Модерн

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.81 Кб (Скачать)

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов  в пользу более естественных, «природных»  линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также  стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось  не только внешнему виду зданий, но и  интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был  бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих  проектах он активно использовал  новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с  потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые  им, настолько органически вписываются  в окружающий пейзаж, что кажутся  делом рук природы, а не человека.

В конце XIX— начале XX в. в  большинстве стран Западной Европы, уже вступивших в стадию империализма, существовали разновидности модернистских  направлений в искусстве вообще и особенно в архитектуре и  художественных отраслях промышленности («югенд-стиль», «новое искусство», «сецессион»  и др.). Включение России в международную  систему империализма и усиление притока иностранного капитала в  русскую промышленность способствовали распространению модерна и в  нашей стране.

 

Отечественные зодчие знакомились  с архитектурой модерна соседних стран или непосредственно, или  через различные издания, но больше всего благодаря пропаганде его  периодической архитектурной печатью. Так, журнал «Зодчий», издававшийся с 1872 г., уделял большое внимание опыту  зарубежного строительства и  правильно отмечал прогрессивные  рационалистические стороны творчества ряда видных иностранных архитекторов: А. Ван де Вельде, О. Вагнера, В. Орта, Э. Саарине-на и их стремление к простоте и функциональности. Сторонники модерна  призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. Здания этого  стиля не надо было вписывать в  привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп; вследствие этого свободными и живописными  стали объемно-пространственные структуры  зданий.

 

Широкое использование металлических  и железобетонных конструкций и  структур способствовало созданию больших  пролетов и пространств, особенно необходимых  для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и  галерей устраивались большие витражи  и фонари верхнего света. В жилых  домах получили распространение  эркеры — иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная  конфигурация. Все эти нововведения резко изменили внешний вид зданий, придавая им индивидуальный архитектурный  облик.

 

Рационализм модерна особенно четко проявился в крупных  общественных зданиях, которые приобрели  характерные отличия благодаря  большим поверхностям остеклений, выявлению  структур железобетонных конструкций  и широкому ритму опор. Стремление к внешней неповторимости, оригинальности зданий побуждало архитекторов прибегать  иногда к чрезмерному использованию  декоративных средств оформления фасадов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике, скульптурному  убранству. При этом полностью отвергались  традиционные, ставшие в период стилизаторства банальными декоративные формы и  их элементы. Вместо них насаждалась  специфическая стилизация цветов, причудливо изгибающихся и переплетающихся  стеблей болотных растений, иных элементов  флоры. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей.

 

Своеобразные особенности  модерна ярко проявились в оформлении интерьеров и в прикладном искусстве, в частности в мебели, осветительных  приборах и др. Эта особенность  стиля была навеяна упадочным  изобразительным искусством декадентов, всемерно использовавших символические  декоративные мотивы.

 

На протяжении своего короткого  существования (около полутора десятков лет) модерн несколько изменился. Начался  модерн с полного отказа от каких  бы то ни было традиций; позднее он использовал  формальные элементы исторической архитектуры, сильно их изменяя и сочетая с  новаторскими приемами; это так называемый стилизаторский модерн. Появляются также  промежуточные нюансы стилизаторского  модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру; обычно ее называют национально-романтической. В русском модерне проявляются  и региональные особенности, в частности  в Петербурге, Москве и провинции.

 

В столице в 1900-х годах  велось обширное строительство, причем архитектура здесь формировалась  под сильным влиянием некоторых  традиций петербургского зодчества XIX столетия: монументализма, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий  характер большинства модернистских  зданий. Значительное воздействие на петербургский модерн имела близость столицы к Скандинавским странам, и прежде всего к Финляндии, постоянные художественные контакты с которой  обусловливались тем, что она  входила в состав Российской империи. Общность климатических и ландшафтных  условий строительства в городах  Финляндии, Швеции и в Петербурге обусловливала некоторое сходство и специфичность художественных черт модерна, получившего название северного, своеобразие которого проявлялось, в частности, в отделке фасадов  природным камнем (гранит, мрамор).

