Жемчужина российской архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Успенский кафедральный собор был возведен в центре Омска в 1891-1898 годах по проекту архитектора Эрнста Францевича Вирриха, который использовал формы и детали церковной архитектуры XVII века. За основу взят проект 1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Альфредом Парландом. Омский храм не копия питерского, а творческая переработка архитектурного решения. В храмовом зодчестве это явление обычное. Кураторы строительства - инженеры К. А. Лешевич, А. С. Эйнарович, областной архитектор М. И. Шухман и городской архитектор Н. Е. Вараксин.

Содержание

Жемчужина российской архитектуры 3
Строительство и жизнь храма 5
Разрушение собора 8
Воссоздание 9
Список используемой литературы 11

Работа содержит 1 файл

культура !!!!!.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Жемчужина российской архитектуры

       Успенский кафедральный собор – уникальный исторический памятник, входивший в  число крупнейших в России. Во время  гражданской войны был главным  собором Белой России. Внесён в  каталог мировой храмовой культуры.

        Успенский кафедральный собор был возведен в центре Омска в 1891-1898 годах по проекту архитектора Эрнста Францевича Вирриха, который использовал формы и детали церковной архитектуры XVII века. За основу взят проект 1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Альфредом Парландом. Омский храм не копия питерского, а творческая переработка архитектурного решения. В храмовом зодчестве это явление обычное. Кураторы строительства - инженеры К. А. Лешевич, А. С. Эйнарович, областной архитектор М. И. Шухман и городской архитектор Н. Е. Вараксин. Размеры храма и архитектура были во многом уникальны: в нём воплотились лучшие черты русского зодчества, в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов, а интерьер храма и расписной иконостас прославили пятиглавый Успенский собор. Площадь собора составляла 1518 метров, высота колокольни до подкрёстного яблока – 44 метра, высота креста – 3 метра, диаметр купола – 15 метров. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально, о чём свидетельствуют описания современников: «Пятиглавый, со стройной колокольней, собор стал украшением города. Луковичные купола с золочёными главками, обилие полуциркулярных окон, прорезавших барабаны куполов и верхнего яруса колокольни, древнерусские декоративные детали фасадов, окрашенных в белый цвет с вставками красного кирпича и цветным орнаментом вокруг большого барабана купола, создавали праздничное торжественное настроение». Собор, сооружённый в стиле русского зодчества ХVII века, поражал удивительной логичностью и гармоничным сочетанием пропорций и стилей. Э. Ф. Вирриху удалось соединить в своём проекте официальный русско-византийский и народный стили. В частности, соотношение огромной (луковичной) главы и маленьких главок восходит к архитектуре Византии, а от русского стиля здесь – многочисленные кокошнички, шатровые крыльца, дыньки, обрамление арочных проёмов наличниками и т. д. Огромное впечатление на видевших храм производили обилие и одновременно тщательный отбор декоративных средств, великолепие росписи и лепного декора, наличие глазури во внешнем и внутреннем убранстве, оригинальные светотеневые эффекты. Обводы храма сочетали изящество и монументальность. Оригинальность Успенского собора позволяет называть его одной из жемчужин российской архитектуры. Помимо духовного, религиозного значения, Успенский собор являлся архитектурной доминантой города, внушительно возвышаясь над Омском. В России и Древней Руси храмы всегда строились на средокрестии улиц и держали вертикалью своих колоколен перспективы этих улиц. Самые величественные храмы городов формировали высокую «красную линию», так называемый силуэт города. Это справедливо и в отношении Успенского кафедрального собора, тем более что его архитектура было просто уникальна. К концу XXI века Успенский собор имел неподражаемый и неповторимый облик. Храм занимал главное место в градостроительной системе Омска. Сквер, где был воздвигнут собор, находился на пересечении главных городских магистралей: Тарской, Тобольской, Александровской, Капцевичевой и Казнаковской улиц1.  

