Экологические аспекты формирования жилой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:04, автореферат

Описание работы

Любой город с экологической точки зрения воспринимается как территория нерешенных проблем. Нарушение гармонии между естественной и искусственной средой – результат стихийной урбанизации, гипертрофированного разрастания городов и глобальной технизации. Развивая наши города, мы ввели человека в искусственную окружающую среду, более удобную для проживания, но менее благоприятную для здоровья.

Работа содержит 1 файл

автореферат_Кармацкая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    - факторы, определяющие экокомфорт жилища;

    - специфика уральского региона и г.Екатеринбурга;

    - анализ автомобилизации Екатеринбурга и связанные с этим проблемы;

    - приемы формирования экологически-ориентированной жилой среды (для условий г.Екатеринбурга).

    Глава 4. «Проектные предложения – эко-жилище для г.Екатеринбурга». В рамках магистерской диссертации разработано два проектных предложения:

    - жилое образование повышенной этажности с внедрением общественной инфраструктуры;

    - точечное жилое образование.

    По второй части сделаны выводы с обобщением приемов и средств формирования экологически-ориентированной жилой среды (для условий г.Екатеринбурга).  

    В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводятся общие выводы и результаты исследования:

       1. В ходе аналитической работы с корейскими аналогами, выделены этапы организации дворовых пространств, характеризующие различные схемы организации пешеходно-транспортных потоков:

  • «Двор-стоянка» - хранение транспорта исключительно на поверхности.
  • «Компромисс» - частичный вывод транспорта с территории жилого двора под землю, часть машиномест остается для временного пользования.
  • «Зеленый остров» - распределение мест паркования за пределами двора.
  • «Зеленый двор – зеленый район» - транспортные и пешеходно-рекреационные зоны не связаны друг с другом, машиноместа находятся под землей, либо дворы и парки подняты над паркингами и проездами.

       Эти схемы могут быть применены и в отечественной практике в соответствии с нашими климатическими условиями. В Екатеринбурге это возможно в следующих районах:

  • «Двор-стоянка» - допустим в Центральном районе, на Юге Центра, во Втузгородоке и Орджоникидзевском районе, но желательно улучшение ситуации до следующего этапа любыми оптимальными способами.
  • «Компромисс» - Сибирский, Кольцовский, Садовый, Палкинский, Широкореченский, Горнощитский и Шабровский.
  • «Зеленый остров» - Южный и Юго-Западный, Сортировочный и Нижнеисетский.
  • «Зеленый двор – зеленый район» - в новых районах и комплексах, таких как ВИЗ-Правобережный, Шарташский и Академический.

       2. На основе обобщения южнокорейского опыта выявлены композиционные приемы решения благоустройства и озеленения дворовых территорий:

  • следование законам ландшафта, перспективы и цвета, пространственного единства, принципам пространственного, функционального и художественного разнообразия; правилам экологической позитивности и структурности и социальной ориентированности;
  • учет всех аспектов применения озеленения жилой территории;
  • зависимость благоустройства и средств оборудования площадок от расположения благоустраиваемой территории на участке относительно транспортных путей с учетом направления главенствующих ветров и инсоляцией двора, их функционального назначения.

       3. Обобщены факторы, определяющие экокомфорт жилища, определяемые спецификой уральского региона и города Екатеринбурга.

       В общем и целом они представляют собой классификацию экологических факторов, включающих в себя: абиотические (климатические, аэро-, гидро-, эдо- и геофизические), биотические и антропогенные. Но, так как, речь идет о жилой застройке, необходимо так же учитывать архитектурно-инженерные факторы, такие как выбор участка, конструкции, инженерное оборудование, энергообеспечение и сбережение, бытовые и социальные потребности человека.

       В условиях Екатеринбурга экологические факторы выглядят следующим образом:

  • абиотические осложнены суровым переменчивым климатом, загрязнением воздуха и воды, преобладанием болотистых почв;
  • антропогенные факторы превалируют над биотическими вследствие влияния промышленного производства и роста автомобилизации;
  • архитектурно-инженерные факторы отягощены преобладанием неудовлетворяющей экологическим требованиям застройки и несоответствием бытовым и социальным нуждам граждан.

