Творчество в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Мне очень нравиться архитектура это искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.
Когда человек научился изготавливать орудия труда, его жильем стала уже не нора или гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид. Строительство стало архитектурой.
Достаточно хотя бы раз испытать чувство возвращения в родные места, где тебя встречают знакомые и близкие сердцу и взору улицы, площади, дома, чтобы осознать и признать значение этого искусства в жизни каждого человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Специфические функции архитектуры……………………………… 4
1.1 Особенности архитектуры…………………………………………… 4
1.2Архитектурный образ ………………………………………………… 6
Глава 2 Архитектура – источник прекрасного. ……………………………….. 9
2.1 Архитектура в древности……………………………………………. 10
2.2 Многообразие стилей архитектуры………………………………… 11
2.3 Советская архитектура……………………………………………... 14
Заключение……………………………………………………………………... 18
Список литературы…………………………………………………………….. 19
Приложение 1…………………………………………………………………… 20
Приложение 2…………………………………………………………………… 21
Приложение 3…………………………………………………………………… 22
Приложение 4…………………………………………………………………… 23
Приложение 5…………………………………………………………………… 24
Приложение 6…………………………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

реферат эстет.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

  Образ в архитектуре  — это художественное выражение содержания и назначения данного сооружения. Создать художественный образ в архитектуре — значит построить здание (или целый комплекс их), удовлетворяющее многообразные потребности людей. Это материальные потребности — чтобы здание хорошо «обслуживало» человека, было удобно для жизни, работы или отдыха; и потребности духовные — чтобы оно вызывало ощущение радости, полноты и счастья жизни. В этом смысле архитектурный образ, как никакой другой образ в искусстве, наиболее тесно связан со всей практической деятельностью людей.

  Мы  уже заметили такую важную особенность: архитектура не изображает, а выражает то, что характерно для данной эпохи и общества. Ее не случайно называют «окаменевшей музыкой». Архитектура способна заставить здание «говорить» и «петь», пользуясь своими выразительными средствами. Главные из них — пространство и объем. Используя различные объемы, меняя их соотношения и пропорции, архитектор добивается самых неожиданных эффектов и результатов. Длинное, приземистое здание и стройное, высокое будут производить разное впечатление, а сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, воспринимается совсем иначе. Все элементы здания — и окна, и балконы, и поверхность стен, и цвет, и используемый материал, и т. д.— важные средства создания целостного архитектурного образа.

   Спортивный  комплекс Олимпийский [приложение 2] (удостоен Ленинской премии) на проспекте Мира в Москве представляет собой монументальное сооружение, предназначенное для проведения спортивных состязаний, а также праздничных массовых гуляний, собраний, фестивалей в любое время года и в любых погодных условиях. Несмотря на свои впечатляющие размеры и объемы, комплекс организован таким образом, что он не разобщает людей и не подавляет отдельного человека. Напротив, он заключает в себе «эффект близости» общения, коллективности сопереживания. Культура внутренних помещений и убранства такова, что люди ориентированы на уважительное отношение к нормам воспитанного поведения. 
 

Глава 2 Архитектура –  источник прекрасного.  

  Еще в древности архитектура вступала во взаимодействие с монументальной скульптурой, живописью, мозаикой, иконой. В этом синтезе архитектура доминирует. По этому поводу русский религиозный философ кн. Евгений Трубецкой замечал: «Подчинение живописи архитектуре вообще обусловливается... не какими-либо посторонними и случайными соображениями архитектурного удобства. Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись по существу соборную; в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которое в ней запечатляется, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого» (Трубецкой. 1916. С. 24). Порой литература в виде цитаты из литературного текста вступает в отношение соподчинения с зодчеством и ваянием. Известен случай и соподчиненного взаимодействия музыки с архитектурой: одна из бирманских пагод увешана колокольчиками, которые создают вокруг сооружения серебряное облако легчайшего и нежнейшего звона. Органная музыка была соподчинена с готическими соборами.

  Основа  архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения семиотически значим и во многом, определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Ритм, соотношение объемов, линий — средства ее выразительности. Одна из современных художественных структур — аритмия в ритме, диссонанс в гармонии (например, ансамбль зданий города Бразилия). 

2.1 Архитектура в древности.  

