Лекции по "Дизайну интерьеров"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:31, курс лекций

Описание работы

Лекция 1: Архитектор и интерьер-дизайнер в России
Лекция 2: Цвет и его особенности
Лекция 3: Цвет в интерьере
Лекция 4: Свет в интерьере
Лекция 5: Декоративные поверхности
Лекция 6: Мода в интерьере
Лекция 7: Стили и направления в интерьерах
Лекция 8: Особенности современных интерьеров
Лекция 9: Профессия Интерьер-Дизайнер и Презентация

Работа содержит 1 файл

lekciya-po-dizaynu-marat-ka.doc

— 3.14 Мб (Скачать)

Лекция 1: Архитектор и интерьер-дизайнер в  России

Спор между архитекторами и  интерьер-дизайнерами, точно так  же как спор между физиками и лириками, всегда привлекал к себе пристальное  внимание общественности. Человеку не сведущему, не знающему тонкостей обеих профессий, сложно разобраться в истинных причинах, их различающих. Где начинается сфера деятельности одного и заканчивается другого? И в чем основные принципы их деятельности? Для них остается загадкой.

Наступило  странное время, в которое ничего нового в действительности не создается ни в одной из областей современного искусства, и архитектура, и интерьер-дизайн тому не исключение. Все, что сегодня можно увидеть, услышать, ощутить –  не более чем компиляция, удачно подобранная из ранних образцов. Да и что можно создать еще нового? – Сейчас, когда по большому счету все уже создано, открыто, написано, показано… Но с другой стороны, разве это плохо? – И, несмотря на то, что сегодняшнее время можно смело назвать веком графомании или ди-джейства, это период, когда человечество достигло своего как научного, так и культурного расцвета. А значит, настало время переосмысления всего того, что было сделано ранее.

Сегодня не существует и  такого понятия, как мода. Каждый художник представляет что-то свое и говорит, что это модно, а клиент выбирает то, что нравится ему, и уверяет, что модно это. Хотя за последние несколько лет профессия интерьер-дизайнер, действительно, вдруг стала модной в России, несмотря на то, что долгое время о ней здесь ничего даже не слышали. А вместе с тем, «новая» специальность очень похожа на цирковую, балетную, музыкальную, любую другую, в которой главное – практика. И каждый новый объект, удачи и даже неудачи составляют эту самую практику, колоссальный опыт, который невозможно получить ни в одном даже самом лучшем университете.

Возвращаясь к  различиям между архитектурой и  интерьер-дизайном, можно сказать, что  две эти специальности очень  близки друг другу, но при этом диаметрально противоположны. Архитектор – по своей  сути скульптор, который лепит не художественные формы, а жилое пространство. А интерьер-дизайнер – человек, который занимается планированием интерьера. Обе специальности настолько разные, что архитектор никогда не сможет стать интерьер-дизайнером, а интерьер-дизайнер – архитектором. Это все равно, что скрипач и пианист. Несмотря на то, что их называют музыкантами, и они состоят в одном оркестре, никто из них никогда не сможет так же профессионально играть на инструменте другого, как на своем собственном.

Основным отличием между интерьер-дизайнером и архитектором является сознание. – Архитектор мыслит объемом, и думает, что видит пять сторон здания, хотя на самом деле, человек в лучшем случае способен видеть только две, и чаще всего это часть фасада. А интерьер-дизайнер всегда видит минимум пять сторон. Так устроено зрение и сознание представителей обоих профессий, поэтому заниматься одновременно и тем, и другим профессионально просто невозможно. И даже если архитектор станет заниматься интерьером, то в лучшем случае, столкнувшись с очередной проблемой, просто предложит все перестроить заново. А где гарантия, что новая планировка окажется удачнее? – Ее просто нет! Да и клиента подобное топтание на месте мало устроит. И, конечно, с подобной задачей, куда лучше справится интерьер-дизайнер. От того, видимо, он и зарабатывает сегодня намного больше. Несмотря на то, что по значимости своей на проекте и всем правилам именно архитектор играет первую скрипку, а интерьер-дизайнер всего лишь воплощает в жизнь его идеи. К сожалению, они не всегда способны вместе работать на одном объекте, их просто никогда ранее не учили играть в одном оркестре в отличие от музыкантов.