 

Были и промежуточные  направления с большим или  меньшим новаторством или традиционностью. Наиболее видными представителями  модерна в Петербурге были Ф. И. Лид-валь (1870—1945 гг.), А.И.Гоген (1856—1914 гг.), Н. В. Васильев (1858— 1912 гг.), П. Ю. Сюзор (1844—?), Г.В.Барановский (1866—1920 гг.), Э. Ф. Виррих (1866—?), Л. Н. Бенуа (1856—1928 гг.).

 

Одним из лучших примеров новаторского направления модерна является особняк  М.Ф. Кшесинской (1904— 1906 гг., арх. А. И. Гоген) на Кронверкском (М. Горького) проспекте . Свободная асимметричная композиция плана и объемов здания, различные  по, форме, размерам, пропорциям и ритму  расположения окна, разная по фактуре  обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз между кронштейнами сильно вынесенного карниза —  все это свидетельствует о  новаторском поиске А. И. Гогена и  о полном отказе от установившихся традиций. Контрастным противопоставлением  особняку Кшесинской предстает здание Музея А.В.Суворова (1901 — 1904 гг., арх. А.И.Гоген и Г.Д.Гримм). Асимметричной  композиции здания придан облик средневековой  крепости благодаря использованию  трансформированных элементов средневековой  русской архитектуры. На его кирпичном  фасаде размещены огромные мозаичные  сюжетные панно, связанные с событиями  жизни великого полководца. Здание характеризует национально-романтическая  ветвь модерна, авторский выбор  которой определяло специальное  назначение здания, строившегося к  столетию со дня смерти А. В. Суворова.

 

Наиболее характерным  образцом подобного доходного дома является дом 1/3 на Кировском проспекте (1902— 1904 гг., арх. Ф. И. Лидваль) с небольшим  курдонером. Эркеры, окна различных  форм и размеров, разнообразная облицовка  фасадов — основные средства придания этому зданию индивидуального, бросающегося в глаза облика.

 

Примером большого доходного  комплекса может служить построенный  также Ф. И. Лидвалем дом графа  М. П. Толстого (1910—1912 гг.), многие корпуса  которого раскинулись на большом  участке вдоль и в глубину  набережной Фонтанки (д. 52—54). Три двора, соединенные проездами, охвачены высокими жилыми корпусами с квартирами, рассчитанными  на съемщиков разных достатков. Монументальная обработка фасадов придает огромному  комплексу импозантный вид. Аналогичный  комплекс расположен на Кировском проспекте, 26—28 (1911 — 1912 гг., арх. Л. Н., А. Н. и Ю. Ю. Бенуа). Он раскрыт парадным двором на проспект, что разнообразит характер его застройки.

 

Комплекс отличается монументальностью  и высококачественной обработкой фасадов. В композицию комплекса органично  включена колоннада, отделяющая внутренний двор от проспекта.

 

Примерами общественных сооружений стиля «модерн» в Петербурге являются здания, по своему назначению типичные для капиталистического столичного города. Это Азовско-Донской банк на Большой Морской (ныне ул. Герцена), 1/3 (1907—1909 гг., арх. Ф. И. Лидваль); здание Нового Пассажа на Литейном проспекте (1912— 1913 гг., арх. Н. В. Васильев), в котором  устроен железобетонный каркас, а  в отделке фасада использован  естественный камень; торговый дом  Гвардейского экономического общества (1908—1910 гг., арх. Э. Ф. Виррих), отличающийся простой, но выразительной архитектурой и рациональной планировкой; это  также одно из первых зданий с металлическим  каркасом и железобетонными перекрытиями, выстроенное для американской фирмы швейных машин «Зингер»» (1902—1904 гг., арх. П. Ю. Сю-зор); торговый дом Елисеева с огромным витражом и большими скульптурами (1903—1907 гг., арх. Г.В.Барановский); Царскосельский (Витебский) вокзал 1904 г., арх. С. А. Брзжовский и С. И. Минаш) с ассиметричными объемами и часовой башней, в котором смело использованы металлические структуры для организации внутренних пространств.

