Управление проектом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Содержание

1.Классификация базовых понятий управления проектами
2.Цель и стратегия проекта
3.Результат проекта
4.Управляемые параметры проекта
5.Проектный цикл
6.Методы управления проектами
7.Участники проектов

Работа содержит 1 файл

Управление проектом реферат.docx

— 23.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление проектом»

 

 

 

Преподаватель:  

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.Классификация базовых понятий  управления проектами

2.Цель и стратегия проекта

3.Результат проекта

4.Управляемые параметры проекта

5.Проектный цикл

6.Методы управления проектами

7.Участники проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классификация базовых  понятий управления проектами

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным  руководством проекта, менеджером проекта  и командой проекта, работающей под  этим руководством, другими участниками  проекта, выполняющими отдельные специфические  виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут  участвовать представители линейных и функциональных подразделений  компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов  деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование  и другие общесистемные функции.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации  человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы  современных методов, техники и  технологий управления для достижения определенных в проекте результатов  по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Для эффективного управления проектами  система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять.

Основной структурной единицей участников проекта является команда  проекта - специальная группа, которая  становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом  в рамках проекта.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект.

Жизненный цикл проекта (промежуток времени  между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих  решений. Жизненный цикл проекта  можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Дальнейшее разбиение существенно  зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:

- концептуальная фаза, включающая  формулирование целей, анализ  инвестиционных возможностей, обоснование  осуществимости (технико-экономическое  обоснование) и планирование проекта;

- фаза разработки проекта, включающая  определение структуры работ  и исполнителей, построение календарных  графиков работ, бюджета проекта,  разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов  с подрядчиками и поставщиками;

- фаза выполнения проекта, включающая  работы по реализации проекта,  включая строительство, маркетинг,  обучение персонала;

- фаза завершения проекта, включающая  в общем случае приемочные  испытания, опытную эксплуатацию  и сдачу проекта в эксплуатацию.

- эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.

Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение  бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский  учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

2.Цель и  стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят  также - миссию) проекта от целей  первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его  существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для  определения целей следующих  уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия - это  главная задача проекта с точки  зрения его будущих основных услуг  или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта - центральное звено  в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:

- Стратегический анализ

- Разработка и выбор стратегии

- Реализация стратегии

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды  можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ).

К числу факторов внешней среды  относят:

- Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

- Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)

- Экономические (инфляция, процентные  ставки, курсы валют, налоги)

- Ограничения государственного  сектора (лицензирование, законотворчество)

- Социальные (уровень безработицы,  традиции, вкусы, пол, возраст)

- Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)

- Экологические (уровень загрязнения,  мероприятия)

- Конкуренты (количество, раз меры, сила)

Внутренняя среда включает:

- Целевые рынки (ниша, в которой  работает фирма, круг ее потребителей)

- Маркетинговые исследования (наличие  специалистов, бюджет маркетинга)

- Сбыт (объема продаж, скидки)

- Каналы распределения (как,  через кого продается)

- Производство (оборудование, технология, площади)

- Персонал (квалификация, мотивация,  корпоративная культура)

- Снабжение (поставщики, условия  и системы поставки)

- Исследование и разработка  НИОКР (уровень, бюджет)

- Финансы (структура капитала, оборачиваемость,  ликвидность, финансовое состояние)

- Номенклатура продукции (степень  диверсификации)

- Исходя из миссии, целей организации,  на основе результатов SWOT-анализа  разрабатывается стратегия.

Разработка и выбор стратегии  осуществляются на трех различных организационных  уровнях:

- корпоративная стратегия (общее  направление развития, т.е. стратегия  роста, сохранения или сокращения).

- деловая стратегия (стратегия  конкуренции конкретного товара  на конкретном рынке). Стратегия  проекта разрабатывается в рамках  деловой стратегии, т.е. отвечает  на вопрос, каким образом продукция  проекта будет конкурировать  на рынке. Очевидно, что выбор  стратегии проекта должен существовать  в рамках уже выбранного общего  направления развития организации.  При разработке деловой стратегии  используют три основных подхода:

1. Стратегия лидерства в издержках

2. Стратегия дифференциации (уникальности  по какому-либо направлению)

3. Стратегия концентрации на  определенных направлениях (группе  покупателей, номенклатуре изделий  и географии их сбыта)

- Функциональная стратегия (разрабатывается  для каждого функционального  подразделения, с целью конкретизации  выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении  стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

- географическое местоположение, в котором будет действовать  проект;

- выбор корпоративной стратегии;

- выбор позиции на рынке (доли  рынка) и расчет времени, требуемого  для достижения данной цели;

- установка основного соотношения  "продукт - рынок" для разработки  концепции маркетинга;

- функциональное назначение и  область применения планируемой  к выпуску продукции;

- выбор оптимальной группы клиентов;

- основные качества продукции,  способствующие успеху, с учетом  фактических или потенциальных  конкурентов;

- использование исключительно  собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость  определенных изменений, необходимых  в организационной структуре  и организационной культуре. Поэтому  часто необходимо создать специальные  координационные механизмы в  дополнение к организационной структуре  управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии  является фактор т.н. организационной  культуры, включающий:

- Видение (философия) организации

- Господствующие ценности

- Нормы и правила поведения

- Ожидания предстоящих изменений

- Процедуры и поведенческие  ритуалы.

 

3.Результат проекта

Под результатом проекта  понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа / цели проекта, могут выступать: научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная  система качества и т.д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным / доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

4.Управляемые  параметры проекта

Управляемыми параметрами  проекта являются:

- объемы и виды работ  по проекту;

- стоимость, издержки, расходы  по проекту;

- временные параметры,  включающие сроки, продолжительности  и резервы выполнения работ,  этапов, фаз проекта; а также  взаимосвязи работ;

- ресурсы, требуемые для  осуществления проекта, в том  числе: человеческие или трудовые, финансовые ресурсы, материально-технические,  разделяемые на строительные  материалы, машины, оборудование, комплектующие  изделия и детали, а также ограничения  по ресурсам;

- качество проектных решений,  применяемых ресурсов, компонентов  проекта и прочее.

Проект и процесс его  реализации, осуществления являются сложной системой, в которой сам  проект выступает как управляемая  подсистема, а управляющей подсистемой  является управление проектом.

5.Проектный  цикл

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также - "жизненным циклом проекта").

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем  финансирования работ по проекту  и принятия соответствующих решений.

Каждый проект независимо от его  сложности и объема работ, необходимых  для его выполнения, проходит в  своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще  нет", до состояния, когда "проекта  уже нет".

Для деловых людей начало проекта  связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств  в его выполнение.

Окончанием существования проекта  может быть:

- ввод в действие объектов, начало  их эксплуатации и использования  результатов выполнения проекта;

- перевод персонала, выполнявшего  проект, на другую работу;

- достижение проектом заданных  результатов;

- прекращение финансирования проекта;

- начало работ по внесению  в проект серьезных изменений,  не предусмотренных первоначальным  замыслом (модернизация);

- вывод объектов проекта из  эксплуатации.

Обычно как факт начала работ  над проектом, так и факт его  ликвидации оформляются официальными документами.

Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую  задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью  в проекте, своим опытом и конкретными  условиями выполнения проекта.

В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.

Применительно к очень крупным  проектам, например, строительству  метрополитена, освоению нефтегазового  месторождения и т.п. количество фаз и этапов их реализации может  быть увеличено.

Информация о работе Управление проектом