Композиция в ландшафтном проектировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.

Содержание

1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 9.53 Мб (Скачать)

Вертикальное озеленение не увеличивает влажность здания, наоборот, своими присосками лианы забирают влагу с поверхности стен. При покрытии стен густо облиственными вьющимися растениями массы дождя большей частью перехватываются листьями и побега­ми и сбегают с них, не достигая стен здания.

Высаживать растения наиболее целесообразно в от­крытый грунт в ямы размером 50x50 или 60x60 см и глубиной 60 - 70 см. На рис. 2.19 показаны два вариан­та посадки растений для вертикального озеленения -за отмосткой и в корыте у наружной стены.

Используются вьющиеся растения и для покрытия горизонтальных поверхностей. В саду на крыше по на­правляющей сетке могут быть увиты большие площади. В южных городах их используют для создания, напри­мер, зеленого венка вокруг памятника. Создать цвету­щий ковер можно из клематиса, одной из самых деко­ративных лиан со множеством сиреневых, розовых, бе­лых цветков. Клематис хорошо уживается с другими растениями (очитки, ясколки и др.).

Рис. 2.15. Зеленый театр (исторический пример)



Рис. 2.19. Схемы вертикального озеленения: а - за отмост-кой; б - в корытах вдоль наружных стен. 1 - проволока; 2 - отмостка; 3 - колышек; 4 - тротуар; 5 - дренаж с укло­ном от стены (галька и мятая глина); 6 - кирпичный борт; 7 - металлическая решетка; 8 - глиняный замок; 9 - расти­тельная земля

В вертикальном озеленении применяются вьющие­ся цветочные растения, в том числе неприхотливые летние растения - душистый горошек, фасоль, настурция, луноцвет, вьюнок. Высота этих растений невелика и их используют в некрупных композициях.

При подборе ассортимента растений для вертикаль­ного озеленения должна учитываться ориентация зда­ний по сторонам света, с которой связаны важные для жизненных функций растений световой, тепловой и влажностный режим. На южных стенах растения нахо­дятся в благоприятных условиях освещения, но могут испытывать недостаток влаги. На северные стены пря­мые солнечные лучи не попадают, поэтому здесь расте­ния могут испытывать недостаток тепла и света, но зато иметь хорошее или даже избыточное увлажнение.

3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта

Основой, архитектурным каркасом ландшафтной композиции является рельеф. Композиция рельефа, как и других природных компонентов в ландшафтном про­ектировании, должна рассматриваться на нескольких уровнях: региональном, когда речь идет об общей ха­рактеристике рельефа крупных территорий, его исполь­зовании и охране; градостроительном, на котором ре­льефом определяется планировочная структура насе­ленных мест, выраженная регулярностью или живописностью начертания дорог,



---

 

Рис. 2.35.   Четыре варианта изменения холма: а - сохранение; б - усиление; в - деформация; г - разрушение

(по Дж. Саймондсу)

районов и других плани­ровочных элементов, композицией застройки, ее ансамб-левостью; и, наконец, на уровне детального ландшафт­ного проектирования, формирования архитектуры по­верхности земли (рис. 2.38, а-д на цветной вкладке).

Геопластика - иногда «ландшафтная скульптура» (ландшафтная пластика) - пластическая обработка ре­льефа, с помощью которой он приобретает не только декоративную или даже скульптурную форму, но чаще форму, соответствующую определенной функции. Каж­дой функции отвечают опять-таки конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка и т.д.

Современная техника дает возможность полностью преобразовать существующий рельеф или сформиро­вать его заново, образовав насыпные холмы, террасы, склоны. Геопластика соединяет в себе возможности по­вышения эстетической выразительности городской сре­ды с экономичностью использования грунта, оставшего­ся от строительства.

Выделяют два направления в геопластике. Первое -выявление характерных для данной местности природ­ных форм рельефа. Оно выражается в сознательном подчеркивании наиболее характерных и живописных мотивов естественного ландшафта. Второе направление ставит своей целью создание совершенно новых, скульп­турных (отсюда происхождение термина «ландшафт­ная скульптура»), часто геометрических форм искусст­венного рельефа (рис. 2.35). Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкну­тые пространства. Они же выступают в качестве экра­на, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодея­тельности или в зрительские места у спортивных пло­щадок.

Искусственные тальвеги часто используют для уст­ройства спусков и горок (тобогганов), по которым дети могут съезжать на специально оборудованные игровые площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тонне­лями группы «холмов» образуют интересные игровые ситуации.

Искусственно созданный рельеф позволяет ограни­чить участки разного назначения, обогатить, индивиду­ализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой они превращаются в кат­ки. Заглубление на 40 см дает возможность без допол­нительных ограждений заливать каток даже в бесснеж­ные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприемные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфите­атр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает боль­шое удобство. Помимо основного назначения, на его сту­пеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на пло­щадке заливается каток, оставлять одежду, коньки и др. (рис. 2.36).

Интересен пример пластического формирования сре­ды детского парка Мзиури в Тбилиси. В покрытии при­менена брусчатка - светлый бетонный кубик. Чуть ок­руглый, упругий на вид он создает, несмотря на свою очевидную «каменистость», ощущение текучести, подвиж­ности. Дорожки, откосы, ступени, стенки не спускаются, не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, про­бивают в ней вход, как река пробивает вход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульп­турность «каменной реки».

Обилие точек обзора, возможность замаскировать не­выразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени - все эти достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора.



Наиболее распространенные функциональные эле­менты обработки рельефа - террасы, лестницы, панду­сы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и ди­зайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешехо­дов, общей композицией пространства. Вторая задача - проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.

