Советский авангард на примере Кировского района Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:29, реферат

Описание работы

В Петербурге архитектура авангарда не получила должного общественного признания. В городе глубоких классических традиций новаторские течения на протяжении долгих лет воспринимались как чужеродные явления, И поныне наследие 1920-1930х годов остается в тени высоких стилей прошлого, уступая в известности не только замечательным ансамблям эпох барокко и классицизма, но и памятникам эклектики и модерна.
Рационалистическая линия модерна послужила петербургским прологом ленинградского авангарда. Но между этими двумя периодами нет прямой связи. После 1910 года модерн был вытеснен неоклассицизмом, ориентировавшимся на воссоздание стилевых черт Старого Петербурга.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Нечитайло.docx

— 2.21 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт архитектуры и строительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Советский авангард на примере  Кировского района Ленинграда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы  А-10-2:   Колмакова А.

                                                

          

                                             Проверил:   Нечитайло В.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Введение

 

В Петербурге архитектура  авангарда не получила должного общественного  признания. В городе глубоких классических традиций новаторские течения на протяжении долгих лет воспринимались как чужеродные явления, И поныне наследие 1920-1930х годов остается в тени высоких стилей прошлого, уступая в известности не только замечательным ансамблям эпох барокко и классицизма, но и памятникам эклектики и модерна.

Рационалистическая линия  модерна послужила петербургским  прологом ленинградского авангарда. Но между этими двумя периодами  нет прямой связи. После 1910 года модерн был вытеснен неоклассицизмом, ориентировавшимся на воссоздание стилевых черт Старого Петербурга. Неоклассическое движение перешагнуло через революционный рубеж и продолжало доминировать в архитектурной практике до середины 1920-х годов, сдерживая новаторские искания.

Периоду авангарда история  отмерила короткий срок — всего  около десятилетия. Цикл его развития был насильственно прерван резким поворотом к освоению классики, породившему «сталинский ампир». Авангард оказался эстетическим и идеологическим изгоем. На следующем этапе» когда внешняя репрезентативность уступила жестким требованиям функциональности и экономичности, опыт конструктивизма был востребован, но бесконечное тиражирование его приемов на сниженном уровне массового строительства привело к профанации былых творческих достижений. Наконец, критическая переоценка в годы Перестройки всей новейшей истории усилила ностальгическую апологию Старого Петербурга — в противовес социалистическому Ленинграду.

В наши дни интерес к  архитектуре XX века постепенно возрастает. Этому содействует, несомненно, высокий международный авторитет отечественного авангарда, повлиявшего на пути развития мировой архитектуры. Сегодня в Петербурге состоят под государственной охраной около 80 зданий и комплексов, представляющих новаторские течения 1920-1930-х годов. Но если московский авангард исследован досконально благодаря трудам ряда ученых, прежде всего, С. О. Хан-Магомедова, то изучение ленинградского наследия той поры находится в начальной стадии.

 

 

Становление новаторских  течений в Ленинграде проходило  под сильным воздействием экспрессионизма. Печать этого влияния проявилась в стремлении к пластической выразительности, в напряженных сочетаниях прямоугольных и криволинейных форм. Ключевую роль сыграл проект ленинградской фабрики «Красное Знамя» немецкого архитектора Э. Мендельсона (1925-1926), В котором сплавлены черты функционализма и экспрессионизма.

В1925-1927 годах в Ленинграде произошел общий поворот к авангарду. Этот момент совпал с восстановлением строительной активности после нескольких лет разрухи. В первую очередь развернулось сооружение жилмассивов для трудящихся, домов культуры, школ, стадионов, бань, профилакториев и фабрик-кухонь. Строительство велось в основном в периферийных районах и в малой степени затронуло исторический центр.

Здания и комплексы, спроектированные в середине 1920-х годов, относятся к переходной стадии стиля. После 1927 года черты авангарда выкристаллизовались и освободились от классицистических реминисценций - Принципы новой архитектуры были последовательно реализованы в постройках А. С. Никольского, Г. А. Симонова» А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевского, А. А. Оля,  авторского коллектива А, К. Барутчева, И. А. Гильтера И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчина и других зодчих.

Важнейшей особенностью ленинградской  школы, независимо от индивидуальных предпочтений ее мастеров, являлось повышенное внимание к выразительности художественной формы. В этом заключалось ее отличие от ортодоксального функционализма. Вместе с тем, конструктивизм, или функциональный метод составлял стержневую основу авангарда. Этот метод исходил из организации функциональных процессов с выделением разных по назначению зон и выражался в динамичных, обусловленных планировкой, комбинациях строгих геометрических объемов, применении, по возможности, железобетонных конструкций, контрастах стенных плоскостей и больших поверхностей остекления. Необходимо подчеркнуть, что конструктивизм часто используется как интегрирующее понятие, условно объединяющее все варианты авангарда.