  В Древнем Египте строились огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в  Гизе — около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в храме Амона в Карнаке высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м). Этой архитектуре присуща геометрическая четкость форм, отсутствие членений, несоразмерность масштабов сооружения и человека, подавляющая личность монументальность. Грандиозные сооружения создавались не для удовлетворения материальных потребностей народа, а во имя духовно-культовых целей и служили делу социальной организации египтян под деспотической властью фараона.

  В Древней Элладе архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (например, храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек — театры, стадионы, школы. Зодчие следуют гуманистическому принципу красоты, сформулированному Аристотелем: прекрасное — это не слишком большое и не слишком маленькое. Человек здесь выступает как мера красоты и масштабов здания, которое, в отличие от сооружений Древнего Египта, не подавляет, а возвеличивает личность, что соответствовало социальным целям афинской демократии. Зодчие античной Греции создают ордерную систему, сыгравшую большую роль в развитии архитектуры. В Древнем Риме широко применяются арочные и сводчатые конструкции из бетона. Появились новые типы сооружений: форумы, триумфальные арки, отражающие идеи государственности, военной мощи. 

2.2 Многообразие стилей архитектуры.  

  Архитектурные сооружения — это одетые в камень или дерево «портреты» эпохи. Существует емкое понятие, помогающее разобраться в многообразии архитектуры и понять отличительные черты зданий различных эпох. Это понятие — архитектурный стиль, который характеризует основные признаки образной системы, средств художественного выражения зодчества различных эпох.

  Появление того или иного стиля определяется изменением общественных условий, характером взаимоотношений человека, общества и природы. Основные стили в архитектуре — античный (классический),  романский, готический, классицизм.

  Прекрасный  образец античного стиля —  знаменитый древнегреческий Парфенон [приложение 3], который и сейчас, по прошествии более двух тысячелетий, производит огромное впечатление. Величественное здание, стоящее на холме из известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно не своими размерами, а гармоническим совершенством пропорций, прекрасной соразмерностью частей. Давно замечено: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции», и будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь. Парфенон потрясает красотой простоты, сочетанием расчета и вдохновения.

  Это прямоугольное 46-колонное строение, покоящееся на трехступенчатой террасе. Его стройные мраморные колонны устремлены ввысь как бы в одном гармоническом усилии. Некогда белоснежный мрамор стал от времени золотисто-розовым, будто горячее южное солнце пропитало его насквозь. Каждая из колонн обдумана, и все они, хотя и кажутся одинаковыми, различны. Четыре ряда цоколя (подножия) храма не одинаковой высоты, колонны поставлены с еле заметным наклоном внутрь здания, благодаря чему наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе над храмом. Здание не вдавливается своей тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень легким и исключительно выразительным.

   Парфенон  — образец античного, классического стиля, для которого характерно живое чувство связи архитектуры с окружающей природой и стремление возвеличить человека. Если на египетских гробницах высекали надписи «Прославляйте царя...», то на греческих храмах — «Человек есть мера всех вещей» или «Познай самого себя». Разница огромная. В одном случае возвеличивают божественную власть фараона, в другом — человека.

    Утвердившийся в Европе XI—XII вв. романский стиль отвечал требованиям феодалов и церковников. Характерные черты зданий, в основном замков и церквей,— суровость и тяжеловесность. Замок феодала призван был защитить его хозяина от военной опасности. Отсюда — массивные гладкие стены с зубцами наверху, сторожевые башни цилиндрической формы на стенах и углах. Внутри, за стенами, располагался сам замок (донжон)— с узкими окнами-бойницами, служивший одновременно и жильем и крепостью. Внутри замка — покои владельца и особый рыцарский зал, где происходили всевозможные приемы, встречи. Мрачные, массивные стены замка с башнями на холмах властно господствовали над окружающей природой и убогими деревнями.

  В XIII—XIV столетиях в Западной Европе возник и развился готический стиль. Черты и особенности этого стиля ярко выражены в таких памятниках архитектуры, как собор Парижской богоматери, Реймсский собор во Франции, Кёльнский собор в ФРГ, многие ратуши и соборы в прибалтийских советских республиках, придающие Таллину, Риге и Вильнюсу особое очарование.

