Развитие русского паркового искусства со времен Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:04, реферат

Описание работы

К середине восемнадцатого столетия в русском градостроении появляется понятие регулярности: еще с начала XVII в. определявшее развитие европейского садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России. Наряду с садами во французском регулярном стиле внимание Петра I привлекли сады в стиле голландского барокко с обилием цветов и воды. Они также были геометричными, но не требовали огромных пространств. Так появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие

Содержание

Регулярные сады Российской империи середины XVIII в.
Особенности русского регулярного паркостроения
Пейзажный парк в России
Особенности русского пейзажного паркостроения

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать)
 

    Развитие русского паркового искусства со времен Петра I 
 
 
 

Новую страницу в отечественном паркостроении  открыла эпоха Петра Великого. Основание Санкт-Петербурга положило начало крупным парковым ансамблям, получившим большую известность. В  период царствования Петра I в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей, символизировавших сильную централизацию во всем.

 

Регулярные  сады Российской империи  середины XVIII в. 

К середине восемнадцатого столетия в русском градостроении появляется понятие регулярности: еще с начала XVII в. определявшее развитие европейского садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России. Наряду с садами во французском регулярном стиле внимание Петра I привлекли сады в стиле голландского барокко с обилием цветов и воды. Они также были геометричными, но не требовали огромных пространств. Так появились русские регулярные сады, соединившие в себе величие 

 

Особенности русского регулярного  паркостроения 

·  Вода — важнейшее средство художественной выразительности (русский регулярный парк петровской поры отличался обилием  фонтанов, каскадов, бассейнов и  каналов).

·  Отсутствие идеального геометрического плана (парк часто представлял собой  множество небольших регулярных садиков, соединенных системой просек и окруженных лесом или водой).

·  Характерная  русская флора (аллеи, шпалеры и  живые изгороди создавались из таких  растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук).

·  Образовательная  нагрузка (каждая скульптура в парке  рассказывала об античной легенде, призывала  следовать какой-либо добродетели  или увековечивала победы русской  армии).

·  Композиция состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и размещена садовая скульптура.

Самый богатый и торжественный парк эпохи — это Петергоф, "русский  Версаль", по праву соперничающий  с Версалем французским. 

 

Пейзажный парк в России 

Идеи  пейзажного стиля приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина, Царицыно). 

 

Парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. В этот период закладываются  общие принципы планировки русских  усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.

 
 

Резиденция  российских царей — Царское село — великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX вв., в котором сочетаются шедевры  архитектуры и красота северной природы. В его планировке можно  обнаружить черты различных парковых стилей с преобладанием пейзажного.  
 

Особенности русского пейзажного паркостроения 

·  Русский  сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей.

·  Сад  носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники.

·  Симметрия  не соблюдается в русских садах  не по принципиальным, как в пейзажных  парках, соображениям, а потому, что  они разбиваются наиболее простым  и удобным способом. 

Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа.

С петровских времен и до нынешнего времени  особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское.

Русские парки, несмотря на сильное влияние  классических парков Европы, самобытны  по содержанию и стилю.

Русские усадьбы отличает бoльшая свобода  и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.

В XVIII веке в России создаются первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Он был разбит по образцу регулярных садов — с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и  кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, и гротом, из которого бил фонтан.

Информация о работе Развитие русского паркового искусства со времен Петра I