Тотемизм в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     

                           1.Введение.

Вопрос о происхождении  религии — один из центральных  вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной  информации, убеждающей в том, что  религия — это историческая категория  культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире. Современное духовное развитие давно на несколько порядков выше, чем внутренний мир первых из разумных людей. В нынешнем постиндустриальном обществе существует масса верований и религиозных убеждений, как никогда будет актуальным рассмотреть вопрос: о том сохранились ли в сегоднешнем развитом социуме отголоски так называемых проторелигий или же их конкретное существование. В своей работе мы постараемся выяснить сохранилась ли в современном обществе такая форма верования как тотемизм? Для этого необходимо понять что же такое тотемизм, и какие виды тотемов существовали или возможно сейчас существуют ну и собственно выяснить, а есть ли люди котрые в двадцать первом веке поклоняются тотемам и верят в их сверхъестественную силу.    

              2.Общая характеристика тотемизма.

                          1)Понятие тотемизма.

Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке еще не сложилось единого мнения, и по этому поводу ведутся оживленные дискуссии. Многие зарубежные ученые не считают тотемизм религией. Одни из них рассматривают тотемизм в качестве средства организации общества, другие полагают, что он был попыткой первобытного человека классифицировать вещи и явления. Советские ученые, не отрицая большой социальной значимости тотемизма, считают его религией. В наиболее общем виде тотемизм - это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определенным видом растений, животных или явлением природы - с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем, и существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.  

Французский социолог Э. Дюркгейм пытался отыскать прарелигию как наиболее простую и исторически  первую форму религии. В работе "Элементарные формы религиозной жизни в  качестве такой самой ранней формы  религии он называл тотемизм.

Основной признак  тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником  данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным  родственником. Члены группы, тотемом  которой был, например, кенгуру, считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное -- умерший родственник.

У рода буйволов умирающего заворачивают в шкуру  буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!"

Тотемические  представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят  всех людей на "своих" и "чужих". С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего -- нельзя, с кем можно общаться, а с кем -- нельзя. Например, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. О содержании термина табу речь пойдет позже.

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. "Тотемизм -- писал он -- это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них.

Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней  отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых  воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды: одни поколения заменяются другими.

Но эта сила по-прежнему остается современной, живой  и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее  поколение как одушевляла и все  предыдущие и как будет одушевлять завтрашние".

Тотемические  верования существуют не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедеятельности является тотемическая обрядность.

Значительное место в этой обрядности занимают многочисленные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к нему. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников), смерть. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины.

Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как  совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода.

Как справедливо  отмечают исследователи этого явления, тотемизм -- это вырастающая прямо  из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам.

В отношении  тотемизма как прарелигии существуют и другие исследовательские труды, так например

общая концепция "тотемизма" как примитивных  форм религии была представлена Эмилем Дукхеймом в его работе "Elementary Forms of the Religious Life" (1912). Его выводы основаны на наблюдениях за религиозной жизнью групп австралийских аборигенов. Аборигены племени Аранда считают, что они происходят путем ряда реинкарнаций от их тотемного животного. Это дало основания Дукхейму утверждать, что понятие тотема привело к понятию души. Тотемы изображаются на ритуальных предметах. Отсюда Дукхейм высказывает предположение, что значение тотема состоит в его способности вызывать магические силы, называемые "мана". Связь между тотемом и "мана" являлась для Дукхейма объяснением того, почему люди не едят тотемных животных. 

 В вопросе  о том что что же именно  понимать под тотемизмом можно  придти только к общим выводам. Почти все ученые считают тотемизм самой первой или прарелигией, в связи с тем что религиозные учения по сути своей многогранны, каждый автор выделяет некоторые аспекты тотемизма которые являются началом становления религиозных учений, общих правил поведения. Но можно сказать что тотемизм первая форма представления о чем то  сверхестественном и установления через призму этого элементарных правил бытия.               

                                       2)Виды тотемов.

Тотемы бывают абсолютно разные. В качестве тотема может использоваться ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо, а иногда даже и части отдельных животных или растений.Итак под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр., голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, напр., сев.-американское племя Ojibway состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волкмедведьбоберкарпосетр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африкетотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Т. особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгурулуна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. - Основной признак Т. заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего Т., все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных (см. Теротеизм), и потому-то чаще всего тотемами являются животные. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змеей: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?" В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умериший родственник. У рода буйвол племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!" У индейского племени Zu ñ i, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со слезами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?" - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу (см.); иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. 

Виды тотемов  не вызывают ученых множество спорных моментов ,так как в принципе информация о типах тотемов добывается путем анализа культуры древних народов. На основании исследовательского труда того или иного ученого можно установить, почти всегда точно, какому тотему поклонялось племя, и что он собственно для него значил. 