  В качестве конкретного примера можно  назвать небольшое здание костела св. Анны в Вильнюсе. Удивительная легкость фасада, впечатление устремленности здания ввысь достигается с помощью композиции и ритма, где главную роль играют вертикальные линии. Вертикали (неглубокие прямоугольные ниши) разного размера и пропорций увенчаны своеобразными арками, которые острыми концами входят в небольшие плоские башенки. В фасаде нет ни одной спокойной плоскости, он весь пронизан легким, непрерывно изменчивым ритмом, живой мерцающей игрой света и тени.

  В готической архитектуре широко использовались витражи (своеобразный вид живописи по стеклу). Помещенные в оконных проемах, они наполняли внутреннее пространство здания светом, окрашенным в мягкие и густые цвета [приложение 4].

  В эпоху Возрождения, или Ренессанса (XV—XVI вв.), архитектура становится ближе к человеку и отличается жизнерадостным характером. Получает распространение здание светского типа — дворец (палаццо), органически связанное с окружающей природой, светлое и просторное, удобное для человека. Выдающийся зодчий Брунеллески создает архитектуру изящно простую, «земную», где властвует гармония пропорций и четких ритмов и совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала, свойственное романской архитектуре.

  Особо следует сказать о памятниках древнерусского зодчества — каменного и деревянного. Неповторима красота церкви Покрова на Нерли [приложение 4], ее слитность с окружающей природой. Белоснежная, стройная, она стоит над небольшим озером, отражаясь в спокойной воде. Замечательный памятник деревянной архитектуры — Кижи. Один из строителей Преображенской церкви в Кижах [приложение 6], зодчий из народа Нестор, по преданию, сказал о ней: «Не было, нет, и не будет такой». Это подлинное чудо народной фантазии и плотницкого искусства. В руках русских древоделов топор был поистине волшебным инструментом. Топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали конструкции без гвоздей, прочность которых удивляет нас сегодня.

  Великолепный  памятник древнерусского зодчества — Московский Кремль, который приобрел свой окончательный вид в результате многовекового строительства.

  Мощные  зубчатые стены, величественные башни, золотом горящие купола соборов; Красная площадь, являющаяся как бы парадным входом в Кремль, внутри которого свободно располагаются разнообразные здания,— все это образует грандиозный и поэтичный архитектурный ансамбль. Заметное место в истории архитектуры Торжественный облик и праздничное великолепие Кремля издавна сделали его центром столицы единого общерусского государства, а в наши дни — столицы многонационального Советского Союза занимает классицизм, (название возникло из стремления зодчих XVII—XVIII вв. возродить классическое искусство Древней Греции). Для зданий, построенных в этом стиле, характерны прямые, строгие линии и плоскости,  колонны,  опоясывающие  весь фасад, богато отделанные мрамором и бронзой внутренние помещения. Образцов такой архитектуры много в Ленинграде (например, здания Адмиралтейства, Театра им. А. С. Пушкина, построенные выдающимися русскими архитекторами А. Д. Захаровым и К. И. Росси). Широко используя скульптуру, особенности рельефа местности, зодчие стремились создавать архитектурный ансамбль зданий, улиц и площадей. Ленинград — один из красивейших городов мира — восхищает строгостью, внутренним единством своей архитектуры и богатством уникальных памятников.

2.3 Советская архитектура.

  В XVIII-XIX вв. вырабатываются принципы русского классицизма: ясность и выразительность архитектурного образа, простые конструктивные и художественные средства. В XIX в. утверждается эклектизм.

  В XX в. появляются новые типы зданий: промышленные, транспортные, административные многоэтажные дома и жилые массивы. Их строительство ведется индустриальными методами с использованием новых материалов и стандартных элементов заводского изготовления. Это меняет эстетические критерии и открывает новые выразительные средства в архитектуре (в градостроительстве, например, возникает проблема художественной выразительности массовой застройки).

  Украшательство, которым грешила советская архитектура 30-х — 50-х гг., тормозило ее развитие. Отказ от украшательства удешевил строительство, увеличил его масштабы и темпы, направил творческую мысль зодчих на поиски простых, выразительных собственно архитектурных решений. В этом отношении показательны Дом ветеранов кино, комплекс зданий на Новом Арбате в Москве.

Информация о работе Творчество в архитектуре