Проектирование оборудования для дошкольных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

В данном реферате особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей дошкольного возраста, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных пространствах. В реферате использованы таблицы, иллюстративный материал, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы

Содержание

Введение 2
Детские учреждения. Детские сады 4
Оборудование детских дошкольных учреждений 7
Ясли 13
Детские сады-интернаты 17
Детские здравницы 18
Литература 22

Работа содержит 1 файл

327183_B0AE2_referat_proektirovanie_oborudovaniya_dlya_doshkolnyh_uchrezh.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

ФГУ СПО

Пензенский архитектурно-строительный колледж

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

«Эргономика»

На тему:

Проектирование оборудования

для дошкольных учреждений.

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. А-51

Архипова О.

Проверила:

Иванушкина Е.Ю.

 

 

 

 

 

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Введение                                                                                      2
    2. Детские учреждения. Детские сады                                         4
    3. Оборудование детских дошкольных учреждений                  7
    4. Ясли                                                                                           13
    5. Детские сады-интернаты                                                         17
    6. Детские здравницы                                                                   18
    7. Литература                                                                                 22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и методологии (область науки и техники) с другой. Проектировщик (архитектор, дизайнер) балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

«Основы эргономики» являются одним из специальных курсов в цикле профессиональной подготовки специалистов квалификации «архитектор-дизайнер», т.к. раскрывают основные принципы и приемы проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды, составляющих важнейшую и неотъемлемую часть современных интерьеров и городских пространств.

Наше время требует новых подходов к использованию эргономических знаний при проектировании среды. Достижения и знания эргономики в производственной и военной сферах, таких далеких, казалось бы, от области архитектурно-дизайнерского проектирования, сегодня трансформируются и используются при организации досуга, жилища, формировании рабочих мест в офисах, банках и домашних кабинетах. Знания основ проектирования систем «взаимодействия человека и машины», основ формообразования предметов становятся важными и для сферы повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с использованием концепции «интеллектуального дома», когда сложное электронно-технологическое оборудование программируется сообразно сценарному моделированию и конкретному образу жизни, при проектировании мебели для отдыха, спортивного снаряжения, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов и роликовых коньков и др. изделий, предназначенных для рядового пользователя-непрофессионала, старика, ребенка и т.д.

Эргономика помогает архитектору и дизайнеру развивать имеющиеся у них простейшие навыки функционально-пространственного анализа, превращающего эти навыки в комплексный системный подход, детально учитывающий потребности и возможности человека в различных аспектах его жизнедеятельности.

Вопросы удобства, комфорта и безопасности являются центральными в эрго-дизайнерском проектировании средовых объектов. Эргономика участвует и в создании нормативной базы проектирования, способствуя разработке ее новых разделов.

В данном реферате особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей дошкольного возраста, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных пространствах.

В реферате использованы таблицы, иллюстративный материал, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы

 

 

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Детские ясли - для  детей в возрасте от 6 недель  до 3 лет.

2. Детские сады - для детей в  возрасте от 3 до 6 лет.

3. Интернаты - для детей в возрасте  от 6 до 14 лет.

ДЕТСКИЕ САДЫ

Местоположение: среди жилой застройки.

Вместимость: нормальная — 30 - 40 детей; в одной групповой комнате не более 20 детей.

Таблица 1. Основные параметры детского учреждения

 

Площадь на 1 ребенка

1,5 м2

Объем воздуха на 1 ребенка

4 —6 м3

Объем воздуха на 1 ребенка  во время сна

10 —12м3

1 раскладная кровать  на 1 ребенка

 

1 умывальник на 6 детей

 

1 ванна или лучше  2 душа на 20 детей

 

1 унитаз на 15 детей

 

Вешалка из расчета длины 25 —30 см на 1 ребенка.

 

Полотенце, тряпка, зубная щетка — для каждого ребенка.

 

 

Состав и планировка помещений (рис. 1. Примерный проект).