Кроме того, интерьер-дизайнеру  куда проще преподнести свой проект потенциальному клиенту, даже если он выполнен не совсем профессионально. Для этого достаточно сделать качественные иллюстрации. Понятно, что клиент уже вряд ли станете впоследствии работать с таким интерьер-дизайнером, который сдал ему некачественный объект, но это не значит, что последний останется при этом без работы, ведь он всегда может опубликовать свои иллюстрации в соответствующем издании. А значит, у него всегда будут клиенты. В случае же с архитектором все иначе. Он занимается публичным искусством, а значит, никакие даже самые красивые картинки его не спасут, если он окажется непрофессиональным. При этом не стоит никогда забывать, что даже если планировкой и наружным фасадом здания занимается архитектор, то его изобразительным рядом должен заниматься интерьер-дизайнер, а именно отдельная его специальность. Ведь в дизайнерской индустрии, как и в любой другой существует множество отдельных специализаций. Например, дизайнер по шторам, осветитель, дизайнер по офисной, антикварной и современной мебели, и многие другие. Конечно, есть специалисты, которые умеют играть сразу на нескольких инструментах, но в профессиональном мире кто-то всегда на чем-то специализируется.

Как только начинаешь  говорить об интерьер-дизайне, параллельно  возникает ряд вопросов. Где взять  идеи? Как увидеть желаемый интерьер до его воплощения в жизнь и соответственно найти все необходимые составляющие? И если в Нью-Йорке для этих целей существуют два гигантских здания D & D - Building ( Design & Decoration Building ) и A & D Building ( Architects & Designers Building ), в которых продается мебель, и два журнала, представляющие их ассортимент, то у нас все куда прозаичнее… В России пока не существует такого понятия как « for trade in only », а потому приходится довольствоваться стандартными магазинами, полупрофессиональными журналами про искусство интерьер-дизайна и верить в порядочность специалиста в надежде, что точно такой же интерьер он не сделает соседям. В Нью-Йорке же приобрести интерьер в подобном здании – это соответствующий знак качества и гарантия индивидуальности. Правда, приобрести что-то в них может только архитектор. Напрямую с клиентами они не работают!

Вообще на Западе несколько  другой подход к интерьеру. – Использовать в нем готовые вещи считается  дурным тоном, а в России – нет… И о какой индивидуальности тогда  говорить? О каком интерьер-дизайне? Ведь это всего лишь расстановка мебели с планировкой квартиры, не более того. А красота штор – это не ткани, из которых они шьются, а дизайн и пошив. Да и компаний, которые сегодня предлагают эксклюзивную мебель под проект и индивидуальные элементы декора, практически не существует, потому что это сложно, хотя именно на этом и зарабатываются деньги в индустрии дизайна, а не на копировании интерьера из журнала с 15000 тиражом. Интерьер-дизайнер – прежде всего, ремесленник, такой же, как и портной, который шьет костюм своему клиенту, пришедшему к нему в желании получить гарантированное качество и индивидуальный стиль.

