Проектирование среднего специального учебного заведения, колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

При проектировании профтехучилищ, подготавливающих кадры для строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания населения, а также при проектировании средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля (культуры, искусства, просвещения, здравоохранения и др.) целесообразно принимать типы зданий на 18, 24, 32 учебных групп, т.е. соответственно на 450, 600, 800 учащихся (наполняемость групп - 25 чел.) или 540, 720 и 900 учащихся (наполняемость групп – 30 чел.).

Содержание

1.Общие указания
2.Требования к участкам
3.Объемно-планировочные решения
3.1.Общее решение зданий и комплексов
3.2.Учебные кабинеты, лаборатории, аудитории
3.3.Учебно-производственные мастерские
3.4.Библиотеки
3.5.Физкультурно-спортивные учреждения
3.6.Зрелищно-клубные помещения
3.7.Помещения административно-хозяйственного и общественного назначения
3.8.Помещения общественного питания
3.9.Помещения медицинского обслуживания
3.2.1.Вспомогательные и подсобные помещения
4.Требования к форсированию интерьера
5.Естественное освещение
6.Требования к инженерному обеспечению
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проектирование среднего специального учебного заведения, колледжа.docx

— 2.40 Мб (Скачать)

Стремление к выделению  родственных (по функциям, режиму эксплуатации и однородных по оснащению и оборудованию) групп помещений в самостоятельные более крупные планировочные группы обусловило проектирование зданий, состоящих из трех корпусов (блоков): учебного, учебно-производственного, общественно- бытового. В типовом проектировании и массовом строительстве на протяжении ряда лет эти корпуса получили широкое распространение для возведения новых и реконструкции существующих ПТУ и техникумов. Следует иметь в виду, что при формировании учебных заведений из отдельных корпусов, что наблюдается на свободных территориях и при расширении комплексов, удлиняются пешеходные пути, инженерные коммуникации, увеличиваются площадь застройки и размеры участка. Эти недостатки устраняются в централизованных объемно-планировочных решениях, которые чаще всего применялись в индивидуальных проектах, а в последние годы и в типовых проектах: комплексы профтехучилищ, включающие учебные и общественно-бытовые помещения, а иногда еще и УПМ, объединенные учебно-общественно-бытовые здания (рис. 4). Примеры применения централизованных композиций на разных этапах массового строительства учебных заведений показаны на рис. 5.

 

Рис. 4. Композиционные решения зданий а - из отдельных блоков, соединенных

переходами; б - из блоков, примыкающих друг к другу; в - централизованные

решения

                                

Рис. 5. Развитие централизованных компактных схем а, б - типовые проекты; в -

индивидуальный  проект ПТУ "Реставратор" в Ленинграде

При проектировании крупных  профтехучилищ и техникумов (на 1500 и более учащихся) возникают определенные особенности в формировании объемно- планировочной структуры зданий. Новая организация учебного процесса, необходимая для больших контингентов учащихся, предусматривает широкое применение лекционно-поточных форм учебной деятельности, а также эффективную технологию организации технических средств обучения - ТСО. Внедрение названных форм учебного процесса влечет за собой появление новых функциональных элементов. К ним относится информационно-технический комплекс, состоящий из технического центра (учебной замкнутой телевизионной системы, вычислительного центра, учебно- методической группы и т.д.), библиотеки - информационного центра с автоматизированными зонами для индивидуальных занятий и блока лекционно- поточных аудиторий (рис. 6).


Рис. 6. Схема взаимосвязи структурных подразделений крупных профтехучилищ 1- блоки учебных помещений; 2 - столовая; 3 - учебно-производственные мастерские; 4 - лекционные аудитории; 5 - клубные помещения; 6 - информационно-технический центр

 

 

Функционально-планировочная  структура крупных техникумов технических профилей разрабатывается, помимо учета ТСО, также и путем выделения учебных помещений для автономно используемых отделениями техникума учебных помещений общего назначения, единых для всего техникума. Это предопределяет выделение в структуре техникума единого блока общетеоретической подготовки и лабораторных блоков - как самостоятельных отделений для специальной подготовки (рис. 7)       

Рис. 7. Особенности функциональной структуры техникумов 1 - вестибюль; 2 -

гардероб; 3 - блок общеобразовательной подготовки; 4 - блоки отделений

техникума; 5 - учебно-производственные мастерские; 6 - актовый зал; 7 -

спортивный зал; 8 - раздевальные спортзала; 9 - помещения  администрации

 

Широкий состав групп помещений  спортивного и клубного назначения предопределяет не только выделение их в самостоятельные блоки, но иногда обусловливает размещение в отдельном здании, планировочно связанном с учебным зданием (рис. 8).

