Ведическая архитектураура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

В разных источниках эту науку называют по-разному: Васту-шастра, Васту-шилпа, Васту-видья, Ваасту и просто Васту. Санскритское слово Васту означает место, участок. Слово Ваасту означает дом, комната, жилище. Слова шастра, видья и шилпа означают науку, знание. В последнее время в обиходе чаще используются названия Васту или Васту Шастра.
Есть и такое объяснение разницы в названиях: Земля является первичной материей, или Васту (VASTU). Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также

Работа содержит 1 файл

Васту.Ведическая архитектура.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Томский Государственный Архитектурно-строительный Университет 
 
 
 
 
 

Васту

Ведическая  архитектура 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2010

Введение 

     В разных источниках эту науку называют по-разному: Васту-шастра, Васту-шилпа, Васту-видья, Ваасту и просто Васту. Санскритское слово Васту означает место, участок. Слово Ваасту означает дом, комната, жилище. Слова шастра, видья и шилпа означают науку, знание. В последнее время в обиходе чаще используются названия Васту или Васту Шастра.

     Есть  и такое объяснение разницы в названиях: Земля является первичной материей, или Васту (VASTU). Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также являются Васту и все объекты на Земле, содержащие эту жизненную энергию по традиции тоже называются Васту. Все – и деревья и здания считаются живыми и являются частью экосистемы. Все материальное или Васту расположено на поверхности земли в определенном пространстве, и эта поверхность и ограниченное пространство называются Ваасту (VAASTU). Таким образом, Ваасту – это жизненное пространство, в частности пространство жилища или ограниченной территории вокруг него. Проще говоря, саму форму называют Васту, а пространство как внутри этой формы, так и снаружи нее называют Ваасту. "VAS" означает "быть" или "жить". Для самого же здания есть и другое название – Prasada Vaastu. С этой точки зрения мы будем говорить и о VASTU и о VAASTU, но, все-же, как это принято и в Индийской современной литературе, называть эту науку будем просто Васту ".

     Васту это древняя индийская наука, описывающая правила строительства и внутренней планировки жилых и административных зданий так, чтобы эти здания и квартиры находились в гармонии с непосредственно окружающей их природой… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Легенда о Ваступуруше  

     Основа  всей Ваасту – понятие Ваступуруша (он же Вастудэв или Вастунара), живого существа, воплощённого в каждом доме. Это реальное существо, хотя и тонкоматериальное, обладающее всеми частями тела и уязвимыми точками на нём. Поэтому дом надо строить так, чтобы Ваступуруше было хорошо, тогда будет хорошо и обитателям дома.

История.

     Шива  сражался с демоном Андхака. Битва была серьезной, капли пота Шивы падали на землю и из них проявился демон со страшной наружностью и огромной силой. Терзаемый голодом он начал пожирать всё, что оставалось на поле битвы. Когда Андхак был побежден, демон подольстился к Шиве, и Шива позволил ему родиться в тварном мире. Тогда демон попросил разрешения съесть три мира. Видимо после битвы Шива устал, был невнимателен и дал демону разрешение. Когда этот демон, а звали его Пуруш, проголодался и захотел съесть три мира, обитатели этих миров испугались и пожаловались богам. Тогда боги Брахма, Индра и другие вызвали Пуруш на ковер.

     По указанию Брахмы, 45 полубогов набросились на демона, схватили его за разные части тела и сбросили на землю. Брахма велел им прижать его к земле и удерживать демона лицом вниз, головой на северо-восток, ногами на юго-запад. Когда демон был усмирен, боги не уничтожили Пуруш, а разрешили ему жить под землей и питаться подношениями, которые делались во время строительства дома. Брахма благословил Пуруш и назначил его повелителем всех домов и участков земли, которому должны были все делать подношения, а он бы в ответ заботился об обитателях дома.

     В том месте, где он упал, остался четкий отпечаток мощного тела. С тех пор стала та земля благословенной, а в полку богов на одного прибавилось. Получил он имя Вастудеботы, Вастудэва «бога земельного участка». Схема с отпечатком его тела стала основным инструментом для определения благоприятных и вредных направлений при планировании участка под застройку, а также при планировании каждого конкретного помещения.  