Конечно, по сравнению  с другими странами архитекторы  и интерьер-дизайнеры в России зарабатывают значительно меньше, несмотря на то, что стоимость самих проектов здесь выше. Но сколько бы ни стоила квартира – доллар или миллион, главное – подача! И залог успеха деятельности интерьер-дизайнера в психологическом пробивании клиента, за которым стоит его профессионализм, а тот, в свою очередь, заключается в одном – «плохо» или «хорошо», т.е. применительно к интерьеру – «нравится», «не нравится». И если европейская школа интерьер-дизайна считает, что желание клиента роли не играет, то американская утверждает, что это основное, главное – услышать клиента и правильно понять. И это с одной стороны логично, а с другой – просто более приемлемо для России, потому что американцы в действительности очень похожи на русских и ни в коем случае не на европейцев. Если человек хочет жить в красном, бесполезно его отговаривать. Если видит в сером грязь, бессмысленно к нему его приучать. Хотя бы потому, что клиент имеет право хотеть все, что угодно особенно за свои деньги. Поэтому работа интерьер-дизайнера – это, прежде всего, работа психолога и художника с хорошим вкусом. Это факт! Как и то, что не всегда талантливый интерьер-дизайнер может добиться хорошего результата в профессии, и причина, как раз не в его непрофессионализме, а в неспособности стать хорошим психологом.

Лекция 2: Цвет и его особенности

Цвет – одно из основных средств  художественной выразительности. Его  значение в жизни человека велико и многообразно. Все, что окружает нас вокруг, мы видим благодаря  цвету. Сама Природа говорит с  нами посредством своих многочисленных оттенков, подсказывая тончайшие сочетания и гармоничные решения.

Научно доказано, что человек способен различать 16 миллионов цветов и оттенков. Но для того, чтобы грамотно использовать их в повседневной жизни, нужно не только научиться видеть многообразие цвета в Природе и окружающем мире, но и знать основные его правила: Что такое цветообразование? Насколько оно зависит от света? И от тех вещей, которые его наполняют?

К сожалению, мы этого не знаем. И причина здесь  отнюдь не в нашей нерадивости  или невнимательности, а в банальном отсутствии как такового языка цвета, понятного и доступного всем и каждому. На сегодняшний день в мире существует множество различных способов описания цвета и цветовых моделей, порою противоречащих друг другу и вводящих в заблуждение не только простых обывателей, но и специалистов. Поэтому научиться читать цвета значительно сложнее и, видимо, менее интересно, чем слова или ноты. А вместе с тем, грамотно подобранный оттенок говорит без умолку, наполняя тот или иной предмет своими собственными, уникальными звуками и мелодиями.

Но не только отсутствие так называемой «нотной грамоты» отличает цветообразование от литературы и музыки. Цвет – единственное трехмерное понятие, основными характеристиками которого являются цвет, тон и насыщенность. На первый взгляд, это может показаться немного странным и даже сложным для восприятия. Хотя в действительности все куда проще. Главное, понимать, что тон и цвет – это две разные вещи. Цвет – это красный и зеленый, а тон – розовый и салатовый, светло-красный и темно-зеленый. Т.е. тон – это степень плотности цвета, которая характеризуется простыми словами светлее-темнее. А насыщенность, соответственно – ярче-бледнее. При этом стоит помнить, что сложный цвет, образованный путем смешения нескольких простых (например, тот же розовый) представляет собой трехмерное распределение, а простой  (зеленый) – соответственно, двухмерное.

Люди всегда пытались понять природу цвета и  объяснить его свойства, но часто  забывали, что красивых или некрасивых оттенков в принципе не существует, есть только наше восприятие того или иного цвета. Одни – нам нравятся больше, другие – абсолютно безразличны, третьи – вызывают раздражение. Все это зависит от множества субъективных причин, связанных непосредственно с личностью человека. А такие понятия, как мода или тенденция здесь неуместны.

«Так на что же тогда ориентироваться в подборе цвета», – спросите вы. – Ответ однозначен: Природа и вы сами! Мы каждый день видим то, что создала Природа и восхищаемся ее вкусом. Мы постоянно сталкиваемся с цветом в своей повседневной жизни, выбирая одежду или нанося макияж, но практически не задумываемся над тем, что это и именно это те самые цвета, которые идеально соответствуют нашему внутреннему миру и подходят нам внешне. Именно в этих оттенках мы будем чувствовать себя наиболее комфортно и спокойно, а не в тех, что навязывает нам на самом деле не существующее понятие такое, как «модные тенденции».