 Рис. 8. Профтехучилище с выделенными клубно спортивными блоками для

населения Блоки

профтехучилища: 1 - учебный; 2 - учебно-производственных

мастерских; 3 - столовой; 4 - актового зала; 5 -спортивного зала

 

Расположение актового зала определяется выбранным объемно- планировочным и конструктивным решениями. Его расположение предпочтительно на нижних, но допустимо и на верхних этажах зданий. Наиболее рациональные варианты блокировки актового зала: со спортзалом, библиотекой (через фойе) или обеденным залом столовой. Могут быть использованы и другие варианты блокировки актовых залов - с лекционной аудиторией, кабинетом профориентации, комнатой технического творчества или общественных организаций, кружковыми помещениями. Такая блокировка позволит организовать общую зону воспитательной деятельности с включением ученических и общественных организаций.

 

Оптимальной схемой заполнения актовых залов независимо от их размещения

является загрузка со стороны, противоположной сцене. Пожарная эвакуация  может осуществляться через двери, расположенные на первом этаже. Желательно, чтобы фойе актового зала могло быть использовано как рекреация или балкон вестибюля (при двухсветном вестибюле). Помещения столовой рекомендуется размещать на первом этаже, вблизи вестибюльной группы. Для городских учебных заведений возможно размещение в двух уровнях: на первом этаже - производственные и складские помещения, на втором - обеденный зал, кухня и моечная посуды. В таком варианте необходимо предусматривать устройство грузового лифта. Различные приемы размещения зальных помещений в структуре учебных заведений показаны на рис. 9.

Рис. 9. Примеры размещения столовой, актового и спортивного залов в объемно-

планировочной структуре  здания а - типовой проект на 960 учащихся для

Москвы; б - экспериментальный  проект ПТУ на 540 учащихся; в - типовой  проект

ПТУ на 540 учащихся; 1 - учебные помещения

Помещения культурно-массового  назначения - актовый и спортивный залы, библиотека - должны рассчитываться на их многофункциональное использование как в учебное время, так и в вечерние неучебные часы. Поэтому часто предусматривается автономное, независимое от других помещений, размещение спортивного и актового залов, столовой, библиотеки. Целесообразно совместное расположение их, а также доступ во внеучебное время в кружковые помещения (комнаты технического, художественного, национального видов творчества, клубные помещения по интересам, кабинеты самодеятельных коллективов). Данное положение не означает выделение всех указанных помещений в отдельные блоки. Возможность их использования независимо от учебных помещений может быть достигнута планировочными средствами, как это показано на рис. 10.

Рис. 10. Автономное использование помещений общественного назначения

(столовой, актового  и спортивного залов) а - план  первого этажа; б - план третьего

этажа; 1 - вестибюль; 2 - учебные и административные помещения; 3 - столовая; 4

- актовый зал; 5 - помещения при актовом зале; 6 - спортивный зал;

вспомогательные помещения при спортзале

 

Выбор этажности учебных  заведений определяется исходя из создания оптимальных функционально-планировочных решений зданий, площадью отводимого земельного участка, градостроительными условиями размещения (величиной города, районом города, характером окружающей застройки). При проектировании общежитий возможны следующие варианты их размещения по отношению к учебному заведению: на участке, удаленном от учебного заведения в радиусе транспортно-пешеходной доступности; на одном участке с учебным заведением; в едином объеме с учебным заведением.

 

Для современной отечественной  практики наиболее характерными являются первый и второй вариант, значительно реже применяется третий. Однако в практике типового и индивидуального проектирования уже имеются комплексы с объемно-пространственной организацией профтехучилища и общежития (рис. 11). При такой планировке важно обеспечить самостоятельные входы и выходы из обеих частей.

                                        

Рис. 11. Расположение общежития в едином объеме с учебным заведением. ПТУ

Сталепрокатного завода в Ленинграде (ЛенНИИпроект) 1 - общежитие; 2 -

учебные помещения; 3 - учебно производственные мастерские; 4 - обеденный зал;5 - производственные помещения столовой; 6 - актовый зал; 7 - спортивный зал

В конкретных градостроительных  условиях и при определенном архитектурно-планировочном решении зданий при обоснованиях возможно также размещение в подвальном этаже помещений кратковременного пребывания людей (не более 1 ч); помещений ученического самоуправления, общественных организаций,  универсального клубного помещения по интересам, технического центра, зоны читального зала с кабинами для индивидуальных занятий, помещений для хранения, ремонта, изготовления и обслуживания технических средств обучения. В психологическом аспекте следует архитектурными средствами уменьшить ощущение замкнутости пространства и изоляции от внешнего мира. При проектировании подземных сооружений целесообразно избегать размещения в подвальном этаже небольших помещений с ограниченной деятельной активностью и контактами между людьми.

