Памятники русского классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Классицизм, как система международной художественной культуры…4
Эволюция стиля…………………………………………………………….7
Классицизм и ампир………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

классицизм.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     Эстетические  и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.

 

     Классицизм  и ампир.

     В первой половине XIX века для строительства  в провинции привлекались крупные  столичные архитекторы. Этим можно  объяснить высокие архитектурные  качества ампирных построек Оренбурга. Простые и привлекательные здания, выстроенные при первом правлении генерал-губернатора В.А.Перовского (1833-1842), были возведены после утверждения проектов в столичном департаменте военных поселении, где, кстати, с 1837 года вел большую работу виднейший архитектор императорского двора А.П.Брюллов.

     К числу домов, построенных в это  время, относятся: Краеведческий музей (бывший дом купца Еникуцева), Дом учителя (бывшее Дворянское собрание), Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия оренбургских генерал-губернаторов). По проекту самого А. П.Брюллова был возведен Караван-Сарай (1842), ныне памятник мирового значения.

     Наиболее  старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся русскому классицизму  и ампиру.

     Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.

     Наиболее  характерным элементом русского классицизма является портик, увенчанный фронтоном или аттиком, и эффектно выделяющий центральную часть здания. (В небольших городских особняках заменой портику часто служил простой мезонин). При этом стены нижнего яруса обычно бывают обработаны рустикой, а на верхних ярусах преобладают гладкие поверхности.

     Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б) первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский  ампир".

     Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.

     От  классицизма XVIII века в Оренбурге  остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова, военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее). Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.

     “Русский  ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и  представлен выдающимися образцами.

     Здание  Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836 году как особняк  для богатого винного откупщика  А.И.Еникуцева. Приобретенное затем  В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная палата.

     В центре главного фасада, над рустованным (горизонтальная рустика) первым этажом, возвышается шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Колонны портика с ионическими капителями. Блестяще решены торцовые фасады здания (один торец выходил в то время на центральную площадь), где скучная: двускатная крыша превращена в еще один портик с шестью полуколоннами и с фронтоном. Торцевой портик изящно связан с боковыми ризалитами главного фасада. Этот довольно редкий для русского классицизма прием оформления был обусловлен градостроительной ситуацией и свидетельствует о незаурядном мастерстве автора проекта. Кроме того, такой прием отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности архитектурной композиции здания.

     Фасады  украшены скупыми, тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для ампира изображениями античных факелов, цветочных розеток, масок, изысканного растительного орнамента. Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального портика. Проста, но изысканна парапетная решетка.

     В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского зодчества. В качестве аналогов можно назвать б. дом Демидова (1790-е годы) и б. дом Губина (1790-е годы) архитектора М.Ф.Казакова; б. ом Лунина (1823 г.) и главный дом б. усадьбы Найденовых (1829-1831 гг.) архитектора Д.И .Жилярди.

         
       

     Другой  памятник русского ампира в Оренбурге - Дом учителя (Советская, 17). Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при пожаре 1879 года. Бывшее Дворянское (Благородное) собрание, после 1875 г. - общественное собрание.

     Массивный цоколь с полуциркульными арками служит основанием здания, на котором  возвышаются два сильно выступающих  ризалита, объединенных обширной террасой. Очень интересен дворовый фасад (бывший когда-то парковым) с полукруглым объемом гостиной (танцевального зала). В настоящее время этот фасад полностью скомпрометирован давленной рядом районной котельной.

     В целом здание выглядит просто и красиво. Особенным изяществом отличаются детали обрамления арочных проемов террасы на главном фасаде. В них использованы античные мотивы - стилизованные пучки аканта и паметты.

     В архитектуре Дома учителя имеет  место компиляция приемов самых  знаменитых зодчих двух русских архитектурных  школ - московской и петербургской, но выполненных не столь безупречно. Однако для далекой провинции и что было хорошо.

       
     Еще одним замечательным памятником в стиле русского классицизма является беседка-ротонда в сквере им.Ленина напротив Областного Драматического театра. Построена она в 1837 году, по случаю приезда в Оренбург государя императора, и первоначально находилась в Зауральной роще (перенесена на свое нынешнее место в конце XIX в.)

     Десять  колонн с каннелюрами и капителями дорического ордера служат опорами  для кольцевого антаблемента, перекрытого  невысоким куполом. Все сооружение, стоящее на круглой крепидоме, отличается изящными классическими пропорциями. В центре беседки-ротонды был фонтанчик со скульптурой Амура, но он к сожалению не сохранился.