       4. Определены транспортные проблемы, возникающие в жилых образованиях города Екатеринбурга. К ним относится:

    • рост уровня автомобильного парка города;
  • проблема организации постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей;
  • стихийное внедрение тенденции хранения автомобилей на несанкционированных автостоянках во дворах, вблизи жилой застройки без соблюдения санитарных норм и требований безопасности;
  • недоступность общественных и частных капитальных гаражей, паркингов и стоянок, в связи с их завышенной стоимостью.

       5. В ходе проектно-творческой части работы были выявленны приемы и средства формирования экологически-ориентированной жилой среды, и применены в авторских проектных предложениях – эко-жилище для г.Екатеринбурга. В проекте представлены два типа жилища для сложной территории центра Екатеринбурга, вблизи памятников архитектуры и рекреационной жилы города. В первом случае удалось добиться разрешения проблем хранения транспорта согласно условиям этапа «Компромисс», и выдержать чистоту решения благоустройства путем поддержания данной природной среды, не внося в нее значительных изменений.

       Для второго объекта применен способ выведения транспорта «Зеленый остров», с организацией крупного паркинга в застраиваемом квартале центра города, доступный не только жителям проектируемого дома. Благоустройство, соблюдение санитарных норм и планировка квартир делает объекты максимально благоприятными и экологически-комфортными для проживания.

       Тема экологизации жилых территорий актуальна для российских городов, в особенности для промышленного Екатеринбурга. Наиболее острой проблемой остается отсутствие комплексного подхода к решению жилища и дворовых территорий. Разнообразие и успешное внедрение некоторых аспектов удачной организации жилой среды в Южной Корее, подтверждает тезис о необходимости и оправданности внедрения этих аспектов.

       В данной работе предпринята попытка лишь в общем плане охватить проблемы и факторы, влияющие на формирование экологически-ориентированной среды, выведены приемы применительно к проектам жилой направленности города Екатеринбурга; исследования в этом направлении могут и должны быть продолжены.

 

Проектные предложения – 

эко-жилище для города Екатеринбурга

  Концепция проекта

         Проект группы жилых зданий в квартале ул. Горького – Карла-Маркса и реки Исеть нацелен на рациональное использование городской территории путем создания живописного квартала на берегу реки. Проектом предусматривается реставрация и охрана существующих памятников архитектуры по адресу ул. Горького 14 (Дом В.И.Чувильдина, 1900 года, арх. Чирковский А.С.) и ул. Горького 28 (Дом Т.С.Погадаевой, 1880-х годов, арх. Реутов М.Л.). А так же строительство трех жилых зданий смешанного типа на несколько семей, и благоустройство участка, спускающегося к набережной реки Исеть. Восточнее, в квартале ул. Горького – Энгельса – Гоголя – Карла Маркса, запроектирован многофункциональный жилой дом, включающий торговые площади в стилобатной части и двухуровневый подземный паркинг под частью комплекса. Этот объект должен поддержать архитектуру «городских вилл», проектируемых вдоль реки. 

  Градостроительные решения

         Основными факторами градостроительного решения комплекса в данном случае выступают изгиб реки Исеть и ул. Гоголя, между которыми заключены объекты. Главной композиционной осью выбранной архитектурно-пространственной среды является река. Ось подчеркнута крутыми склонами, двухуровневыми набережными. На противоположном берегу расположено несколько удачных точек обзора. При рассмотрении территории в больших границах ясно видно, что на нее открывается хороший обзор с двух магистралей городского значения – ул. Куйбышева и ул. Малышева. На юге с запада к участку примыкает пешеходный мостик через реку. Некоторые здания, расположенные вблизи, очень старые, имеют историческое значение. Дендрологический парк, расположенный на западном берегу, придает архитектуре немасштабный вид, стесняя рамки зрительного восприятия участка. На данный момент участок используется как пешеходно-транзитный, часто избегаемый горожанами в силу своей небезопасности и запущенности.