Строительство и жизнь храма

        С 1878 года в Омске активно прорабатывалась  идея о расширении действующих церквей: крепостного собора во имя Воскресения  Христова, Войсковой Николаевской церкви. Однако победило мнение о необходимости сооружения нового собора. 16 июля 1891 года в центре Омска, в городской роще, существовавшей с ХVIII века, заложен собор. Закладка храма была приурочена к прибытию в Омск цесаревича Николая Александровича, будущего императора России Николая II. Строительство началось летом 1895 года. 9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. Успенский собор возводился, в основном, на пожертвования жителей Омска, российского купечества, в том числе московского и санкт-петербургского, и лично Николая II. В 1898 году Николай II выделил из собственных средств 5000 рублей. Пожертвования продолжались и после освящения собора: от Духовной консистории – 10000 рублей, от городской Думы – 1000 рублей. Возможно, эти суммы позволили устроить при соборе церковно-приходскую школу. Всего на сооружение и украшение храма было израсходовано 125000 рублей, большую часть из которых составили многочисленные пожертвования граждан России. Успенский кафедральный собор - главный храм Омско-Семипалатинской епархии стал центром самых значительных событий в духовной и общественно-политической жизни Омска начала ХХ века. Примеров тому множество. В феврале 1902 года, в связи с пятидесятилетием со дня смерти Н. В. Гоголя, в соборе отслужена заупокойная литургия, а в «Омских епархиальных ведомостях» опубликована статья выдающегося русского педагога К. В. Ельницкого «Последние дни и смерть Гоголя». Собор посещали Иоан Кронштадский, председатель Совета министров России П. А. Столыпин, великий князь Константин и многие выдающиеся деятели того времени. В 1912 году омичи отмечали 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная служба по погибшим воинам, а на площади перед собором прошёл торжественный молебен. Успенский собор является памятником отечественной истории и потому, что в нём служили выдающиеся священнослужители Русской Православной Церкви. Один из них – архиепископ Сильвестр, канонизированный Московской Патриархией в ноябре 1998 г. как новомученик Российский. Благодаря инициативе Сильвестра Государь издал Указ о бесплатном обучении в духовно-учебных заведениях и церковных школах детей и сирот Георгиевских кавалеров. В ноябре 1915 года Сильвестр призвал духовенство пожертвовать золотые вещи, в том числе обручальные кольца, на нужды армии и открыл приют для детей раненых и увечных воинов – участников Первой мировой войны. В крайне неспокойные дни марта 1917 года священники Успенского собора посчитали своим гражданским долгом « …особенно молиться о благе и спокойствии страны … ». 10 марта 1917 года, по окончании торжественного богослужения и крестного хода, на площади перед собором выступили представители баптистов, иудеев, католиков, был проведён парад войск. Таким образом, священнослужители Успенского собора, объединившие представителей всех религий и верований, жителей Омска и близлежащих сёл, не допустили возникновения бунтов и сохранили в это тревожное время гражданский мир и спокойствие на омской земле. 2 февраля 1918 года верующие омичи выступили против требований большевиков передать в распоряжение новой власти здание, дела и имущество Духовной консистории – кафедральный собор, построенный на средства православного русского народа, может быть использован только православными прихожанами и только в религиозных целях. Митинг прихожан был разогнан красногвардейцами. После захвата Омска большевиками архиепископ Сильвестр, не покинувший свою паству, был заключен в тюрьму и расстрелян. Дата его смерти – 6 февраля 1920 года. Храм передан обновленцам – представителям нового течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам. Обновленцы не смогли собрать прихожан2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разрушение  собора

        Долгое время храм пустовал. В 1933 году с собора были сняты колокола для нужд индустриализации. В 1934 году была вновь создана Омская область. Напротив храма расположился обком партии. На одной площади оказались идейные противники. В 1934 году партийное руководство области приняло решение переоборудовать собор под оперный театр. Комиссия по обследованию акустики дала положительное заключение, но участь храма была решена иначе. По предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД 17 февраля 1935 года было принято решение взорвать храм. Сотрудники НКВД предполагали использовать кирпичи собора для строительства нового здания областного наркомата внутренних дел. Однако после взрыва храм распался не на кирпичи, а на крупные блоки, непригодные для строительства. Алтарная стена устояла и после взрывов. Бывший Архиерейский сад, расположенный вокруг собора, стал Садом пионеров. Со временем в основании храма сделали декоративную лужу, а в 1996 году - городской фонтан.  
 
 
 
 
 

Воссоздание

В 2005 году по инициативе губернатора Омской области  Леонида Полежаева, на месте взорванного храма начались археологические раскопки, а затем восстановление православного памятника. Под полом нижнего придела археологи обнаружили тайное захоронение священнослужителя. Исследование останков подтвердило, что это мощи канонизированного в 1998 году архиепископа Сильвестра Омского (в 2000 году юбилейный Архиерейский собор РПЦ прославил его как великомученика).

       Восстановление  собора приобрело в глазах и сердцах  верующих особый смысл. Пожертвования  только простых православных прихожан составили за 2 года десятки миллионов рублей.

       Губернатор  Леонид Полежаев лично возглавил  попечительский совет возрождаемого  собора. На месте раскопок, а затем  и строительства регулярно проходили  службы и крестные ходы, которые  лично вел митрополит Омский и  Тарский Феодосий.

       При строительстве нового собора, который  похож на первый, только еще торжественней, применялись самые современные  технологии и материалы. Его строили  крупнейшие омские подрядчики НПО «Мостовик» и компания «Агростиройкомплект». Купола отлиты мастерами Каменск-Уральска, отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины привезли из Прибалтики, а золотые купола и кресты сделали умельцы Омска. Иконостас создан сибирским художником Геннадием Адаевым.

       Во  время освящения собора митрополит Климент обратился к прихожанам, всем жителям Омской области со словами приветствия от имени Патриарха Всея Руси Алексия II: «Этот храм, переживший поругание, разрушение и ныне восстановленный из небытия станет местом духовного исцеления человека, центром нравственного влияния на общество, которое сегодня особенно нуждается в возрождении и духовном возрождении. В 19-м веке Омск выполнял роль духовного и административного центра Западной Сибири. Отрадно, что сегодня это влияние вновь возрастает, что правительство Омской области, ее губернатор проявляют особое внимание к возрождению духовности, нравственности человека, показывает всему обществу пример выстраивания отношений между духовной и светской властью».

       Митрополит  Климент передал в дар Свято-Успенскому кафедральному собору образ иконы Казанской божьей матери с личной подписью Патриарха «Благословение Святейшего Патриарха Алексия II в день освящения Свято- Успенского кафедрального собора 15 июля 2007 года». В знак благословения и в память о великом событии для всех православных от имени Патриарха Святая Панагия вручена митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию. Губернатору Омской области Леониду Полежаеву вручили орден русской Православной церкви Преподобного Андрея Рублева 2-й степени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Голошубин И. Справочная кн. Омской епархии. - Омск, 1914.- С. 19-21;  

Лебедева Н. История Омских храмов//Вестник культуры (Омск) - 1991.- № 1.- С. 1, 7;  

Палашенков А. Ф. Пам. и памятные места Омска  и Омской обл. - Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. Омское отд., 1967 - С. 45-46;

Информация о работе Жемчужина российской архитектуры