Предусмотрено четкое разграничение помещений для детей и подсобных и хозяйственных помещений. Возле тамбура расположены кабинет заведующей (1) и изолятор (8). Против входа большая групповая комната (19), предназначенная для игр и сна, рядом с ней раздаточная с мойкой (12), примыкающая к кухне (11). Между групповыми и открытой террасой с раскладными кроватками расположено помещение для хранения одеял и кроваток (16). Квартира заведующей (9) с ванной расположена в северо-восточном углу здания. Раздельные уборные для мальчиков и девочек примыкают к общей умывальной(6).

 

  1. Пример планировки здания детского сада. М 1 : 400.

 

 

 

 

2. Через невысокие передвижные шкафы воспитательница может наблюдать за всеми помещениями, даже при их раздельном использовании. Уголки для игрушек и рукоделия объединены групповой комнатой. Котельная и кладовая размещены в подвале. Архитектор Рот. М 1 : 400. 1— крытый вход; 2—гардеробная; 3 — групповая; 4— уголок для рукоделия;              5—уголок для кукол; 6 — мастерская; 7 — крытый зал для игр; 8—игровая площадка.

 

3. Здание детского сада с центрально расположенным помещением многоцелевого назначения. План. Архитекторы Панкоке и Шмидт. 1 — спальня; 2 — групповая;              3 —терраса; 4 —помещение многоцелевого назначения; 5 — кабинет заведующей.

 

4. План детского сада для приходящих на день детей.

Архитекторы Й. и В. Липперт.

1 — тамбур; 2— холл; 3— конторское помещение; 4— приемная для родителей;              5— изолятор; 6— бельевая; 7— гардеробная; 8 — групповая комната; 9— спальня и комната для игр; 10— молочная кухня; 11 — помещение для хранения колясок;           12— комната отдыха; 13— кабинет врача; 14 — кухня; 15 — садовник; 16— кладовая; 17— котельная; 18— зона шумных игр; 19 — зона тихих игр; 20 — комната для игр.

 

ОБОРУДОВАНИЕ  ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Оборудование детских дошкольных учреждений требует особого подхода. Детская мебель, улично-игровое и учебное оборудование чаще всего проектируются как уменьшенные копии «взрослой» мебели и оборудования для офисов. Среда, оснащенная таким оборудованием, как правило, при архитектуре построек, плохо связанной с территорией и окружающим ландшафтом, создает атмосферу казенного учреждения.

В идеале детский сад  должен проектироваться как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и заканчивая всем предметным оборудованием, в т.ч. мебелью, светильниками, игрушками и пр. При этом не надо забывать о взаимосвязи всех элементов среды (рис. 5).

Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость функционального  содержания пространства особенно важны  для детей младшего возраста. Важное значение имеет игровое начало предметно-пространственной среды. Для дошкольников (особенно младших) естественным является усвоение навыков и знаний через игру.

Основу активного воспитания и обучения уже более десяти лет  составляют всевозможные «конструкторы» — мебельные, игровые, спортивно-оздоровительные, графические, компьютеризированные.

Метод «конструктора» позволяет  создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например, комнат в зависимости от состава дошколят, размеров и конфигурации помещений и т.п. дошкольные учреждения получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия.

Проект и образцы  учебно-игрового и мебельного конструктора «Куб-модуль» в нашей стране созданы ВНИИ технической эстетики (авторы Грашин А.А., Кузьмичев Л.А. и др.). Система состоит из двух самостоятельных подсистем-конструкторов (рис. 6).

«Куб-модуль - 1» включает в себя четыре взаимосвязанные самостоятельные части: мебельно-игровой конструктор и унифицированный набор детских стульев. Основу составляет типоряд из полимерного куба-модуля (500x500x500 мм), 1/2 модуля (500x500x245 мм) и 1/4 модуля (500x245x245мм), кубическая форма которого обусловлена технологическими и экономическими соображениями, а также тем, что детские кубики одна из самых древних и популярных игрушек.

Основу подсистемы «Куб-модуль - 2» составляет типоряд из трех     «П-образных» и прямолинейных элементов, из которых формируются полноразмерные кубы-модули (500x500x500 мм и 600x600x600 мм).