         Фасад ул. Горького еще не имеет законченного вида, находится в стадии реконструкции и строительства. Не все старые здания имеют историческое или культурное значение, но проект предусматривает их сохранение, а не снос. Чего не скажешь о некоторых сооружениях внутри соседнего квартала, предполагаемого под многоэтажный комплекс. Кварталы частично обновлены жилыми зданиями средней этажности с мансардами.

         Здания, окружающие выбранный участок преимущественно жилые. На первых этажах некоторых из них расположены офисы, конторы, а в глубине кварталов – автосервисы. Это обусловлено тем, что западная часть данной территории является частью рекреационной жилы города, соединяющей исторический центр с Цирком и, в будущем, с ЦПКиО им. Маяковского. Будущее благоустройство городских территорий предусматривает именно такую связь.

         Участок тихий, это обеспечивает массив дендропарка и удаленность от городских магистралей. Участок достаточно ровный и лишь вблизи реки резко снижается на 4-5 м. Это подчеркнуто террасами набережной, перепадами отметок лестниц и площадок. Территория скудно озеленена, но благоустроена; не подвержена затоплению, так как находится выше уровня набережной, что исключает неприятный запах от загрязненного или цветущего водоема. Южнее расположен заболоченный квартал частных жилых построек, в будущем подлежащих сносу.

  • климатический район и подрайон – IB;  
  • район снежного покрова – III, ветровой район – II;
  • расчетная температура наружного воздуха (tн), °С -35;
  • сейсмичность – 4,6 баллов;
  • преобладающее направление ветра – юго-западное;
  • инженерно-геологические условия  благоприятные.

         Участок располагается за пределами прибрежных защитных полос (30 м) и водоохранных зон водоемов культурно-бытового, питьевого и рыбохозяйственного назначения. Территория находится вне площадей разведанных месторождений подземных вод и перспективных участков для постановки поисково-разведочных работ на воду хозпитьевого назначения. Загрязнение промышленными и бытовыми стоками отсутствует. Ближайшие промышленные предприятия (склады, гаражи, автосервисы) расположены южнее и восточнее, удалены от участка более чем на 350 м. Граница территории участка проходит вдоль улиц районного и местного значения, следовательно уровень загазованности и шума низкий. 

  Транспортная инфраструктура

         Проектируемый район окружен:

с юга – улицей районного значения – ул. Карла Маркса;

с востока – улицей районного значения – ул. Горького;

с севера – улицей районного значения – ул. Энгельса.

         Въезд транспорта вглубь кварталов осуществляется с магистралей городского значения – ул. Куйбышева и ул. Малышева. Проектируемые на западном участке здания смешенной структуры имеют гараж для хранения личного транспорта на первых этажах. Въезд осуществляется с ул Карла Маркса, временное хранение автомобилей и малочисленные гостевые парковки – перед домами.

         Многоквартирный дом в квартале восточнее ул. Горького имеет двухуровневую подземную парковку на 195 машиномест, которой могут пользоваться жители близлежащих домов. Въезд в нее осуществляется с запроектированного местного проезда (шириной 5,5 – 6 м) вдоль ул. Гоголя. Гостевая парковка доступна с этого же проезда, не касаясь дворовой территории. Здание содержит магазин на первых этажах, загрузка товаров в который организована через подземный паркинг. Приняты противопожарные нормы: расстояния между проектируемыми зданиями и ближайшими домами - 15,0 м; в 8 м и более, вокруг зданий, организованы дорожки с твердым покрытием шириной 6 м для проезда пожарной техники. Мусорные площадки расположены на периферии, вблизи мест временного хранения легкового транспорта.

  Пешеходные подходы к жилым объектам осуществляются от городских магистралей ул. Малышева и ул. Куйбышева вдоль улиц районного значения. С запада так же осуществляется транзитно-пешеходное движение вдоль набережной реки и со стороны денропарка. Общественный транспорт находится в пешеходной доступности от проектируемого комплекса: автобус, троллейбус, по ул. 8 марта и ул. Куйбышева так же расположены трамвайные остановки и станция метро «Геологическая».

Информация о работе Экологические аспекты формирования жилой среды