В Ленинграде два ведущих  новаторских направления соединились  в «супрематическом конструктивизме» А. С. Никольского и близких ему архитекторов. На завершающей стадии авангарда, после 1930 года в нем зазвучали иные интонации. Произведения Е. А, Левинсона и И. И. Фомина тяготели к острой экспрессии, весомой монументальности и стилистике ар деко. Самой яркой фигурой позднего конструктивизма был Н. А. Троцкий, вносивший в функциональные структуры приемы экспрессионизма и наделявший их мощным эмоциональным звучанием. Самостоятельное значение образной стороны проектирования утверждал художник, архитектор и теоретик Я. Г. Чернихов. В его великолепных архитектурных фантазиях всесторонне

раскрыт огромный формообразующий  потенциал широкого спектра течений авангарда.

Крутой перелом в советской  архитектуре начала 1930-х годов, связанный  с проектированием Дворца Советов  в Москве, предрешил трагическую  судьбу авангарда. Изменившийся социальный заказ требовал торжественной монументальности, облеченной в традиционные классицистические формы. Конструктивизм не сразу сошел со сцены, но трансформировался за счет внешнего обогащения композиционного строя. Происходило его перерождение в постконструктивизм, который сменился полным господством неоклассики. Полное подчинение классицистической стилистике стало творческой трагедией для поборников авангарда. Однако нельзя не признать, что для ленинградской архитектуры такой поворот явился возвращением к прочным петербургским традициям.

 

 

 

 

 

 

1. Жилой комплекс на Тракторной улице

 

1925-1927. А. И. Гегелло, А, С Никольский, Г. А. Симонов

В середине 1920-х гг. на юго-западной окраине города, за Нарвской заставой, началось жилищное строительство для  рабочих и формирование крупного общественного центра промышленного  района. Тракторная улица (названа в  честь выпуска первых советских  тракторов) явилась первенцем среди  жилых массивов Ленинграда. Устройство жилмассивов составляло в те годы приоритетную задачу» связанную с поисками нового типа экономичного жилища и новыми принципами пространственной организации участков.

Создание Тракторной улицы  было поручено Александру Никольскому, Александру Гегелло и Григорию Симонову, работавшим в мастерской Строй-кома (Комитета по строительству рабочих жилищ). Эти три архитектора стали ведущими мастерами ленинградского авангарда. В ходе проектирования изучался новейший зарубежный опыт, Г. А. Симонов был командирован для этого в Германию и Швецию. Авторы нашли своеобразное   решение   актуальной   темы,  характерное именно для ленинградской архитектуры середины 1920-х гг., когда композиционные и стилевые новации сопрягались с переосмыслением неугасших традиций.

 

 

Ряды трехэтажных домов  вытянуты по сторонам небольшой улицы (длиной 320 метров), ориентированной перпендикулярно проспекту Стачек — главной магистрали и планировочному стержню района. Архитекторы по традиции ставили акцент на формировании уличного фронта, а не на освоении внутриквартальных территорий, к чему их подталкивали и узость участка, и пожелания технической комиссии. Но при этом они отказались от петербургского правила сплошной застройки, расположив группы корпусов с промежутками. Проезд превращен в аллею, в его конце организована небольшая площадь, светлые дворы озеленены. Ближе к проспекту Стачек Тракторная улица раздвигается уступами и, резко расширяясь, вливается своим «устьем» в главную магистраль. Это место акцентировано более высокими четырехэтажными угловыми домами. Перспективу улицы завершает экспрессивный силуэт школы имени 10-летия Октября, сооруженной в 1925-1927 гг. А, С. Никольским на противоположной стороне проспекта.

Застройка Тракторной улицы, включающая 16 корпусов, образует целостный ансамбль, построенный по принципу варьирования форм. Два ряда домов, расположенных по ее северной и южной сторонам, не повторяются зеркально. Все лестничные клетки обращены на север (чтобы не отнимать света у жилых комнат), поэтому в одном случае они выходят на улицу, а в другом — во двор. Весомые пластичные объемы лестниц организуют крупным ритмом правую (от проспекта) линию улицы. Эти выступы несимметрично скруглены, в криволинейные поверхности врезаны клинья консольных козырьков. Входы фактурно выделены деталями из натурального камня, из того же известняка вытесаны кронштейны скамеек. Разнообразны формы и группировка балконов: они вкомпонованы в углы» совмещены с лоджиями или состыкованы с выступающими объемами.

