеленого, синего и фиолетового — воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит ликующим, радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

     Зритель сразу же может  представить, какая  страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля  и как гибли  моряки.

     Кто эти несчастные, как  попали они сюда? Еще вчера утром  их корабль вышел  из гавани в открытый океан. Был ясный, солнечный день, безмятежно сияла высокая, чистая лазурь неба. Спокойная ширь океана манила к дальним, неведомым берегам. Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Океан заволновался. Ослепительные молнии прожигали небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Валы поднялись кругом, непрерывный круговорот валов. Они все ближе и ближе обступали корабль и наконец дружно ринулись в атаку на него. Только вспышки молний освещали эгу смертельную схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал треск ломающегося корабля и крики людей, погибающих в морской пучине. И те, чьи сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Несколько друзей держались все время вместе, не потеряли друг друга, даже когда тонул корабль. Они вцепились в обломки корабельной мачты, в грохочущем хаосе ободряли друг друга и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра...    

Информация о работе Айвазовский,картина 9 вал