С помощью конструктора можно формировать столы разных типов, стенки, шкафы, игровые транспортные средства и пр. Для сидения детей  имеются кресла, формируемые на основе половинного и четвертичного модулей; стулья различных типов для всех возрастных (ростовых) групп. Все элементы согласованы между собой конструктивно-технологически и стилистически.

Особое место в оснащении  дошкольных учреждений занимают технические  средства обучения, которые должны позволить детям получить необходимые знания и обеспечить техническую подготовку для последующей безболезненной адаптации к условиям современного производства.

 

 

 

Рис 5. Типы мебели для детских учреждений; а) детских садов, б) учебных классов, в) медицинских учреждений.

 

 

 

Рис 6. Учебно-игровые и мебельные конструкторы «Куб-модуль»

 

Рис 7 Схема ученического стула (а) и стола (б)

Таблица 2. Маркировка ученической мебели

Таблица 3. Функциональные размеры ученических столов

 

Продолжение таблицы 3.

Таблица 4. Функциональные размеры ученических стульев

Таблица 5. Высота одноместного стола для занятий с компьютером

 

ЯСЛИ

Местоположение: среди  жилой застройки.

Вместимость: обычная — 20 детей, из них 1/3 — грудные младенцы,            2/3 — ползунки.

Вместимость детской  комнаты 12—16 детей. Площадь на 1 ребенка 2м2.

Объем воздуха на одного ребенка в детской комнате 6—10 м3. На каждого ребенка 1 кровать, 1 ванна на каждых 6—8 детей.

Состав и планировка помещений (рис. 8. Примерный проект). Обязательно четкое разграничение детских помещений, ориентированных на юг, и подсобных и хозяйственных помещений, ориентированных на север, а также квартиры для персонала, имеющей собственный отдельный вход с востока; главный вход в здание с запада.

8. Примерная планировка детских яслей. М 1 :400. 1 — кабинет заведующей;                    2 — вестибюль; 3 — помещение для кормления; 4 —раздевальная-приемная; 5 — душ;              6 — ванная: 7 — горшечная; 8 — изолятор; 9 — жилая комната заведующей; 10 — жилая комната помощницы заведующей; 11 — молочная кухня; 12 — моечная; 13 — кладовая для продуктов; 14 — прачечная; 17 —помещение для детских колясок; 19 — детская спальня;             20 — служебный вход.

Возле тамбура расположено  помещение для детских колясок (17), рассчитанное на 3/4 общего числа детей. Из небольшого вестибюля (2) легко попасть в помещения для кормления (5), кабинет заведующей (1), главный коридор и раздевальную-приемную (4). В приемной установлен стол для пеленания (детская одежда хранится в мешках в вентиляционных шкафах).

Рядом с приемной —  ванная комната с двумя или  более ваннами, установленными на высоких  подставках (рис. 10, б), и стол для пеленания. Детская туалетная (рис. 10, г) расположена возле ванной комнаты и оборудована низкими унитазами, сливом и полками для детских горшков.

Молочная кухня (11) оборудована газовым кипятильником для молока и холодильником для бутылок с молоком. Рядом расположена моечная (12), оснащенная машиной для мойки бутылок, и раковиной. Возле служебного входа (20) находится прачечная (14). Детские комнаты связаны между собой дверьми в поперечных перегородках у наружной стены. Перед комнатами устроена защищенная от ветра открытая терраса. Размеры помещений пребывания детей определяются размерами манежа (рис.11,а) и расположением кроваток (рис. 11,б).

9. Няня и дети. 1 сестра в детских яслях на 7 — 10 детей-ползунков: 1 воспитательница в детском саду на 25 детей; 1 воспитательница в интернате на 30 детей школьного возраста;           1 практикантка на 10 детей дошкольного возраста или 15 детей школьного возраста.

10. а) Стол для пеленания, б) Детская ванна, в) Полка для горшков, г) Детский унитаз

Информация о работе Проектирование оборудования для дошкольных учреждений