 

3.2.Учебные кабинеты, лаборатории, аудитории

 

Теоретические занятия в  профтехучилищах и техникумах проводятся в следующих учебных помещениях: учебных кабинетах, лабораториях, групповых и лекционных аудиториях. Состав указанных учебных помещений и их количество определяются в соответствии с расчетом исходя из учебных планов и программ, сменности занятий загрузки помещений. Учебные помещения определяются из условия проведения теоретических занятий в одну смену. При расчетах загрузку учебных помещений рекомендуется принимать, как правило, не менее 75% учебного времени. Лаборатории, требующие специального технологического оборудования, проектируют независимо от их загрузки. Учебные кабинеты и лаборатории (рис. 12) включают основные функциональные зоны: А - зону преподавателя; Б, В, Г - зону учащихся; Д – зону хранения; Е - зону экспозиции.

                

Рис. 12. Зонирование учебных кабинетов и лабораторий 1 - стол преподавателя; 2 -стол демонстрационный; 3 - стол ученический; 4 - тумба для проекционных аппаратов; 5 - стул преподавателя; 6 - стул учащегося; 7 - шкаф-перегородка (шкаф пристенный); 8 - доска меловая; 9 - экран; 10 - штанга для подвески экспозиций; 11 - стол лабораторный с микроскопом МИМ-7; 12 - то же, с микроскопом МИМ-8; 13 - то же, с микроскопом биологическим; 14 - препараторский стол; 15 - стол лабораторный с твердометром ПМТ-3; 16 - то же, с твердометром шариковым; 17 - то же, с твердометром конусным; 18 - то же, с электропечью муфельной; 19 - то же, с электропечью тигельной; 20 – шкаф вытяжной; 21 - наглядные пособия; А - зона преподавателя; Б - зона учащихся для теоретических занятий; В - зона учащихся для лабораторно-практических занятий по микро- и макроанализу; Г - зона учащихся для лабораторно-практических занятий - термическая; Д - зона хранения; Е - зона экспозиции

Проектирование  учебных кабинетов и лабораторий, их планировку и оборудование рекомендуется осуществлять на основании параметров, показанных на рис. 13.

               

Рис. 13. Схема планировки учебных помещений а, в - учебные помещения с демонстрационным столом; б - то же, со столом преподавателя; г – расстановка лабораторных столов; д - то же, чертежных столов; 1 - стол ученический; 2 – стул учащегося; 3 - стол преподавателя; 4 - стул преподавателя; 5 – стол демонстрационный; 6 - стол лабораторный; 7 - стол чертежный; 8 - доска меловая; 9 - доска приколочная; 10 - шкаф секционный; 11 - лабораторное оборудование; 12- место моделей и макетов

- между рядами аудиторных столов.

- между рядами чертежных столов или между рядами аудиторных столов при парном расположении в ряду.

- между рядами лабораторных столов; от последнего ряда аудиторных и чертежных столов до задней стены или до встроенных шкафов, моделей и макетов; от 1-го ряда аудиторных столов до демонстрационного стола; от моделей и макетов до задней стены или встроенных шкафов.

- от демонстрационного стола  до меловой доски.

- от последнего ряда лабораторных  столов до стены.

- между лабораторными столами.

- от передних рядов аудиторных  столов до меловой доски.

- то же, при наличии демонстрационного  стола.

- между аудиторными столами при  их парном размещении.

- между чертежными столами при  их парном размещении.

- от лабораторных столов до  боковой стены без оборудования.

- от аудиторных и чертежных  столов до боковой стены, боковых встроенных шкафов или наглядных пособий.

- проходы между рядами столов.

- проходы между лабораторными столами (от раковины), стеной, шкафом или оборудованием.

- угол рассматривания.

При расположении входа в учебное помещение  со стороны последних рядов П и у увеличиваются на 60 см.

Расстояние  от передних рядов столов до меловой доски уточняется в зависимости от ее ширины. Расстояние принимается из условия обеспечения угла рассматривания 30 - 35° для учащихся, сидящих в первом ряду. Планировка учебных кабинетов и лабораторий и размещение в них оборудования должны обеспечивать боковое освещение учебных мест естественным светом с левой стороны или смешанное (верхнее с боковым). Примеры схем рекомендуемой планировки и оборудования учебных кабинетов илабораторий <*> представлены на рис. 14 - 15.

Информация о работе Проектирование среднего специального учебного заведения, колледжа