Броским отличительным знаком ансамбля служат оригинальные полуарки, соединяющие угловые дома. Они сообщают оттенок торжественной репрезентативности проходам во дворы. Эти нефункциональные элементы воспринимаются как дань классическим мотивам и, вместе с тем, как полемически заостренное опровержение традиционной тектоники. Легкие и упругие» полные силы и движения» полуарки словно вонзаются на лету в стены корпусов, внося в композицию напряженный динамизм.

2. Серафиновский участок

 

1925-1928, А. И, Гегеппо, А, С. Никольский, Г. А. Симонов Проспект Стачек, 29-35

Этот жилмассив был возведен почти одновременно с застройкой Тракторной улицы (№ 1) по проекту тех же архитекторов. Здания обоих комплексов имеют много общих черт и воспринимаются как близнецы. Два жилмассива обращенные к проспекту Стачек, в свое время задавали новый архитектурный лейтмотив в формировании основной магистрали района,

В ансамбле Серафимовского участка ударный акцент также  образуют четырехэтажные угловые дома, поставленные симметрично с отступами  и фланкирующие, наподобие пропилеев, начало отходящей от проспекта улицы  Белоусова,

 

Только здесь они связаны с соседними корпусами не полуарками, а узкими арками, над которыми проходят дополнительные перемычки. В остальном объёмно-пространственная структура городка в корне отличается от Тракторной улицы. Большинство домов расположено не вдоль улицы Белоусова, но к северу от нее, между проспектом Стачек и Турбинной улицей. Таким образом» доминирующая группа зданий-пропилеев смещена на периферию участка — в противоречии с тем, что основной массив охватывает один из кварталов.

 В композиции несколько массивных зданий порой сквозят неоклассические реминисценции. Прежде всего это относится к аркам угловых домов. Два других прохода внутрь квартала оформлены уже знакомыми, стремительно взлетающими полуарками. Они придают острые, запоминающиеся штрихи ансамблям первых жилмассивов за Нарвской заставой.

 

 

3. Школа имени 10-летия Октября

 

1925-1927 А. С Никольский Проспект Стачек, 5

Первая школа, построенная  в Ленинграде в советский период, была открыта к 10-й годовщине Октябрьской  революции. Здание возводилось одновременно и в едином комплексе с жилмассивом на Тракторной улице (№ 1). Проектирование школы было поручено одному из создателей жилмассива, лидеру ленинградского архитектурного авангарда Александру Никольскому. Это сооружение можно считать самым ранним в городе осуществленным произведением конструктивизма. Смелая оригинальная композиция построена на контрастных сопоставлениях прямоугольных и криволинейных объемов разной высоты. В динамичной многочастной структуре отчетливо выражен функциональный метод, вместе с тем, она отмечена печатью экспрессионизма и отражает революционную символику. Свободный асимметричный план уподоблен серпу и молоту — символу молодого советского государства.

Школа на 1000 учащихся проектировалась  по экспериментальной программе, разработанной специальной комиссией. Новый лабораторно-бригадный способ обучения (с разделением классов на малые группы) должен был стимулировать активность и самостоятельность школьников. Здесь были оборудованы различные кабинеты, лаборатории и мастерские, а также обсерватория. Состав заведения делился на две части - для младшего и старшего возраста.

 

 

Горизонтальный разворот дугообразного корпуса сталкивается с вертикалью прямоугольной башни, завершенной куполом обсерватории. Это — высотная доминанта и композиционный стержень здания. Сильный пластический акцент создает всечение в угол башни мощного цилиндрического объема — закругленного торца пятиэтажного корпуса. В этой зоне сосредоточены общие крупные помещения — столовая, актовый и читальный залы. С тыльной стороны в самостоятельный малый блок вынесен спортивный зал.

Таким образом, каждая часть  здания имела определенное назначение. При этом функционально обоснованная планировка подчинялась условной символике, правда, схематическое начертание серпа  и молота ясно воспринималось только с высоты полета. Близкий вариант плана был использован еще в одном школьном здании — на проспекте Металлистов, 119 (окончено в 1935 г архитектор В. И. Печнев).

 

 

4, Дворец культуры имени А. Н. Горького

1925-1927 г А.И. Гегелло, Д. Л. Иричевскип Площадь Стачек, 4

 

Строгий и мужественный образ  этого здания стал одним иэ символов молодой советской архитектуры- Это самое значительное, ключевое произведение раннего авангарда в Ленинграде, полное суровой экспрессии и монументальной силы- Черты конструктивизма переплетаются в нем с приемами других стилевых направлений- Дворец культуры — ровесник Тракторной улицы (№ 1), он расположен в соседнем с ней квартале на площади у Нарвских триумфальных ворот, замечательного памятника русского ампира.

Информация о работе Советский авангард на примере Кировского района Ленинграда