 

Несмотря на новаторскую  сущность модерна, многие петербургские  архитекторы обращались к традиционным ордерным элементам в декоративных целях, сильно их изменяя и подчиняя общему художественному замыслу. Таким  примером является гостиница «Астория» (1910—1912 гг., арх. Ф. И. Лидваль) с ритмом стилизованных пилястр на фасадах. Как и в Петербурге, в Москве создавались здания, выражающие разные направления модерна. Ведущим архитектором модерна здесь являлся Ф. О. Шехтель (1859—1926 гг.).

 

Самым характерным модернистским  произведением Ф. О. Шехтеля общепризнан  особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской, ныне ул. Качалова, 6/2 (1900—1902 гг.), явившийся  своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль  архитектуры— модерн. Облик небольшого живописного по объемам и художественному  оформлению фасадов сооружения полностью  порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все ново —  и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и  крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного  профиля и пр.

 

Примером противоположного — национально-романтического направления  модерна в Москве является Ярославский  вокзал (1902 г.), построенный также  Ф. О. Шехтелем. Крутые высокие крыши  и башня, гипертрофированные машикули и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного  народного зодчества. Если архитектуре  Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, то здание Третьяковской  галереи (1900—1905 гг., главный фасад  — по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания.

 

Сторонником нового направления  был также архитектор И. А. Иванов-Шиц (1865—1937 гг.), стоявший на позициях стилизаторского  модерна. В его произведениях  в Москве — Купеческом собрании (1907—1908 гг.) на М. Дмитровке (ныне ул. Чехова, 6) и Народном университете имени  А. Л. Ша-нявского (1911 —1912 гг.) на Миусской пл., 6— искусно сочетаются ионическая колоннада большого ордера с характерными для модерна пропорциями фасадов  и декоративными элементами. Значительным произведением раннего модерна  является гостиница «Метрополь»  на пр. Маркса, 1 в Москве (1899—1903 гг., арх. В. Ф. Валькотт). Сложная асимметричная  композиция этого здания оживляется застекленными эркерами, декоративной скульптурой в виде разорванного фриза и мозаичных панно, венчающих  ризалиты.

 

Видный московский архитектор Р. И. Клейн (1858—1924 гг.) продемонстрировал  свое понимание модерна на выстроенном  им в 1906—1908 гг. в центре Москвы (на Петровке) крупном здании универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ). Архитектура  модерна в провинции проявилась наиболее отчетливо в ком- мерческих  и общественных зданиях и отличалась некоторой упрощенностью. Однако эпизодическое  участие в застройке периферийных городов столичных зодчих или  специалистов, подготовленных в Петербурге или Москве, способствовало как проникновению  в провинцию модерна, так и  относительно высокому художественному  уровню отдельных произведений. Из наиболее выразительных примеров модерна  в провинции следует отметить универсальные магазины в Калуге и Челябинске, крытые рынки в Киеве  и Саратове, гостиницу «Бристоль» (теперь «Волга») в Ярославле и  др.

 

Архитектура конца XIX— начала XX в. на окраинах Российской империи  отличалась эклектически-стилизаторским характером, преимущественно в формах регионального зодчества.

 

Русский модерн вскоре стал разделяться на различные ветви, из которых стилизаторская свидетельствовала  о стремлении зодчих опираться в  своем творчестве на классическое наследие. Даже самые видные модернисты, такие  как Ф. И. Лидваль, Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц и др., работали в ретроспективных  формах, стилизуя их в духе новых  требований.


Информация о работе Модерн