     

     Аналогов  подобных парковых сооружений в архитектуре  русского классицизма встречается  довольно много. Можно указать, например, на “Храм Дружбы” (1782 г.) в Павловском дворцово-парковом ансамбле под Санкт-Петербургом, выстроенном по проекту Чарльза Камерона.

     Одним из примечательных памятников русского классицизма могло бы стать здание, построенное в 1840 году для квартиры и канцелярии оренбургских генерал-губернаторов и занимаемое ныне Институтом усовершенствования учителей (Советская, 2), если бы ею удалось сохранить в том виде, в каком оно существовало до 1917 года.

     

     Снесен  восьмиугольный бельведер с куполом  над центральной частью, который  придавил зданию изящную завершенность: снесен монументальный главный вход в виде портика-террасы: снесен своеобразнейший  полукруглый эркер на втором этаже со стороны ул. Советской (вместо него сейчас - странная пустота на фасаде); был устроен третий этаж и пробиты окна в верхней части здания, чем непоправимо нарушена строгость дорического антаблемента.

     Но  даже и в таком виде здание производит приятное впечатление. Горизонтальная рустика первого этажа, высокие окна с полуциркульными проемами (обозначающие главные помещения), остатки антаблемента дорического ордера с модульонамн - все эти приемы классицизма выгодно отличают этот памятник исторического Оренбурга...

     В первой половине XIX века появилось много  официальных государственных зданий в так называемом “казарменном”  стиле, которые строились по установленным  шаблонам, использующим архитектурные  формы классицизма. Как правило, эти здания лишены особых художественных достоинств, однако в Оренбурге имеются весьма примечательные постройки подобного типа.

     Одна  из них - учебный корпус N 2 Медицинского института (Парковый проспект, 7). Это  здание было построено в 1825 году для  Неплюевского кадетского корпуса (назван в честь И.И.Неплюева, основателя и первого генерал-губернатора Оренбурга). Огромный по протяженности (свыше 100 метров) главный фасад, тем не менее, отнюдь не выглядит монотонным благодаря членению фасада тремя ризалитами с декоративными портиками и фронтонами, а также разнообразной обработкой стен и оконных проемов. В композиции использованы характерные приемы классицизма: строгая симметрия, выделение главных и угловых элементов здания, зрительное “облегчение” стены от “низа” к “верху”, единство и соподчиненность элементов.

     В архитектурном декоре применены  очень строгие, но сильно выступающие (“сочные”) классические детали: рустика  первого этажа. пилястры "большого ордера на пьедестале" в ризалитах, порталы оконных проемов второго  и третьего этажей, фронтончики и сандрики над окнами второго этажа.

     

     Другой  образец “казарменного” классицизма - школа N 30, (Советская, 24). Здание было построено для второго эскадрона Неплюевского кадетского корпуса, затем в нем разместилось реальное училище.

     Центральная часть здания выделена мощным четырехколонным  портиком-террасой, полуциркульными арочными проемами второго этажа и невысоким аттиком. Фризовый пояс украшен характерным орнаментом - меандром (стилизованная “бегущая волна”), символом вечной жизни.

     

     Примером  соблюдения правил городской застройки  первой половины XIX века в Оренбурге  является маленький квартал, ограниченный улицами Краснознаменной, Кобозева, Бурзянцева и Бухарским переулком. Он отличается сплошной периметральной застройкой, простой и изящной проработкой жилых корпусов, вспомогательных и хозяйственных построек, въездной арки с оградой.

     Старинный городской особняк по ул.Краснознаменной 7 -пример рядового жилого строительства эпохи классицизма в нашем городе.

     Скромный  мезонин с треугольным фронтоном  вместо пышного портика выделяет центральную часть здания. Декорировка  сводится к небольшому количеству лепных деталей. Балкон не сохранился.

     Кроме того, для достижения единства рядовки уличной застройки в Оренбурге применялась двухцветная окраска домов: сочетание белого цвета с серым, бледно-розовым или охристо-желтым.

          Вологодские памятники архитектуры русского

                                                классицизма

 

           Памятник Русскому классицизму XVII века

 

          Казанская церковь - архитектурный памятник,

                                          прекрасный пример русского классицизма

          Вологодские памятники архитектуры русского

                                           классицизма

            Памятник архитектуры русского классицизма первой  

                                        четверти 19 в

Информация о работе Памятники русского классицизма