     Ваступуруша так расположен в пространстве: ступни в (ю-з) углу, а голова в (с-в) углу. Поэтому (с-в) угол считается в васту самым важным, но и все остальные части тела также важны. Его правая сторона обращена на восток и юг, а левая сторона — на север и запад. В соответствии с Ведами (что, впрочем, подтверждает и современная медицина), правая сторона тела представляет мужские качества, так что, когда жизненная энергия наиболее интенсивно движется в правой стороне туловища Вааступуруши, человек ведет себя активно, высказывает свои суждения и критические замечания, анализирует. Левая сторона тела представляет женские качества, и если жизненная энергия активизируется здесь, то в человеке преобладают интуиция и склонность к созерцанию.

     То  есть, Вааступуруша «питается» энергией сооружения. Если план здания способствует усилению энергетического потока, утоляющего голод Вааступуруши, то в этом здании царствует гармония. В противном случае гармония нарушается, энергии, пронизывающие дом, вибрируют не в унисон, что в конце концов неизбежно отразится на людях, живущих в нем. Сорок пять богов, сидящих на Вааступуруше, чтобы сдерживать его, представляют наши собственные ангельские и демонические качества, привязывающие нас к жизни. Когда эти качества понимаются и используются правильно, наша жизнь гармонична и мы здоровы, спокойны и благополучны. Дом, построенный в соответствии с принципами Ваасту, удовлетворяет Вааступурушу — не только позволяет потоку космической энергии течь беспрепятственно, но и усиливает его, а значит, приносит добро своим обитателям. 
 
 
 
 

     Космогония  играет важную роль в индийской архитектуре. Мандала – это форма, и Васту Пуруша Мандала – это форма, в которой существование пребывает в предписанном ему порядке, - наш видимый мир. Геометрическая форма Васту Пуруша Мандалы объясняется ритуалом ведического жертвоприношения. В процессе жертвоприношения, Арии подносили от одного жертвенника к другому чашу, в которой горело пламя. Круглый жертвенник символизирует мир земной, а квадратный жертвенник – мир небесный. Круг означает движение, циклическое время. Квадрат не может перемещаться сам по себе, это четко окончательная форма, четко определенная. Совершенная форма, в индуизме она соответствует Абсолюту. Видимая только в своей проявленной форме, земля выражена кругом; и напротив, в качестве проявления высшего Закона, Брахмана, она выражается в квадрате, который зафиксирован основными сторонами света. Поэтому Васту Пуруша сжат в этой форме. Предания описывают также Пурушу как старца с тревожным взглядом, согнутый пополам, уродливый и горбатый. Его увечное тело в точности заполняет квадрат. Каждое из божеств, которое его держит в плену, покрывает маленькую часть квадрата. Васту Пуруша присутствует везде, где люди оставляют свой след, образ космического Стандарта, которому подчиняются люди и земля, на которой они строят. В процессе сооружения зданий, они упорядочивают окружающий мир, как когда-то Брахма заставил безграничного Пурушу принять геометрическую форму.

     Для стхапати строить означает организовать неупорядоченное существование  в согласии с вездесущим Стандартом. Это возможно только если вся архитектура, от выбора местоположения до структуры города, в точности придерживается магической диаграммы Васту Пуруша Мандалы. Каждое строение представляет еще одну победу над угрозой разрушения и поддерживает космический Закон, насколько сооружение соответствует этому феноменальному трансендентному Закону.

     Все существующее отражается в этом магическом квадрате. Это квадратное изображение  земли исходящее из круга, но это  также тело Пуруши, изначального человека. Человек и земля пребывают  в согласии друг с другом. Время включено в Мандалу в виде Зодиака, место в виде ориентирования квадрата в четырех или восьми направлениях пространства. Пады, или квадратные части, занятые каждым из богов, сгруппированы вокруг центрального Брахма-стхана, включающего в себя несколько квадратов. Главные боги занимают ряды более близкие к центру и к паде сторон света; далее чередуются боги, стоящие рангом ниже в небесной иерархии. Единственный, центральный квадрат принадлежит не безначальному Брахману, а богу Брахме.

Пуруша также  – олицетворенный космос, дух, начиная с которого традиционно в жертвоприношении проявляются весь мир, боги, солнце, луна, огонь, воздух и земля.  Жертвоприношения людей и человекоподобных появились уже в Ведах. В арийском ритуале жертвоприношения человек символически представлен размещением ритуальных сосудов. Три котла обозначают голову, два горшка с молоком – уши, и так далее. Сооружение ведического жертвенника, безусловно, не предполагает в буквальном смысле совершения человеческих жертвоприношений; однако, ритуальные символы дают нам повод полагать, что они также имели место в начале. Документы, восходящие к той исторической эпохе, свидетельствуют, что архитектор одного храма был погребен под фундаментом в качестве жертвы; предполагалось, чтот этот акт призван был усилить божество, которому это место было посвящено.

