Рационализм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:41, реферат

Описание работы

Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Рационализм (от лат. rationalis –

Работа содержит 1 файл

Рационализм в архитектуре.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

 Рационализм в архитектуре 

 Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура».  Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.

 Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. 

 Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX века. Луис Генри Салливен в США, Хендрик Петрюс Берлаге в Нидерландах (кирпичный стиль), Адольф Лоз в Австрии, мастера немецкого Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции. Становлению рационализма в начале 1920-х годов во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, руководимой Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) архитектурной школой «Баухауз» (Bauhaus – «Дом строительства») в Германии (функционализм). Развитие рационализма охватывает в основном 20-50-е годы. Сторонники рационализма организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928— 59), его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933). Хартия преследовала цель создания идеальных архитектуры и градостроительства - идей, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии. Результаты известны: появилось стремление к единообразию решений на всем земном шаре, не учитывались национальный склад характера и исторически сложившиеся обычаи народов разных стран и континентов. Общие архитектурные концепции в 50-е годы привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и многих др. архитекторов). Причинами кризиса рационализма в конце 50-х годов стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм. 

 Рационалистами  называли себя архитекторы объединения АСНОВА(Николай Александрович Ладовский (1881 — 1941), Константин Степанович Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

 Идеологи  рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. 

 Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

 В сфере архитектуры  все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного  уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были профессиональными художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

 В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между  консервативными неоклассиками  и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

 Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский  не отрицал полностью наработок  прошлого, как это делали вожди  конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

 Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

 Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх(Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.

 В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде. 

   

 Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

 Обмас просуществовали  всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина — «Пространство».

 Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно  — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

  
На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа  Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).

 Учредителями  органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги —Н.В.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.

 АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать  свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

 Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.

 1923—1926 гг. были  отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом — конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.

 В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили  непреодолимые противоречия, возникшие  между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.

  
В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

 Архитектор  предлагал оставить землю для  труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках  города — коммуны.

 Сообщение между  землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью  универсальной и многофункциональной  кабины, которая может двигаться  по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

 Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и  полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

 Этот проект многие восприняли, как «новое слово  в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

 Сегодня подобные проекты рассматриваются как  иллюстрация к пролетарско-романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором. 
 

                 
 

 В началу 1930-х  годов творческая атмосфера в  СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад.

 Пришли иные времена — теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное  возвеличивание Вождя и свершений  советского народа. При помощи рационалистских  и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла гегемония пролетариата и вечная классика. Пролетарии не хотели жить как новая формация, они хотели быть теми, против кого они боролись. Вкус плебса оказался кривым заимствованием купеческой эклектики и выразился в мечтах о доходных домах в стиле неоклассицизма. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко). Сталинский ампир.

 Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности  их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

 Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году (как  и Эль Лисицкий), хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота» 

 Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов  перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.

 Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода  «Оттепели».

 В настоящее  время, когда столица и другие города застраиваются современной, эстетически более выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.  
 
 

       

   
 
 

 Функционализм в архитектуре 
 

 В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность - девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники.

 Согласно  этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства. 
 

         
 
 

 Функционализм, воплощенный в «Баухаусе» (Bauhaus) - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau ) (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа «Стиль».

 Тезис «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» был  выдвинут американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry) (1856-1924) еще в конце XIX века. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) — был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером(Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908). 
 

Информация о работе Рационализм в архитектуре