Методика проектирования лестниц под открытым небом существенно отличается от создания их в инте­рьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как пра­вило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина про­ступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц дол­жен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лест­ница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом.

При значительных перепадах рельефа для закреп­ления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д. (рис. 2.29).

Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валу­нов и плоского плитняка. Устройство подпорных сте­нок из монолитного железобетона или бетонных бло­ков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30° Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фак­турой поверхности, цветом, возможное их сочетание.

С пластикой рельефа неразрывно связана «одежда» земли - покрытия. Серому, унылому и небезвредному при солнечном перегреве асфальту все чаще противо­поставляются другие материалы. Очень распростране­ны бетонные плитки размером 50x50 см. Из других видов покрытий можно назвать шестигранные, прямоу­гольные плитки, бетонную и каменную «брусчатку» (рис.2.40, а,б на цветной вкладке).

Отмечая как положительные, так и негативные сто­роны применения бетонных плиток, в том числе и типа «бессер» (которая на определенном этапе явно «выру­чила» практику городского благоустройства), совершен­но очевидно, что даже самый эффективный стандарт­ный элемент покрытия при массовом применении и ограниченных колористических возможностях привно­сит со временем черты типизации в городскую среду. В значительной мере названную проблему сможет преодолеть и успешно решить внедряемый в Белару­си декоративный печатный бетон - совершенно новый материал, позволяющий покрывать поверхность любой формы и конфигурации, имеющий широкую цветовую палитру, обилие рисунков и фактур, имитирующих раз­личные природные материалы для мощения. Нельзя от­рицать ценность естественных материалов - гранита, мрамора и др., которые, однако, дороги для массового строительства.

Новые технологии устройства декоративных бетон­ных покрытий английской компании «Creative Impres­sions» делают первые шаги в Беларуси. Декоративные бетонные покрытия, передающие качества природного материала, имеют по сравнению с ним невысокую стои­мость. Помимо эстетических качеств декоративный бетон новой технологии обладает и ценными утили­тарными свойствами. В отличие от асфальта и бетон­ной плитки он устойчив к воздействию агрессивных сред, на нем не остается трудновыводимых следов от бензина, масел, растворителей. Декоративный печатный бетон легко моется, выдерживает перепады температур от -50 до +50°С и более 300 циклов «замораживание -оттаивание», не скользит под ногами и колесами, не выцветает, обладает стопроцентной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Кроме того, декоративный бетон имеет высокую сопротивляемость давлению и ис­тиранию, более чем в пять раз превышающую характеристики обычного бетона (рис.2.39, а-д на цветной вкладке).

Рис. 2.37. Лестница и подпорная стенка на крутом склоне

В Беларуси технология печатного (штампованно­го) бетона нашла применение при благоустройстве тер­ритории санатория-профилактория «Сосны» на оз. На-рочь, внутреннего двора Министерства внутренних дел республики, центральной трибуны стадиона «Динамо» в Минске.

Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дорожек, тротуаров, площадок сле­дует не только с точки зрения пешехода в буквальном смысле, т.е. с уровня его взгляда, но учитывая, что по­верхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных до­мов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д.

Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (различные почво-покровные растения, цветы), можно достигнуть боль­шого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно». Мощение, декоративные покрытия несут в себе и эстетическую, и утилитарную информацию (направление потоков пешеходов, разгра­ничение пешеходного и транспортного движения, вы­деление автостоянок и других зон).

Архитектурное решение поверхности земли долж­но подчеркивать композицию застройки, размещение мо­нументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать за­вершенность градостроительного ансамбля. Среда со­временного города насыщена многочисленными и раз­нородными элементами городского дизайна (светиль­ники, указатели, уличная мебель и т.п.). Связать все это воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения.

Часто возникающая перед архитекторами задача -выбор приемов охраны деревьев при изменении рель­ефа. При понижении и повышении уровня земли воз­можны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинако­во вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола. Поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде ес­тественного холма или создать подпорную стенку. При повышении отметок у дерева создается «сухой коло­дец», который закрывается чугунной или бетонной ре­шеткой или засыпается крупной галькой, не препят­ствующей проникновению воздуха и влаги (рис. 2.41).

Нередко меры по охране ценных деревьев прихо­дится предпринимать и без изменения уровня поверх­ности земли. На плоской площадке при новых функци­ях деревья могут оказаться в зоне активного пешеход­ного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вы­таптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режихма корневой системы дерева. Предохраняющие приемы раз­нообразны - декоративные решетки и ограждение, по­крытие из крупной гальки, и др. (рис. 2.42, а-д на цвет­ной вкладке).

В ландшафтном проектировании выделяются два уровня задач: создание городских или загородных вод­ных систем и детальное водное благоустройство.

Использование композиционных возможностей воды в ландшафтном проектировании имеет широкий диа­пазон. При формировании городского ландшафта вдоль акваторий образуются разнообразные панорамы, исполь­зуется прием раскрытия на воду, сильное композицион­ное средство - эффект отражения в воде.

При детальной работе с водой у архитектора и ин­женера-гидротехника возникают, в свою очередь, две группы ландшафтных задач преобразование есте­ственных водоемов и водотоков (озера, реки, ручья) путем их благоустройства и привнесения архитектур­ных деталей (набережные, спуски, мостики и т.п.) и создание новых (водохранилища, пруды, каналы, каска­ды и пр.). Береговая линия закрепляется в виде есте­ственного одернованного откоса, в который для живо­писности вкрапливаются камни-валуны, почти незаметной лентой бетона или с помощью деревянных свай и брусьев.

Информация о работе Композиция в ландшафтном проектировании