«Так как же в этом случае определить те оттенки, которые подходят именно вам», – невольно возникает вопрос. Первый секрет – одежда, в которой вы себя наиболее комфортно чувствуете. Второй  (очень простой в применении) – зеркало. Подойдите к зеркалу, расположите позади своего лица цвет, которым вы хотите заполнить пространство и прищурьте глаза. Если вам нравится, как вы смотритесь на этом фоне, он вам подходит. Если рядом не окажется зеркала, положите свою ладонь (можно даже в одежде) на лист бумаги, выкрашенный в желаемый цвет, и снова прищурьте глаза. – Красиво она смотрится на этом фоне? Не выглядит черной дыркой? – Значит, этот цвет вам подходит.

Исходя из вышесказанного, все многообразие цвета можно  поделить на три группы: бесцветные (или белые), подходящие вам и неподходящие, а теперь главное научиться различать  их и составлять с их помощью правильные гармоничные сочетания.

Попробуйте одеть полную женщину в белое платье – она  будет казаться еще полнее, но ведь мы на нее смотрим снаружи, а внутри – все совсем иначе. В белом  пространстве становится душно, как  в саване, в то время как в  темном – мы перестаем видеть границы, предметы отдаляются, создавая иллюзию объема. Вспомните театр, где сцена покрашена в черный цвет для того, чтобы создать глубину. Вспомните белый туман, как только вы включаете фары, он оказывается совсем близко, как только затемняете – уходит вдаль. Удивительные на первый взгляд вещи, кажутся абсолютно доступными и понятными, если внимательно наблюдать за Природой и делать соответствующие выводы.

«В истории цвета заключается часть истории человечества» говорит немецкий филолог и культуролог Э. Ауэрбах, поэтому немаловажную роль в выборе и восприятии цвета играет страна, в которой мы живем, культура, которая нас окружает. Так, например, в России, Мексике и Индии, и особенно в их столицах, существует свое цветоощущение, отличное от любой другой страны, любого другого города. Одни и те же цвета, одни и те же вещи воспринимаются в них иначе. А значит, и цветовая палитра, признанная в Европе или Америке, для нас не подходит. Нам нужна своя, московская палитра.

Возникает вопрос: «Почему это происходит? И в чем собственно причина такой несогласованности?» – Может быть, все дело в освещении?.. Ведь Москва, Мехико и Дели – это мегаполисы, которые не находятся на уровне моря, которые расположены внутри континента, а значит, и освещение в них другое, в отличие от Парижа, Нью-Йорка, Токио, Венеции и многих других городов с единым цветоощущением. Кроме того, оказывается самое большое количество цветовых сочетаний и ощущений видят азиаты, женщины, живущие в мегаполисе и как не странно гомосексуалисты, видимо, поэтому все они обычно тяготеют к спокойному интерьеру, потому как умеют увидеть достаточное количество ярких пятен. От того в Москве и машины чаще всего встречаются серебристые, золотистые или темные – все другие выглядят не слишком органично, даже где-то немного вульгарно. То же самое происходит с одеждой и интерьером. И все московское многообразие цвета сводится к ранней утренней дымке, размытости и забеленности.

В теории цвета есть еще  одно очень интересное понятие. Такое, как clash – несоответствие или несовместимость цветов. И в действительности это самое страшное, что можно только себе представить в одежде и интерьере. При этом обязательно стоит отметить, что это понятие не всегда связано лишь с дизайном, но еще и с фактурой, материалами. Пример самого простого цветового клэша: банальное несоответствие черных тонов в одежде наверняка знаком каждому. На это необходимо обратить внимание и просто понять, что есть цвета, которые абсолютно не терпят подобного явления – например, красные, синие, желтые, а есть такие, к которым это абсолютно не имеет никакого отношения, как коричневые и зеленые. Они всегда подходят друг другу.

Информация о работе Лекции по "Дизайну интерьеров"