     По  Васту шастре (главный трактат по архитектуре), Васту Пуруша Мандала может быть начерчена тридатью двумя разными способами. Наиболее простой состоит из квадрата; другие являются производными от деления квадрата на 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81,... 1024 частей квадрата или «пада». Размеры чертежа не имеют никакого отношения к его эффективности. Он организует распределение масс на просторной площади, задает ритм распроложения элементов строения на территории храма или толщину стен по отношению к внутреннему пространству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведическая  архитектура 

     Существуют  законы энергетики окружающего пространства. Согласно им, если Вы просто неправильно  поставили мебель у себя дома, то это может привести к самым разным проблемам: ухудшению здоровья, конфликтам, потерям в деловой сфере.

     Уже пять тысяч лет назад в Индии  люди задумались о том, как правильно  обустроить свой дом в соответствии с законами природы. Считается, что  в доме, построенном по правилам васту, человек будет чувствовать себя комфортнее, здоровее и т. д. Правила этой науки подходят любому, независимо от принадлежности к какой-либо нации и вероисповедания человека.

       В ведические времена к дому относились как к личности, и он в благодарность за любовь и заботу, охранял жизнь и покой своих хозяев. Теперь же, даже в человеке не принято видеть личность, а средство достижения своих корыстных целей. Между тем, неправильно спланированный дом, который ведические архитекторы характеризуют как дом с нарушенным васту, влияет не только на здоровье человека, но и на его финансовое положение и успех в делах, и, само собой разумеется, на семейную атмосферу.

     Учение  об архитектуре, Васту видья, уже  в ведические времена была тайной наукой, которая передавалась устно от отца к сыну. В средние века появилась необходимость сохранить ее в письменном виде. В действительности в этот период расцвета религиозной архитектуры предписания учения о пропорциях стали настолько сложными, не говоря уже о ритуалах, что их пришлось записать в виде трактатов и справочников. Выдавленные на высушенных пальмовых листьях, манускрипты Васту видья обожествляются и по сей день, а в индуистских храмах проводят священные жертвенные обряды. Поэтому до сих пор очень немногие из историков архитектуры, опираясь на подлинные манускрипты, смогли разобраться в структуре сохранившихся сооружений. Даже англичанам из «Археологических исследований Индии» в XIX веке пришлось довольствоваться каталогизированием и реставрацией заброшенных храмов. Попыток стилистической классификации было достаточно, но они не коснулись коренных проблем индийской архитектуры, так как ни один стхапати (жрец-архитектор) не соглашался разглашать эзотерическое учение Васту видья, впрочем, наполовину забытое. Таким образом, европейские ученые оказались перед лицом великолепного богатства форм, такого же непостижимого, как и их кажущаяся беспорядочность.

     В1920 году Стелла Крамрич была первой, кто  на основе нескольких манускриптов поддалась  искушению сделать особый углубленный анализ индуистского храма, и абстрагироваться от исключительно европейской точки зрения. Затем были найдены новые манускрипты; их изучение было только началом сравнительного исследования текстов и сооружений. Через несколько лет мы узнаем, вероятно, намного более лучшие методы толкования чертежей и инструкций касательно их исполнения. 

     ВАСТУ – не архаика, ее законы абсолютны  и не менее популярны в наши дни, чем пятьдесят веков назад. Индийские мастера утверждают, что  перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни.

     Наука васту в первую очередь учитывает  энергии, излучаемые четырьмя сторонами света севером, востоком, югом и западом. Считается, что энергия разных сторон света по-разному влияет на организм человека. Самые главные направления: восток и север.

     Каждое  направление занимает сектор в 45 градусов и имеет своего бога — покровителя и повелителя. При проектировании дома и участка следует сделать так, чтобы каждая зона дома и участка соответствовала свойствам именно своих богов — покровителей. Тогда умиротворенные боги обеспечат спокойное течение жизни и процветание дому. Это основной принцип васту. Если не следовать этому принципу, то боги расстроятся и жителям придется не легко.

Информация о работе Ведическая архитектураура