                    3.Тотемизм в современном обществе.

Многие ученые  утверждают что тотемизм уже почти  себя изжил. Авторы Волков и Кузина, в своей статье Тотемизм как форма эзотерических  верований и способ существования, пишут что на современном этапе тотемизм имеет место быть в отдаленных от мегаполисов населенных пунктах: селах, деревнях и других групповых поселениях. Так же по их мнению для социальных групп поклоняющихся тотемам характерен архитипичный образ мышления, который служит проводником в ирреальное, является неотъемлемой частью жизнедеятельности и может влиять на социальные поступки и формы поклонения воображаемому Абсолюту.

И в сегодняшнее  время отношение человека к тотему может быть определено, как потенциальная возможность спрятать душу в "сосуде" под названием "дух" волка, птицы, змеи и других существ. Наблюдения за поведением этноса, где до сих пор существуют поклонения духам природы, в том числе, и тотемическим существам (например, в Никольском районе Пензенской области дух коня покровительствует некоторым жителям сел угро-финского этноса), показывают, что человек вырабатывает модель поведения, схожую с повадками животного.

В современной  науке существуют дисциплина под  названием этология – в рамках которой изучается "врожденное поведение животных" , как известно особый интерес уделяется проблеме "животное в человеке".а Выше указанные авторы статьи о тетомизме считают что проявление потребности слиться с животным у человека, практикующего шаманизм и признающим тотем как собственный бытийный атрибут, может рассматриваться с различных позиций. Во-первых, психологически - как установка на внутреннюю силу и подражание культовому животному или птице, которые обладают, по мнению человека, более совершенными инстинктами и повадками, чем он сам. Во-вторых, культурологически - в виде

символического  начала, олицетворяющего процесс  происхождения рода, этноса, в целом  культуры. В-третьих, социологически - как определение собственного места  в человеческом сообществе, где может сформироваться конкретная форма восприятия индивида соплеменниками (патриархальный уклад) или коллегами (эзотерические традиции в цивилизованном обществе).

Следует остановиться на социологическом аспекте. В качестве иллюстрации отношения современного человека к позиции - «животное в человеке» Волков С.Н. и С.Е. Кузина приводят статистику пилотажного исследования, проведенного в Пензе в апреле-мае

2008 г. Характеристика  выборки позволяет уточнить контингент  респондентов. Это в основном  русские - 89,3%. Остальные 10,7% составили татары, мордва, украинцы, чуваши, узбеки, армяне. Мужчины - 46,6% и женщины - 53,6%; до 20 лет - 78,3%, 21 до 25 лет - 12,6%, 26 до 40 лет - 4,6%,

старше 40 лет - 4,5%. По уровню образования выборочная совокупность характеризовалась: общее среднее -55,6%, среднее специальное - 4%, незаконченное высшее - 33,3%, высшее - 7,1%. По роду

занятий: учащихся (в том числе, студентов) -90%, служащих и рабочих - 10%. На вопрос "Считаете ли Вы, что каждый человек инстинктивно соответствует какому-то животному (зверю, птице, земноводному и т.п.)?" ответы распределились следующим образом: да - 73%; нет - 27%. Выяснилось, что совершая рациональные поступки, тем не менее, 14,3%

инстинктивно  старались подражать какому-то животному, ведущему себя конкретным образом в данной ситуации. Ещё 33% респондентов считают, что это вероятнее всего с ними случалось в жизни. Только 22,6% опрошенных категорически против того, что символом их возможной фирмы

было животное или другое существо природного мира. 32,7% напротив, утверждают обратное. На вопрос "Считаете ли Вы, что животный мир более рационально и справедливо создает отношения в своих сообществах (волчья стая, стадо обезьян), чем человек?" утвердительно ответили 60,5%

опрошенных. Интересным представляется то, что позиция некоторых респондентов относительно того, что человеческие отношения лучше строятся через эмоции и инстинкты, чем через рассудительность такова: эмоциональные всплески управляют людьми в жизни - 10,7%, инстинктивные чувства - 20%. В том, что человек живет в основном инстинктами и именно они управляют его поступками, убеждены 33,6%. 79,3%  респондентов считают, что в мужчине и женщине по-разному проявляются животные инстинкты. Таким образом, позиция примерно 40% опрошенных соответствует тому, что человек как природное существо, вобрал в себя черты поведения животных. Можно сделать предварительный вывод о том, что люди подсознательно желают видеть в себе проявления природного мира,  ориентирующегося на инстинкты и иррациональные мотивы поведения. Такое отношение к животному проявлению в человеке обосновывает феномен "живучести" тотемизма в наши дни.                           

Информация о работе Тотемизм в современном обществе